Восточные народы начали наблюдения над звездным небом очень
давно. Например, монголы - еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые
животноводческие племена испытывали в этом особую необходимость, так
как сильно зависели от природы. Известно, что у гуннов уже было
давно. Например, монголы - еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые
животноводческие племена испытывали в этом особую необходимость, так
как сильно зависели от природы. Известно, что у гуннов уже было
представление о месяцах или сезонах, которое переняли и
монголоязычные племена. Так, на одном из могильников киданей (1116
год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах
содержатся сведения о том, что и в послледующей истории монголы
пользовались исчислениями лунного календаря в сочетании с солнечным.
На карте звездного неба, хранящейся в Государственной публичной
библиотеке Улан-Батора, изображено 7ОО звезд северного полушария,
включая Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания,
зафиксированных почти тем же методом, каким пользуются и современные
астрономы. На карте изображен также 12 эклиптических созвездий, 28
лунных стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24 сезонов.
Pазделение года на месяцы и сезоны восходит к китайскому
сельскохозяйственному календарю, также известному с глубокой
древности (см. таб. 7).
В центре карты - маленький круг, в который включены звезды,
близкие к Полярной. За ним - круг побольше, названный "нитью летнего
полюса" (северный тропик). Следующий круг назван "нитью весеннего и
осеннего равноденствий" (экватор). За ним идет "нить зимнего полюса"
(южный тропик).
Движение Солнца ("Желтый путь") показано в виде эллипса.
Отмечены точки пересечения "Желтого пути" с "нитями" равноденствий.
Способ составления карты, ее подробный характер говорят о
высокой эрудиции старинных астрономов, их таланте. Предполагают, что
составлена эта карта была в XIII-XIV в. Значительные астрономические
и астрологические достижения характерны и для других народов,
находившихся в сфере влияния буддизма - Индии, Китая, Японии, Кореи,
стран Юго-Восточной Азии.
Теоретической основой развития астрологии в Тибете и Монголии
послужило буддийское сочинение "Калачакра тантра раджа". Эта книга,
приписываемая самому Будде, входит в состав первого тома буддийских
канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму. Анализ
теоретической части этого сочинения позволяет сделать вывод, что
начало астрологических расчетов восходит к глубокой древности.
Опираясь на положения "Калачакры тантры раджи" индийские,
тибетские, китайские астрологи изучали движение и расположение семи
главных планет: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и
Сатурна, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час
затмения Солнца и Луны. Кроме того, астрономы древности исчисляли по
звездам календарь, устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных
работ, писали работы по математике. В Монголии о связи космологии с
движением звезд писал астролог Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем
труде "Звезды и планеты неба и их доброе и дурное влияние на
человека".
Монгольские астрологи писали свои труды главным образом
по-тибетски. Автором первого такого труда стал упомянутый
Лувсанданзанжанцан, известный под именем "Святой лама". В год
огненного Зайца XII шестидесятилетия (1687) он написал "Главную сутру
космологии. Свет отторгающий и принимающий" (пособие по астрологии).
В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по
медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после
этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704-1788)
стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии,
приспособив распространенные в Тибете астрологические принципы к
природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем
этой школы является Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740-1810).
В 1789 году в Урге была создана школа астрологов, которая
готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях
существовали храмы астрологии. Главными теоретическими трудами
считались "Калаччакра тантра раджа" и ее комментарий - "Чистый лунный
свет", разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области
устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями
ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть "ученую степень
астролога".
Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в
которых разрабатывались математические методы изучения движения звезд
и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных
работ, давали советы для различных жизненных ситуаций. Во вводной
астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о
себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и
светской жизни, а также историю монастыря. Затем подробно описывали
положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты
затмений, давали прогноз погоды на год вперед, определяли, урожайным
будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события.
Чахар гэвш в своем обширном труде по астрологии на основе теории
пяти элементов говорил о влиянии небесных светил на человека,
начиная с самого рождения, подчеркивая возможность предсказания
судьбы, физического здоровья и умственных способностей. Монгольский
врачеватель монах Лувсанчойнпил в книге "Учение об элементах или
Закон сорока семи оборотов в жизни человека" писал: "Организм царя
животного мира, человека, состоит из пяти элементов, поэтому все его
радости и страдания зависят от этих элементогв. Стало быть, плохое и
хорошее необходимо рассчитывать, исходя из состояния основных
элементов природы и круговорота факторов человеческой жизни за год".
Если рассматривать периоды жизни человека по буддийской системе,
то соответствующие закономерности действительно выводятся довольно
легко - во всяком случае, легче, чем по европейскому календарю.
Монгольские астрологи определяли жизненные ритмы человека, принимая
за точку отсчета так называемые "главные отметки", даты "начала
года", девяти- и двенадцатилетние циклы, которые мы по возможности и
рассмотрим в этой книге. Этими (или похожими) методами пользовались и
другие народы, например, китайцы.
С древности монголы почитали небо (арга) как средоточие
мужского, сильного начала, и называли небо "отцом", а землю (билиг) -
"матернью". Единство небесных и земных сил издревле использовалось и
в медицине. Так, "холодные" недуги лечили горячими средствами
(прижигания), а "горячие" - холодными (холодные ванны).
монголоязычные племена. Так, на одном из могильников киданей (1116
год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах
содержатся сведения о том, что и в послледующей истории монголы
пользовались исчислениями лунного календаря в сочетании с солнечным.
На карте звездного неба, хранящейся в Государственной публичной
библиотеке Улан-Батора, изображено 7ОО звезд северного полушария,
включая Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания,
зафиксированных почти тем же методом, каким пользуются и современные
астрономы. На карте изображен также 12 эклиптических созвездий, 28
лунных стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24 сезонов.
Pазделение года на месяцы и сезоны восходит к китайскому
сельскохозяйственному календарю, также известному с глубокой
древности (см. таб. 7).
В центре карты - маленький круг, в который включены звезды,
близкие к Полярной. За ним - круг побольше, названный "нитью летнего
полюса" (северный тропик). Следующий круг назван "нитью весеннего и
осеннего равноденствий" (экватор). За ним идет "нить зимнего полюса"
(южный тропик).
Движение Солнца ("Желтый путь") показано в виде эллипса.
Отмечены точки пересечения "Желтого пути" с "нитями" равноденствий.
Способ составления карты, ее подробный характер говорят о
высокой эрудиции старинных астрономов, их таланте. Предполагают, что
составлена эта карта была в XIII-XIV в. Значительные астрономические
и астрологические достижения характерны и для других народов,
находившихся в сфере влияния буддизма - Индии, Китая, Японии, Кореи,
стран Юго-Восточной Азии.
Теоретической основой развития астрологии в Тибете и Монголии
послужило буддийское сочинение "Калачакра тантра раджа". Эта книга,
приписываемая самому Будде, входит в состав первого тома буддийских
канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму. Анализ
теоретической части этого сочинения позволяет сделать вывод, что
начало астрологических расчетов восходит к глубокой древности.
Опираясь на положения "Калачакры тантры раджи" индийские,
тибетские, китайские астрологи изучали движение и расположение семи
главных планет: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и
Сатурна, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час
затмения Солнца и Луны. Кроме того, астрономы древности исчисляли по
звездам календарь, устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных
работ, писали работы по математике. В Монголии о связи космологии с
движением звезд писал астролог Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем
труде "Звезды и планеты неба и их доброе и дурное влияние на
человека".
Монгольские астрологи писали свои труды главным образом
по-тибетски. Автором первого такого труда стал упомянутый
Лувсанданзанжанцан, известный под именем "Святой лама". В год
огненного Зайца XII шестидесятилетия (1687) он написал "Главную сутру
космологии. Свет отторгающий и принимающий" (пособие по астрологии).
В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по
медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после
этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704-1788)
стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии,
приспособив распространенные в Тибете астрологические принципы к
природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем
этой школы является Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740-1810).
В 1789 году в Урге была создана школа астрологов, которая
готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях
существовали храмы астрологии. Главными теоретическими трудами
считались "Калаччакра тантра раджа" и ее комментарий - "Чистый лунный
свет", разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области
устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями
ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть "ученую степень
астролога".
Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в
которых разрабатывались математические методы изучения движения звезд
и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных
работ, давали советы для различных жизненных ситуаций. Во вводной
астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о
себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и
светской жизни, а также историю монастыря. Затем подробно описывали
положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты
затмений, давали прогноз погоды на год вперед, определяли, урожайным
будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события.
Чахар гэвш в своем обширном труде по астрологии на основе теории
пяти элементов говорил о влиянии небесных светил на человека,
начиная с самого рождения, подчеркивая возможность предсказания
судьбы, физического здоровья и умственных способностей. Монгольский
врачеватель монах Лувсанчойнпил в книге "Учение об элементах или
Закон сорока семи оборотов в жизни человека" писал: "Организм царя
животного мира, человека, состоит из пяти элементов, поэтому все его
радости и страдания зависят от этих элементогв. Стало быть, плохое и
хорошее необходимо рассчитывать, исходя из состояния основных
элементов природы и круговорота факторов человеческой жизни за год".
Если рассматривать периоды жизни человека по буддийской системе,
то соответствующие закономерности действительно выводятся довольно
легко - во всяком случае, легче, чем по европейскому календарю.
Монгольские астрологи определяли жизненные ритмы человека, принимая
за точку отсчета так называемые "главные отметки", даты "начала
года", девяти- и двенадцатилетние циклы, которые мы по возможности и
рассмотрим в этой книге. Этими (или похожими) методами пользовались и
другие народы, например, китайцы.
С древности монголы почитали небо (арга) как средоточие
мужского, сильного начала, и называли небо "отцом", а землю (билиг) -
"матернью". Единство небесных и земных сил издревле использовалось и
в медицине. Так, "холодные" недуги лечили горячими средствами
(прижигания), а "горячие" - холодными (холодные ванны).
Обсуждения Буддийская астрология. Тибето-монгольская астрология