Буддийская астрология. Тибето-монгольская астрология

Восточные народы начали наблюдения над звездным небом очень

давно. Например, монголы - еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые

животноводческие племена испытывали в этом особую необходимость, так

как сильно зависели от природы. Известно, что у гуннов уже было
Буддийская астрология. Тибето-монгольская астрология
представление о месяцах или сезонах, которое переняли и

монголоязычные племена. Так, на одном из могильников киданей (1116

год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах

содержатся сведения о том, что и в послледующей истории монголы

пользовались исчислениями лунного календаря в сочетании с солнечным.

На карте звездного неба, хранящейся в Государственной публичной

библиотеке Улан-Батора, изображено 7ОО звезд северного полушария,

включая Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания,

зафиксированных почти тем же методом, каким пользуются и современные

астрономы. На карте изображен также 12 эклиптических созвездий, 28

лунных стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24 сезонов.

Pазделение года на месяцы и сезоны восходит к китайскому

сельскохозяйственному календарю, также известному с глубокой

древности (см. таб. 7).

В центре карты - маленький круг, в который включены звезды,

близкие к Полярной. За ним - круг побольше, названный "нитью летнего

полюса" (северный тропик). Следующий круг назван "нитью весеннего и

осеннего равноденствий" (экватор). За ним идет "нить зимнего полюса"

(южный тропик).

Движение Солнца ("Желтый путь") показано в виде эллипса.

Отмечены точки пересечения "Желтого пути" с "нитями" равноденствий.

Способ составления карты, ее подробный характер говорят о

высокой эрудиции старинных астрономов, их таланте. Предполагают, что

составлена эта карта была в XIII-XIV в. Значительные астрономические

и астрологические достижения характерны и для других народов,

находившихся в сфере влияния буддизма - Индии, Китая, Японии, Кореи,

стран Юго-Восточной Азии.

Теоретической основой развития астрологии в Тибете и Монголии

послужило буддийское сочинение "Калачакра тантра раджа". Эта книга,

приписываемая самому Будде, входит в состав первого тома буддийских

канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму. Анализ

теоретической части этого сочинения позволяет сделать вывод, что

начало астрологических расчетов восходит к глубокой древности.

Опираясь на положения "Калачакры тантры раджи" индийские,

тибетские, китайские астрологи изучали движение и расположение семи

главных планет: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и

Сатурна, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час

затмения Солнца и Луны. Кроме того, астрономы древности исчисляли по

звездам календарь, устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных

работ, писали работы по математике. В Монголии о связи космологии с

движением звезд писал астролог Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем

труде "Звезды и планеты неба и их доброе и дурное влияние на

человека".

Монгольские астрологи писали свои труды главным образом

по-тибетски. Автором первого такого труда стал упомянутый

Лувсанданзанжанцан, известный под именем "Святой лама". В год

огненного Зайца XII шестидесятилетия (1687) он написал "Главную сутру

космологии. Свет отторгающий и принимающий" (пособие по астрологии).

В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по

медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после

этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704-1788)

стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии,

приспособив распространенные в Тибете астрологические принципы к

природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем

этой школы является Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740-1810).

В 1789 году в Урге была создана школа астрологов, которая

готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях

существовали храмы астрологии. Главными теоретическими трудами

считались "Калаччакра тантра раджа" и ее комментарий - "Чистый лунный

свет", разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области

устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями

ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть "ученую степень

астролога".

Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в

которых разрабатывались математические методы изучения движения звезд

и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных

работ, давали советы для различных жизненных ситуаций. Во вводной

астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о

себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и

светской жизни, а также историю монастыря. Затем подробно описывали

положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты

затмений, давали прогноз погоды на год вперед, определяли, урожайным

будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события.

Чахар гэвш в своем обширном труде по астрологии на основе теории

пяти элементов говорил о влиянии небесных светил на человека,

начиная с самого рождения, подчеркивая возможность предсказания

судьбы, физического здоровья и умственных способностей. Монгольский

врачеватель монах Лувсанчойнпил в книге "Учение об элементах или

Закон сорока семи оборотов в жизни человека" писал: "Организм царя

животного мира, человека, состоит из пяти элементов, поэтому все его

радости и страдания зависят от этих элементогв. Стало быть, плохое и

хорошее необходимо рассчитывать, исходя из состояния основных

элементов природы и круговорота факторов человеческой жизни за год".

Если рассматривать периоды жизни человека по буддийской системе,

то соответствующие закономерности действительно выводятся довольно

легко - во всяком случае, легче, чем по европейскому календарю.

Монгольские астрологи определяли жизненные ритмы человека, принимая

за точку отсчета так называемые "главные отметки", даты "начала

года", девяти- и двенадцатилетние циклы, которые мы по возможности и

рассмотрим в этой книге. Этими (или похожими) методами пользовались и

другие народы, например, китайцы.

С древности монголы почитали небо (арга) как средоточие

мужского, сильного начала, и называли небо "отцом", а землю (билиг) -

"матернью". Единство небесных и земных сил издревле использовалось и

в медицине. Так, "холодные" недуги лечили горячими средствами

(прижигания), а "горячие" - холодными (холодные ванны).
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буддийская астрология. Тибето-монгольская астрология

Буддийская астрология. Нумерология

В тибетской литературе существовала традиция обозначения чисел словами. Так...
Магия

Буддийская астрология. Рука и лицо

Человек - продукт взаимодействия многочисленных bkemhi в природе и обществе...
Магия

Буддийская астрология. Лунные стоянки

Деление небосвода на этапы не только солнечного (12 знаков Зодиака), но и...
Магия

Буддийская астрология. Месяц и сезоны

Луна как ночное светило издревле привлекало внимание человека. А во многих...
Магия

Буддийская астрология. Пять элементов

Изучая влияние природных факторов на человека, жители стран Дальнего Востока...
Магия

Буддийская астрология. Девять цветов

Буддийская астрология включает много разных понятий, которые опираются на...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Три основания честной философии
Водосвятие в 2019 году