Буддийская астрология. Тибето-монгольская астрология

Восточные народы начали наблюдения над звездным небом очень

давно. Например, монголы - еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые

животноводческие племена испытывали в этом особую необходимость, так

как сильно зависели от природы. Известно, что у гуннов уже было

представление о месяцах или сезонах, которое переняли и

монголоязычные племена. Так, на одном из могильников киданей (1116

год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах

содержатся сведения о том, что и в послледующей истории монголы

пользовались исчислениями лунного календаря в сочетании с солнечным.

На карте звездного неба, хранящейся в Государственной публичной

библиотеке Улан-Батора, изображено 7ОО звезд северного полушария,

включая Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания,

зафиксированных почти тем же методом, каким пользуются и современные

астрономы. На карте изображен также 12 эклиптических созвездий, 28

лунных стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24 сезонов.

Pазделение года на месяцы и сезоны восходит к китайскому

сельскохозяйственному календарю, также известному с глубокой

древности (см. таб. 7).

В центре карты - маленький круг, в который включены звезды,

близкие к Полярной. За ним - круг побольше, названный "нитью летнего

полюса" (северный тропик). Следующий круг назван "нитью весеннего и

осеннего равноденствий" (экватор). За ним идет "нить зимнего полюса"

(южный тропик).

Движение Солнца ("Желтый путь") показано в виде эллипса.

Отмечены точки пересечения "Желтого пути" с "нитями" равноденствий.

Способ составления карты, ее подробный характер говорят о

высокой эрудиции старинных астрономов, их таланте. Предполагают, что

составлена эта карта была в XIII-XIV в. Значительные астрономические

и астрологические достижения характерны и для других народов,

находившихся в сфере влияния буддизма - Индии, Китая, Японии, Кореи,

стран Юго-Восточной Азии.

Теоретической основой развития астрологии в Тибете и Монголии

послужило буддийское сочинение "Калачакра тантра раджа". Эта книга,

приписываемая самому Будде, входит в состав первого тома буддийских

канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму. Анализ

теоретической части этого сочинения позволяет сделать вывод, что

начало астрологических расчетов восходит к глубокой древности.

Опираясь на положения "Калачакры тантры раджи" индийские,

тибетские, китайские астрологи изучали движение и расположение семи

главных планет: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и

Сатурна, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час

затмения Солнца и Луны. Кроме того, астрономы древности исчисляли по

звездам календарь, устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных

работ, писали работы по математике. В Монголии о связи космологии с

движением звезд писал астролог Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем

труде "Звезды и планеты неба и их доброе и дурное влияние на

человека".

Монгольские астрологи писали свои труды главным образом

по-тибетски. Автором первого такого труда стал упомянутый

Лувсанданзанжанцан, известный под именем "Святой лама". В год

огненного Зайца XII шестидесятилетия (1687) он написал "Главную сутру

космологии. Свет отторгающий и принимающий" (пособие по астрологии).

В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по

медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после

этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704-1788)

стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии,

приспособив распространенные в Тибете астрологические принципы к

природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем

этой школы является Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740-1810).

В 1789 году в Урге была создана школа астрологов, которая

готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях

существовали храмы астрологии. Главными теоретическими трудами

считались "Калаччакра тантра раджа" и ее комментарий - "Чистый лунный

свет", разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области

устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями

ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть "ученую степень

астролога".

Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в

которых разрабатывались математические методы изучения движения звезд

и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных

работ, давали советы для различных жизненных ситуаций. Во вводной

астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о

себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и

светской жизни, а также историю монастыря. Затем подробно описывали

положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты

затмений, давали прогноз погоды на год вперед, определяли, урожайным

будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события.

Чахар гэвш в своем обширном труде по астрологии на основе теории

пяти элементов говорил о влиянии небесных светил на человека,

начиная с самого рождения, подчеркивая возможность предсказания

судьбы, физического здоровья и умственных способностей. Монгольский

врачеватель монах Лувсанчойнпил в книге "Учение об элементах или

Закон сорока семи оборотов в жизни человека" писал: "Организм царя

животного мира, человека, состоит из пяти элементов, поэтому все его

радости и страдания зависят от этих элементогв. Стало быть, плохое и

хорошее необходимо рассчитывать, исходя из состояния основных

элементов природы и круговорота факторов человеческой жизни за год".

Если рассматривать периоды жизни человека по буддийской системе,

то соответствующие закономерности действительно выводятся довольно

легко - во всяком случае, легче, чем по европейскому календарю.

Монгольские астрологи определяли жизненные ритмы человека, принимая

за точку отсчета так называемые "главные отметки", даты "начала

года", девяти- и двенадцатилетние циклы, которые мы по возможности и

рассмотрим в этой книге. Этими (или похожими) методами пользовались и

другие народы, например, китайцы.

С древности монголы почитали небо (арга) как средоточие

мужского, сильного начала, и называли небо "отцом", а землю (билиг) -

"матернью". Единство небесных и земных сил издревле использовалось и

в медицине. Так, "холодные" недуги лечили горячими средствами

(прижигания), а "горячие" - холодными (холодные ванны).
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буддийская астрология. Тибето-монгольская астрология

Буддийская астрология. Нумерология

В тибетской литературе существовала традиция обозначения чисел словами. Так...
Магия

Буддийская астрология. Рука и лицо

Человек - продукт взаимодействия многочисленных bkemhi в природе и обществе...
Магия

Буддийская астрология. Лунные стоянки

Деление небосвода на этапы не только солнечного (12 знаков Зодиака), но и...
Магия

Буддийская астрология. Месяц и сезоны

Луна как ночное светило издревле привлекало внимание человека. А во многих...
Магия

Буддийская астрология. Девять цветов

Буддийская астрология включает много разных понятий, которые опираются на...
Магия

Буддийская астрология. Восемь стихий

В буддийской астрологии применяется также понятие "Восьми стихий" (элементов...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Работа канала-подъёмника