Праздник Ивана Купалы

Традиции празднования
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.

В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Есть несколько народных примет на этот день. “На Иванов день солнце на восходе играет”. “Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов”. “На Ивана ночь звездная — много будет грибов”. “Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться”. А согласно пылкой фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые невероятные чудеса.

Июль – месяц летнего солнцестояния. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что “на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение”.

Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Из рассказов местных жителей мы узнали, что в этот день не работали - только по крайней необходимости [… Карову абрядить, есть згатовить, сена убрать, а так не работали …].

Все информанты знают этот праздник. Чаще всего говорят о двух днях этого обряда. Первый день называют по-разному, иногда даже один и тот же человек: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. Прошлогодний материал дополняет этот список: Иван Купала, Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. В работе Т.Н.Ивановой / территория не указывается/ зафиксированы названия: Богослов, Иван Богослов, Иваньский день, Иван-Креститель; Купальный Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой, Иван-Градобойник. Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные […Рвать хадили звярабой, рамашки, тыщалистник …] ( д.Красяково).

Также днем собирали цветы для гадания – богатки. Об этих цветах упоминали почти в каждой деревне, в которых мы были [Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание сбудится], [Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь]. Отмечается этот обычай и в других деревнях. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах: “Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?” А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.

В д. Забелье-3 мы услышали, что в день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом свидетельства и в литературе о купальской обрядности на Псковщине. Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются: например, в деревне Забелье-3 исполняют песню:

[Разыгрался серый конь, Разбил землю копытом],

а в деревне Кросяково поют другую песню:
[Сегодня Купальня, а завтра Иван– Будет лихо, девки, вам].

Называют эти песни иванские.

По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании “Историко - этнографические очерки Псковского края”/С.235/. В деревне Красяково мы узнаем, что [Ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живуть которые]. Чтобы уберечь от злых духов животных, люди выкапывают чертополох и вешают на хлев [Нада деда выкопать и повешать над дверями у хлеву, у хаты, на каптур], [перед Иваном нада деда выкапать, на хлев положить, чтобы колдуны кололись] (д.Осыно).

В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. Как рассказывала Евгения Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3: […Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава разныя, и калакольчик, и звяробой, тыщалистник, да разныя трава]. Из литературы известно, что в Порховском районе венки плели из 12 видов трав. Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях “молчаливая вода”.

Из литературы мы узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.

В деревнях Себежского района мы тоже услышали, что в эту ночь могли закрыть трубу [Залисть на трубу, положить стекло, чтобы дым у хате был] (д.Красяково).

А костры в настоящее время на высоких местах возле деревни разжигает молодежь - по традиции. Уже два года празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной площади возле озера. Для них приготовлена развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры.

Гадания на Ивана Купалу

ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР:
В ночь под Ивана Купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега, причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, - обозначает выход замуж или удачу.

УСЛОВИЯ ГАДАНИЯ:
Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12-ти часам ночи. Наиболее удачными днями гадания считаются святки, ночь под новый год, под крещенье, и летом - день Ивана Купалы. Обычно в старину, гадавшие и ряженые в день освящения воды на крещенье, несмотря ни на какой мороз, окунались в проруби, смывая этим свои грехи.

УСКАНИЕ ВЕНКА:
На Ивана Купала бросить в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть.

Характерная примета Ивана Купалы- многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для “отсушки”. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать “плакун-траву”, особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; “терлыч-трава” употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: “Терлич, терлич, хлопцев покличь!” Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: “Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!”

Травка “зяблица” помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным “расперстьицем” присыпают больные места на теле- порезы, нарывы, опухоли; “пастушью сумку” издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.

На ночь Ивана Купала надо поймать живую гадюку, продеть сквозь ее глаза белую нитку, и этой ниткой прошить какую-то из носильных вещей своего избранника. Степени силы этого способа гарантировать не могу - не пробовала, но, если вы действительно решили привораживать таким способом и, рискуя собственной жизнью, еще и измываетесь над живой тварью, то это настоящая ЛЮБОВЬ.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Праздник Ивана Купалы

Праздник Ивана Купалы: лучшие гадания

Седьмого июля наступает один из самых мистических дней в году — праздник Ивана...
Магия

День Ивана Купалы

Купальская обрядность у славян датируется23 - 29 июня. П. Бессоновым записан...
Магия

Гадания на Ивана Купалу

Ночь с 6 на 7 июля по-настоящему волшебная, поэтичная, полная чудес и загадок...
Магия

Праздник домового

Вы свой день рождения празднуете, дорогие читатели? А домочадцев – мужа, детей...
Магия

С веником на праздник

Если на Рождество вам подарят веник, вы, скорее всего, обидитесь. И напрасно. В...
Магия

Имболк - Праздник Огней

Символика: Солнечное Колесо , Крест , солнце, огни, фонари, светильники, свечи...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Почему нельзя держать дома монстеру
Карма как доказательство бессмертия