Анимизм и представления о сверхчувственных вещах

Интернет

Анимизм и представления о сверхчувственных вещах Приведенные примеры с несомненностью показывают, что нельзя отрицать наличия представлений о «чувственно-сверхчувственных» вещах в религии эпохи первобытнообщинного строя. Как возникли эти верования? Если считать, что они являются лишь дополнительным моментом верований в духов, души, то следует все же показать, как и почему этот дополнительный момент возник.

Вера в духов никак не объясняет почитания материальных предметов.

Как же получилось, что почитание сверхъестественных сил привело к почитанию предметов? Дикарь, собственно, почитает не предметы, а духов, которые вселяются в эти предметы, так говорят анимисты. Этнографический материал, который мы привели, дает нам понять, что в ряде случаев существует почитание данного предмета, у которого предполагается душа, но ни о каком вселении духов в этот предмет нет и речи, как нет и ухода духа из этого предмета; сам предмет считается священным, представление о духе как бы неотделимо от него.

Такие и подобные факты заставляют сторонника анимистической гипотезы Штернберга прийти к выводу, что первоначально дух, душа неотделима от самого предмета.

Как мы говорили, уже Э. Тэйлор, давая свое описание анимизма, становился в тупик перед некоторыми явлениями, которые с большим трудом вмещались в его схему и получали объяснение из анимизма. Он принужден был оговариваться, что «фетишем может быть любой предмет. Впрочем, из бесконечного множества предметов не ко всем безразлично может быть приложена идея сосуда, вместилища или орудия духовных существ».

Э. Тэйлор признавал, что предметы могут быть лишь «символическими, волшебными вещами, действующими через воображаемое посредство специальных свойств, присущих предмету, подобно тому, как железное кольцо сообщает крепость или ястребиная нога быстроту бега». Удивительнее всего, что это положение основателя анимистической теории было предано полному забвению его сторонниками.

Многие этнографы относят такого рода явления к симпатической магии, но это ровным счетом ничего не объясняет. Тэйлор обращает здесь внимание на процесс наделения предметов сверхъестественными свойствами (железо приносит крепость, ястребиная нога — быстроту и т. д.).

В почитании предметов чрезвычайно ярка их конкретность, приспособленность их к определенному, чуть ли не единичному случаю. Ястребиная нога, например, бесполезна во всех другпх случаях, кроме тех, когда дело идет о быстроте бега, п т. д. Веем памятен рассказ одного исследователя XVIII в. о Гвинее: «Ремер раз заглянул в открытую дверь и увидел старого негра, сидящего между 20 000 фетишей своего частного музея: он совершал таким образом свои молитвы.

Старик сказал ему, что не знает и сотой доли услуг, оказанных ему этими предметами. Их собирали его предки и он сам. Каждый оказал им какую-нибудь услугу. Ремер взял в руки камень величиной с куриное яйцо, и хозяин рассказал его историю. Однажды он выходил из дому по важному делу, но, перейдя через порог, наступил на этот камень и ушиб себе ногу. „Ага! — подумал он, — ты здесь», —и он взял камень, который действительно много помог ему тогда в его делах» 136.

Этот почти анекдотический рассказ чрезвычайно характерен. Предмет связан с каким-нибудь отдельным случаем, отдельным происшествием в жизни человека. Характерно, что можно накопить 20 000 фетишей, каждый из которых не будет повторять другого; отвлеченность представлений здесь не проявляется, наоборот, сказывается их чрезвычайная конкретность. Если попробовать в немногих словах определить, что дает нам изучение так называемых фетишистских верований, то в первую очередь надо будет отметить их предметный, чувственный характер.

Но такого рода представления отнюдь не ограничиваются только специальной группой предметов, которые этнографы называют фетишами. Такой характер верований гораздо шире. Мы видим его и в магии, и в анимизме.

Исследователи-этнографы, стоящие на самых различных позициях в вопросе о происхождении религии, ее начальных формах и основных элементах, вынуждены отмечать наличие такого характера первобытных верований. Правда, сторонники анимизма, аниматизма и других искусственных построений и теорий пытаются отвести грубо чувственным, предметным представлениям второстепенную роль.

Но изучаемый и систематизируемый ими этнографический материал прорывает те искусственные рамки, в которые его втискивают ученые в угоду предвзятым теориям.

Примыкая без критической проверки к той или иной теории, выдвинутой этнографами (чаще всего к анимистической теории), историки религии видят в изучаемых ими верованиях только представления о духах и богах или колдовские действия человека.

Представления же о том, что предметы и явления природы могут изменять свои свойства, превращаться в «чувственно-сверхчувственные» вещи, ускользают из поля зрения таких исследователей.
Язычество / Анимизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Анимизм и представления о сверхчувственных вещах

Волосы уход

Дефицит витаминов, резкие перепады температуры, частое использование фена – зима...
Журнал

Камасутра

Компьютерный вирус "Камасутра" начал действовать с опережением графика...
Журнал

Про Кофеин

Как относиться к кофе? Кажется, что вопрос этот «стар, как мир», ведь...
Журнал

Пирамида Хеопса

Согласно документам, правивший в XIX веке в Египте Мухаммед Али-паша (1769-1849...
Журнал

Анимизм

Анимизм - источник воззрений и ритуалов многих современных культов. Этот термин...
Религия

Сверхчувственное восприятие

Как было сказано выше, телепатия определяется как общение человека с другими...
Магия

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
Тайна Семи