Текст сновидения

Теперь, когда мы уже знаем, что между сновидением и записью его на бумаге существует большая разница (не меньшая, чем между заметкой в газете и реальным событием, которое в ней описывается), давайте займемся непосредственно текстами сновидений.
Текст сновидения
Вот вы положили на столик ручку, включили ночник, чтобы можно было писать при свете, заснули и вам снится сон. Он не растворяется в вашем сознании, и вам удается быстро записать его среди ночи. На следующее утро вы ясно вспоминаете некоторые его образы (однако не все), иные не восстанавливаются даже при чтении текста, наскоро набросанные в полусне. Такие наполовину забытые сновидения, частью состоящие из образов, которые нетрудно "пережить" повторно, а частью - из отпечатавшихся в сознании событий прошлого и осколков забытых снов - явление нередкое.

Как можно использовать тексты сновидений? Я считаю, что сновидение - это живая реальность, некий психический организм, существующий в пространственной форме. Все элементы образа сновидения важны для него в равной степени, и, потеряв даже один из них, мы теряем весь образ.

Образ сновидения - это сложная структура. Давайте для начала проанализируем образ сновидения одной из моих пациенток, которую назовем Стелла: "I`m a рrisoner inaрlane wНicН Нas glass bottom" (Я - пленница в самолете, у которого стеклянный пол). Этот вступительный образ текста сновидения состоит из пяти элементов. I, рrisoner, рlane, glass, bottom (Я, пленница, самолет, стекло, пол). Все они присутствуют в сновидении одновременно, и между ними могут образовываться самые различные связи.

Слова рlane и bottom имеют двойные значения: рlane означает "самолет" и "уровень", а bottom - "нижняя часть", "пол", "лоно". Так как все эти значения присутствуют в языке, на котором говорит Стелла, их также надлежит включить в общий контекст толкования сновидения.

Мой плен существует в том понимании, что я свысока смотрю на мир, лежащий у моих ног, но попасть в него не могу - он за стеклом.

Я как пленница в этом самолете со стеклянным полом, я хочу убежать.

Те высокие сферы, в которых я витаю, от низменного мира отделяет непреодолимая преграда - стекло. Я ничего не могу сделать, я - пленница этого состояния.

Моя летящая душа обречена на одиночество.
Даже когда мое лоно летит, спасаясь бегством, я чувствую себя пленницей. Я - пленница этого бегства от половой близости.

Я пытаюсь скомпоновать новые образы из элементов анализируемого сновидения. Я тасую их как колоду карт и постепенно проявляются переносные значения, образовываются отдельные метафоры. Так "сырой" текст сновидения обрабатывается до тех пор, пока на его основе не сформулируется единая метафора сна. При этом должны учитываться и все характерные признаки каждого элемента образа. Необходимо выяснить, какие ассоциации вызывает тот или иной из них у человека, видевшего сон. Спросив, например, "Что вам приходит в голову, когда вы думаете о самолете?", в ответ вы можете услышать: "На прошлой неделе я летал домой", или - "Когда я был маленьким, я боялся летать", или "Мой дядя - летчик". Подобные ответы - результат образования ассоциативных сетей, скрепленных прямой или косвенной связью с образом сновидения.

Поиски ассоциаций - один из важнейших аспектов работы со сновидениями. Так выясняются связи между увиденным образом и повседневной жизнью.

Конечно, в основе всех личных ассоциаций лежат слова, но каждое из них при этом обладает еще и собственным полем значений, которые обычно с ним ассоциируются. Закончив анализ личных ассоциаций, можно перейти к рассмотрению этих полей.

Я - образ собственного "Я", с которым я обычно себя отождествляю, через посредство которого реагирую на внешний мир и которым, как правило, себя считаю;

Пленница/плен - закрыть, запереть, ограничивать в чем-либо, оказаться в ситуаци, из которой нет выхода, замуровать, определить, преградить доступ, замкнуться в себе;

Самолет/уровень (рlane) - летать по воздуху, высокая скорость, хитроумный механизм, приводить в движение контролируемым взрывом, удаленный, бежать от чего-либо; уровень, плоскость, поверхность, двумерный;

Стекло - разделение, почти невидимое для глаза, наблюдать за кем-либо, не боясь быть увиденным, видеть, но не ощущать, непосредственно не участвовать в ходе событий; прозрачный, хрупкий;

Пол (bottom) - нижняя часть, низкий, граница между верхней и нижней частью чего-либо; половые органы, лоно.

Этот образ сновидения создает впечатление об образе "Я" как о замкнутой в себе, ограниченной в своих действиях личности; она смотрит на "нижний" мир и чувствует свою уязвимость перед ним; она не ощущает своей причастности к повседневному течению жизни; ей недоступна грубая жизненная сила - это хрупкое создание в страхе бежит даже от собственных несмелых мыслей о физической близости; ее связь с приземленной реальностью настолько слаба, что может прерваться в любой момент.

Упражнение 9

СОЗДАЕМ КОМБИНАЦИИ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СНОВИДЕНИЯ

Постараемся создать из отдельных элементов сновидения (Я, пленница, самолет/плоскость, стекло, пол/лоно) как можно больше комбинаций. Только что вы познакомились лишь с одним из многих возможных вариантов такого рода. Чем больше времени вы этому уделите, тем ярче станет образ сновидения. Выполните это упражнение в письменной форме, и пусть написанный таким образом текст станет основой для толкования всего сновидения, отправной точкой которого был приведенный выше образ.

Вот как выглядит запись всего сновидения, сделанная Стеллой:

Я - пленница в самолете со стеклянным полом - мы падаем - отказало управление - я прошу двух женщин, сидящих рядом со мной, взяться за руки и начать медитировать. Одна так и делает. Неотвратимая смерть не страшит нас.Мы приземляемся - много людей - какие темные личности - кто-то кивает мне, давая понять, что то, о чем я думаю, правда: мы им нужны как женщины. Одна из нас находит мужчину поприличней (по-моему, в военной форме) и идет с ним спать. Она же находит партнера и для меня. Он в белом - как Аль-Хуанг - кажется, доктор. Он мне нравится - я ему тоже. Он улыбается. С ним легко. Мне не страшно. Я говорю, что сначала должна помыться - это не так просто - вода хлещет во все стороны - я мочусь на деревянный пол душевой - не закрывается кран и т.д. Кто-то за мной приходит. Я боюсь, что он будет на меня кричать - мы мылись слишком долго - мы идем его искать - он у себя в комнате на три или четыре этажа выше (мы видим, что там горит свет).

Одна из целей работы со сновидениями - поиск связей между образами сновидения и личной жизнью того, кто его видит. Так, элементы одиночества и бегства в первоначальном образе сновидения Стеллы представляют собой отражение ее реальной жизни. Четыре года назад Стелла разорвала отношения со своим мужем. В сексуальном плане замужество было очень активным. После развода она жила одна и в половую близость ни с кем не вступала. Сейчас ей немногим более сорока. Мы работаем с ней уже два года. Уйдя от мужа, она стала преподавать в колледже.

Вступать в интимные отношения Стелле мешало чувство некоторой отчужденности. Интимной жизни у нее не было. Она занимала все свое время преподаванием и учебой, по нескольку часов в день предаваясь медитации. Нет сомнения, что ее сновидение отражает состояния человека, которому "низменный", повседневный мир недоступен: слишком высоко парит его душа. Стелла только наблюдает за этим миром из-за стекла. В тех возвышенных сферах, где она существует, у нее нет с ним непосредственного контакта (стеклянный пол). Но вот - крушение. Состояние полета, видимо, создает у нее ощущение контроля над происходящим, ибо в тот момент, когда полет переходит в падение, у Стеллы появляется чувство "потери управления".

Прежде чем идти дальше, давайте вообразим следующую картину: вы летите в самолете, и вдруг самолет начинает падать. Что вы чувствуете при этом? Вся жизнь летит вверх тормашками - управление потеряно. Катастрофа. Как высоко падать! Смерть!

Образ "Я" в сновидении Стеллы - само спокойствие и безмятежность. Я бы назвал это сверхспокойствием. Образ "Я", как правило, - это составляющая привычного сознания. Другими словами, в нем отражаются привычные для человека реакции и взгляды. В случае со сновидениями, однако, этот образ нельзя отождествлять с человеком, видящим сон, так как во время сновидения сон и тот, к кому он приходит, составляют единое целое. А ведь сон - это сон, а не привычная реальность. И сознание "Я" - лишь составляющая мира сновидений и человека, в них "живущего".

"Да, - говорит Стелла, развивая ассоциацию со своим спокойным "Я", - смерть нисколько меня не пугает. Этот элемент постоянно присутствует в моих медитациях".

В данном случае сознательная реакция Стеллы и реакция образа "Я" совпадают.

Вместе с тем сновидение рисует многозначную картину. Взять, к примеру, два женских образа, с которыми образ "Я" Стеллы хочет установить связь. В момент падения, перед лицом стремительно приближающейся смерти, когда Стелла пытается раствориться в космосе, ей удается войти в контакт лишь с одной из них (они берутся за руки). Вторая Женщина подчеркивает свою независимость тем, что своей руки не подает. Важность этого момента раскрывается позже, когда оказывается, что Вторая Женщина знает, как вести себя в "нижнем" мире.

Мы приземляемся и оказываемся в Стране Толпы - людей в собирательном смысле слова. Попадаем в мир жалких и потрепанных существ. Разношерстного сброда. Мир пьяниц и наглых, развязных типов. Опустившиеся люди. Полный упадок. Здесь все принижается, вываливается в грязи. Мир как куча навоза, грязный мир. (Теперь я понимаю, почему даже в полете на большой высоте ее защищало стекло.) Смешение всевозможных отбросов и мерзости, непристойности и грязи, завершающееся половым актом.

Описывая образ изнутри, Стелла рисует картину полуразвалившихся трущоб, грязи на улицах, небритых полупьяных мужчин, которые, пошатываясь, бродят по узким кривым переулкам.

Вот еще человек, который кивает. Она не может вспомнить его четко. Только кивок.

Кивок по-гречески "numen". Второе значение этого слова "сон". Боги Древней Греции, как правило, возвещали людям грядущее, приходя к ним во сне. От греческого "numen" происходит английское слово "numinous", обозначающее загадочное божественное начало, которое мы воспринимаем с суеверным страхом и дрожью.

Недоступная понманию материя, которая приводит в дрожь Стеллу, - это плотская любовь. "Мы им нужны как женщины". Нас хотят. Хотят - и возьмут! Здесь воображается захват в сексуальном плане. Перед таким захватом образ "Я" бессилен. Противопоставить ему нечего. Возвышенное повседневное "Я" безоружно перед миром сексуального порабощения в его низменном проявлении. Здесь все грязно и непристойно, убого и приземленно, все пьянит и дурманит. Это - часто описываемый прообраз ничем не ограниченной стихии страстей. Затем начинается поиск достойного человека, поиск чистоты в отвратительном мире похоти. Независимая Вторая Женщина чувствует себя в этом зловещем мире как дома. Она сразу же находит партнера. В отношении военного у Стеллы не возникает практически никаких ассоциаций. Все, что она говорит: "Война, воин, способный сражаться. Рыцарь, который защитит ее". Такой же кавалер появляется и у Стеллы - это Доктор в Белом.

Любовный акт с Доктором в Белом. Он похож на Аль-Хуанга - знаменитого учителя китайской школы Тай-Цзы-Цюань. На одном из сеансов, при толковании этого сновидения, у тех, кто с ним работал, имя Аль-Хуанг ассоциировалось со словом "ванг", что означает "пенис". Эль-Ванг. Исцеляющий фаллос.

Усцеляющее совокупление, сексуальное врачевание, в котором участвует доктор, так не похожий на других. Ему удается избавить физическую любовь от элемента угрозы и страха и превратить ее в нечто чистое, светлое и привлекательное.

Таким образом, Вторая Женщина способствует тому, что сексуальное восприятие Стеллы меняется. Теперь все можно исправить.

На этой стадии становится ясно, что данный сон содержит элемент трансференции. Поскольку Рыцарь и Доктор ощущаются как целители, они идентифицируются с личностью исцелителя-психоаналитика. Отсюда может развиться подсознательное перевоплощение в другой образ. На языке психоанализа такие перевоплощения называются трансференция или контртрансференция. Нередко подобные воображаемые отношения принимают сексуальный характер.

А вот теперь начинается нечто невообразимое: феерия страстей. Бьющее через край либидо, для которого нет преград. Открываются краны. Поток невозможно остановить. Стелла хочет очистить тело и душу. Исцеление любовью должно свершиться в обстановке полной и соответствующей моменту чистоты. Но бурлящие страсти сдержать невозможно. Их волна настолько сильна, что Стелла мочится на деревянный пол. Она полна жизненных соков. В слове "мочиться" Стелла делает описку: она пишет "реа" (горошина) вместо "рее" (мочиться). А Фрейд научил нас обращать особое внимание на описки и оговорки. Что же означает образ горошины в данном случае? Вспомните сказку о принцессе на горошине. Принцесса была настолько чувствительна, что даже небольшая горошина, лежащая под двенадцатью матрацами, мешала ей спать всю ночь. Низменный мир горошины раздражает возвышенный мир принцессы.

Образ горошины придает оттенок сверхчувствительности тому образу хрупкой возвышенности, в который Стелла была заключена в самолете. Возвышенная, нежная натура принцессы отчуждена от мира мелких раздражителей - низменного, но притягательного.

Кто же тот доктор с Востока, с которым Стелла должна лечь в постель?

Доктор живет на третьем или четвертом этаже. На три-четыре этажа выше. В этих низменностях плотской любви он - на высоте. Он существует на границе между возвышенным и приземленным, присутствует в обеих реальностях одновременно. Его сексуальное проникновение возродит в ней желание физической близости. Действуя по принципу "подобное лечится подобным", он примирит Стеллу с миром, в который та попала, не позволив ему при этом ни надругаться над ней, ни уничтожить ее. Он - луч света в мире мрака. ("Мы видим, что там горит свет".) Восток (Orient) - ориентирование в пространстве; выбор правильного пути в темном мире сексуальных страстей. После долгого периода отчужденности опять становится возможной половая близость.
×

Обсуждения Текст сновидения

По теме Текст сновидения

Сновидения. Контроль сновидения

Внутри себя вы располагаете огромным ресурсом знаний. Вы можете сделать их...
Магия

Возможности сновидения. Контроль сновидения

Средством контроля сновидения может стать что-либо слепленное из "фантазийной...
Магия

Сны и Сновидения

Для тoгo, чтoбы xopoшo зaпoминaть cнoвидeния, cлeдyeт eжeнeдeльнo мeнять...
Магия

Сновидения

В сутре Будда Шакьямуни [1], используя множество метафор, описывает...
Магия

Осознание сновидения

Осознание сновидения - лишь этап в длительном процессе индивидуального развития...
Магия

Практика осознанного сновидения

Ранним утром, когда было еще темно, молодой человек вдруг заворочался в постели...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество