Циркуляция ци

"Пять циркулирующих (у юнь)" и "шесть энергий (лю ци)", или учение о "циркуляции ци" (юнь ци сюешо), является важным разделом сохранившегося до нашего времени трактата "О внутреннем" ("Нэйцзин"). В общих чертах учение о "циркуляции ци" состоит из трех частей: примитивной метеорологии, климатической медицины и принципов сохранения здоровья с учетом климатических условий. Поскольку физиология организма человека находится в тесной связи с динамическими изменениями природной среды, любые серьезные колебания природных условий могут вызвать соответствующую реакцию организма, оказать на его функционирование определенное влияние. Удовлетворение человеком повседневных потребностей в пище и в воде неотделимо от природы, так же как и возникновение многих болезней зачастую предопределяется природными климатическими причинами. Смена времен года, колебания климатических условий оказывают, таким образом, специфическое влияние на физиологические процессы в организме человека, и, соответственно, на возникновение тех или иных заболеваний, их диагностику и лечение. Вот почему древние медики, специалисты в области "сохранения здоровья" уделяли такое большое внимание закономерностям смены "сезонов" и погодных явлений, исследовали вопросы взаимосвязей между метеоусловиями, медициной и "сохранением здоровья". В результате этих исследований в эпоху династий Цинь и Хань (221 до н.э. - 220) сформулировалась теория "пяти циркулирующих (ци) и шести энергий (ци)".

"Пять циркулирующих" - это дерево, огонь, земля, металл и вода, т.е. пять природных ци-субстанций, циркулирующих между небом и землей и определяемых знаками десятеричного цикла ("десять небесных стволов"), что называется "десять стволов превращаются в циркулирующие" (ши гань хуа юнь). На годы цзя и цзи приходится "циркуляция земли", на годы и и гэн - "циркуляция металла", на годы бин и синь - "циркуляция воды", на годы дин и жэнь - "циркуляция дерева", на годы у и гуй - "циркуляция огня". "Циркуляция дерева" вызывает сильный ветер, "циркуляция огня" - зной и жару, "циркуляция земли" - дождь и сырость, "циркуляция металла" - сухость, "циркуляция воды" - ледяной холод.

"Шесть энергий" - это ветер, жар, огонь, сырость, сухость и холод, которые обычно соответствуют тому или иному времени года: весной - ветренно, ранним летом - жарко, летом - "огненно", в начале осени - сыро, осенью - сухо, зимой - холодно. Оставаясь неизменными из года в год, эти энергии получили название "энергий-хозяев". Если же какое-либо явление проявляется в неположенный для него срок, нарушая обычный порядок, то его называют "энергия-гость". "Шесть энергий" могут "вверху заполнять небо", и тогда их называют "правящими небом энергиями", а могут "внизу касаться земли", и тогда они становятся "источниковы-ми энергиями". "Энергии" соответствуют знакам двенадцатеричного цикла ("двенадцать земных ветвей") и выстраиваются в схему, называемую "двадцать ветвей превращаются в энергии" (шиэр чжи хуа ци). Тогда ветер можно назвать "ветряным деревом с отсутствующим инь", жар - "благородным огнем со слабым инь", огонь - "относительным огнем со слабым ян", сырость - "сырой землей с сильным инь", сухость - "сухим металлом со светлым ян", холод - "холодной водой с великим ян". В годы цзи и у небом правит "благородный огонь со слабым инь", в годы чоу и вэй - "сырая земля с сильным инь", в годы инь и шэнь - "относительный огонь со слабым ян", в годы сы и хай - "ветряное дерево с недостаточным инь". При обычном порядке смены "энергий" в течение года "ветряное дерево с отсутствующим инь" господствует в период с "большого холода" (* Здесь и далее используются термины лунного календаря) до весеннего равноденствия, "благородный огонь со слабым инь" - с весеннего равноденствия до "малого изобилия", "относительный огонь со слабым ян" - с "малого изобилия" до "большой жары", "сырая земля с великим ян" - с "большой жары" до осеннего равноденствия, "сухой металл со светлым ян" - с осеннего равноденствия до "малого снега", "холодная вода с сильным ян" - с "малого снега" до "большого холода".

I. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НОСИТ УПОРЯДОЧЕННЫЙ ЦИКЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Учение о "циркуляции ци" не ставит целью объяснение ежедневных перемен погоды. Его цель - прогнозирование погодных изменений в будущем на тот или иной год, периодов времени. Главным фактором, обуславливающим формирование и смену метеоявлений, оно считает субстанцию ци, ее эволюцию. Единство мироздания предполагает, что все сущее - ни что иное как единая ци. Однако под воздействием закономерностей теории инь, ян и "пяти первоэлементов" единая материальная ци может существовать в неограниченном многообразии проявлений. Определяющая смену метеоусловий ци насчитывает шесть разновидностей, о которых уже говорилось выше: ветер, жар, огонь, сырость, сухость и холод. В трактате "Су вэнь" определена принадлежность "шести энергий (ци) " субстанциям инь и ян: "В зависимости от количества инь- и ян-ци определяется три инь и три ян... В условиях отсутствия инь господствует ци-ветер, при малом количестве инь господствует ци-жар, при большом количестве инь господствует ци-сырость, при малом количестве ян господствует ци-огонь, при ясном ян господствует ци-сухость, при большом количестве ян господствует ци-холод. Сказанное - основа, называемая "шесть изначальных". Источником "шести энергий" являются инь-ци и ян-ци, и, поскольку "энергии" обладают разным количеством инь и ян, их подразделяют на "три инь-энергии" и "три ян-энергии". "Шесть изначальных" по сути и есть "шесть энергий".

Разделение "шести энергий" на "три ян-энергии" и "три инь-энергии" основано на противоречиях между инь и ян используется в аналитических целях. Однако такое представление было бы неполным, если не рассмотреть "шесть энергий" с точки зрения концепции "пяти циркулирующих (ци)": "ци-дерева", "ци-огня", "ци-земли", "ци-металла" и "ци-воды". Важно заметить, что "пять циркулирующих (ци)", представляющие собой основополагающие метеофакторы, не являются какой-либо другой по характеру ци, не совпадающей с "шестью энергиями (ци)". И те, и другие, по сути, взаимопроникаемы. Иными словами - это одна и та же ци, только рассматриваемая с разных позиций; с точки зрения соотношения инь и ян - это "шесть энергий (ци)", с точки зрения теории "пяти первоэлементов" - это "пять циркулирующих ци". Именно поэтому можно установить принадлежность "шести энергий" к "пяти циркулирующим": "ци-ветер с отсутствующим инь" принадлежит дереву, "ци-жар со слабым инь" принадлежит "благородному огню", "ци-огонь со слабым ян" принадлежит "относительному огню", "ци-сырость с сильным инь" принадлежит земле, "ци-сухость со светлым ян" принадлежит металлу, "ци-холод с великим ян" принадлежит воде. "Ци-жар" и "ци-огонь" в сущности схожи друг с другом, различаются только по своей интенсивности и принадлежат первоэлементу "огонь". Чтобы отличать эти две энергии друг от друга, первоэлемент "огонь" разделяют на два вида: "благородный огонь" и "относительный огонь", которые соотносятся с "ци-жаром" и "ци-огнем" соответственно. В "Су вэнь" говорится: "У неба есть пять первоэлементов, занимающих пять мест, которые порождают холод, жару, сухость, сырость и ветер". Упоминающаяся в этой цитате "жара" как раз и включает "ци-жар" и "ци-огонь", что еще раз подтверждает существование тесной связи между "шестью энергиями" и "пятью циркулирующими".

Если "шесть ци" и "пять ци" по сути одно и то же, зачем же понадобилось их разграничивать? Да потому, что различные формы ци оказывают влияние на климатические условия не по отдельности, а всегда в различных комбинациях формируют системы метеофакторов, движение которых и определяет изменение метеоусловий. Согласно учению о "циркулирующей ци" между небом и землей существует две основные системы метеофакторов. Одна - система "пяти циркулирующих ци", включающая дерево, огонь, землю, металл и воду, организованная аналогично системе "пяти первоэлементов" и кратко называемая "пять циркулирующих". Другая - система "трех ииь" и "трех ян", включающая ветер, жар, огонь, сырость, сухость и холод, организованная в соответствии со структурой "трех инъ" и "трех ян" и кратко называемая "шесть энергии (ци)". Первая система главным образом отражает признаки "пяти первоэлементов", а вторая в большей степени демонстрирует принадлежность к инь и ян. Сфера распространения системы "шести ци" весьма обширна. К ней относятся, в том числе, "небесная ци" и "земная ци". Система же "пяти циркулирующих" функционирует между небом и землей и охватывает только сферу ци-обмена. Пространственное расположение системы "пяти циркулирующих" хорошо иллюстрирует выдержка из "Су вэнь": "Если недостаточно небесной ци, земная ци устремляется на ее место; если недостаточно земной ци, небесная ци устремляется на ее место. Циркулирующая ци, находясь между небом и землей, обычно следует первой". Смысл этой цитаты состоит в следующем. "Циркулирующая ци" находится между небом и землей, поэтому, когда недостаток "небесной ци" вызывает подъем "земной ци", "циркулирующая ци" поднимается прежде "земной", и наоборот, когда недостаток "земной ци" вызывает опускание "небесной ци", "циркулирующая ци" следует впереди "небесной".

Теория "циркулирующей ци" главной причиной всех метеоизменений считает подъем и опускание инь и ян, а основным проявлением подъема и опускания инь и ян в атмосферных процессах является взаимное воздействие и "взаимное перетекание" "небесной" и "земной ци". "Циркулирующая ци", находящаяся между ними, соответственно, опускается или поднимается. Это и является основной формой динамических изменений в атмосфере, непосредственной причиной изменения метеоусловий.

В соответствии с теорией "циркулирующей ци" процесс подъема и опускания "небесной" и "земной ци" есть процесс "взаимопорождения" и "взаимоподавления", "взаимопоглощения" и "взаимоотторжения" как внутри двух основных систем - "пяти циркулирующих" и "шести энергий" - так и между этими системами. Каждая из систем играет в этом процессе особую роль и по-разному влияет на природу. Естественно, сочетание большого количества факторов формирует многообразие типов метеоизменений годового цикла. Это многообразие, тем не менее, имеет закономерный, строго упорядоченный циклический характер.

В реальной жизни человека это проявляется, например, в чередовании периодов тепла и холода. С учетом системы "пяти циркулирующих" годовой цикл делится на "пять времен года": весна, лето, "продленное лето", осень и зима. Весной дуют ветры, летом устанавливаются зной и жара, "продленное лето" характеризуется сырой погодой, осенью обычно сухо, зимой становится холодно. Анализ годового цикла с позиций системы "шести энергий" позволяет разделить его на шесть периодов (бу), включающих по четыре "сезона" (цзеци), то есть на 24 "сезона". Поскольку они повторяются из года в год, то один год, таким образом, представляет собой один метеоцикл.

Согласно учению о "циркулирующей ци", годовой цикл, в соответствии со сменой "сезонов", подразделяется на еще более короткие отрезки разной продолжительности: от восхода до заката - один день, подразделяющийся, в свою очередь, на двенадцать "страж" (гэнь). Пять отрезков времени от восхода до заката, то есть пять дней, включают 60 "страж", составляющих один цикл цзя-цзы. Поскольку через каждые 60 "страж" в метеоусловиях происходит незначительная подвижка, поэтому пятидневный отрезок времени принимается за один "промежуток" (хоу). Через каждые три "промежутка", то есть 15 дней, в метеоусловиях происходят более значительные изменения, поэтому 15-дневный отрезок и составляет один "сезон". Шесть "сезонов", или 90 дней, образуют время года, каждое из которых кардинально отличается от другого. Таким образом, год подразделяется на четыре времени года, двенадцать месяцев, двадцать четыре "сезона", семьдесят два "промежутка". Упорядоченность смены "сезонов", наступление и окончание других, более мелких периодов года, обеспечивается благодаря существованию и преемственности "шести ци" и "пяти циркулирующих", которые с окончанием каждого года начинают новый цикл. Поскольку организация материального мира строится на универсальных принципах "пяти первоэлементов", то и такой незначительный отрезок времени, как "промежуток", имеет циклическую структуру, основанную на этих принципах, в соответствии с которыми и следует проводить анализ изучаемого вопроса.

Модель, по которой происходит смена времени года, в общем, неизменна. Тем не менее, каждый год не бывает абсолютно похож на другие, а иногда вообще выпадает из общего ряда. Учение о "циркулирующей ци" гласит, что особенности, характерные для того или иного года, наступают в соответствии с определенной цикличностью, составляющей период в 60 лет, т.е. один метеогод представляет собой малый цикл, а период в 60 лет - большой. Таким образом, объяснение закономерностей и причин смены двух типов метеоциклов кроется в динамике систем "пяти циркулирующих" и "шести энергий", формирующей 60 годовых типов изменений метеоусловий.

Не уяснив положений учения о "циркулирующей ци", нельзя понять и причины явлений "наполненности", "недостаточности", "активного" и "пассивного" поведения крови и ци в организме человека, невозможно правильно применять методы цигун в целях сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ "ПЯТЬ ЦИРКУЛИРУЮЩИХ" И "ШЕСТЬ ЭНЕРГИЙ"

1. "Пять циркулирующих (ци)".

Система "пяти циркулирующих ци" включает дерево, огонь, землю, металл и воду. Каждая из "пяти ци" образует собственную "циркуляцию": "циркуляцию дерева", "циркуляцию огня", "циркуляцию земли", "циркуляцию металла", "циркуляцию воды". Влияние на климатические условия "пять циркулирующих" оказывают неодновременно и в равной степени, а поочередно, в последовательности "взаимопорождения" "пяти первоэлементов". Во время доминирования одной из "циркулирующих" ее состояние оказывает определяющее воздействие на характер метеоизменений.

Воздействие "пяти циркулирующих" на климатические условия происходит по трем направлениям:

а) "Центральная циркулирующая". "Центральная", или "большая циркулирующая" определяет тенденцию метеоусловий в данном году. В "Су вэнь" говорится: "Пять ци циркулируют, каждая доминирует до конца года, а не только в течение какого-нибудь времени". Смысл этого высказывания состоит в том, что "пять циркулирующих (ци)" определяют не только смену времен года, но и по очереди "главенствуют" в течение всего года. Если в данном году "главенствует", например, "циркуляция дерева", то все метеоизменения в этом году будут проходить под ее влиянием. Тогда, в соответствии с последовательностью "порождения" "пяти первоэлементов", следующий год будет проходить при главенстве "циркуляции огня", а последующие, соответственно, при главенстве "циркуляции земли", "циркуляции металла", "циркуляции воды", а затем вновь при главенстве "циркуляции дерева". И так каждые пять лет.

Главенство "центральной циркулирующей" может характеризоваться "избыточностью" и "недостаточностью", что определяется ее принадлежностью к инь и ян. Ранее уже говорилось о том, что каждая из "пяти циркулирующих" может иметь две разновидности: инь и ян. "Ян-циркулирующая" вызывает "избыточность", "инь-циркулирующая" - "недостаточность". В соответствии с принципом "взаимопорождения" инь и ян первый год характеризуется "избыточностью", второй - "недостаточностью", третий - опять "избыточностью" и т.д. При этом сохраняется последовательность смены "пяти циркулирующих" в соответствии с принципом "взаимопорождения" "пяти первоэлементов". Учитывая сказанное, последовательность смены годов с учетом "избыточности" и "недостаточности" можно представить следующим образом: "Ян-дерево с избыточностью", "инь-огонь с избыточностью", "ян-земля с избыточностью", "инь-металл с избыточностью", "ян-вода с избыточностью", "инь-дерево с недостаточностью", то есть каждая "циркулирующая ци" "главенствует", то есть выполняет функцию "центральной", один раз в 10 лет.

Для года с "избыточной центральной циркулирующей" характерно распространение "коренной ци" соответствующей "центральной циркулирующей", что определяет тенденцию к проявлению соответствующих характерных особенностей метеоусловий в данном году. Для года с "недостаточной центральной *циркулирующей" характерно распространение ци, "подавляющей" ци "центральной циркулирующей", что приводит к преобладанию характерных особенностей метеоусловий, обусловливаемых действием более "сильной" "циркулирующей". Приведем пример. Год с "центральной циркулирующей" "ян-дерево с избыточностью" характеризуется тенденцией к усилению ци-ветра. В такой год, как говорится в "Су вэнь", "облака стремительно перемешиваются, травы и деревья неспокойны, качаются и падают". Что касается человека, то в такой год повышается риск заболеваний системы "желудок - селезенка", поскольку дерево подавит землю, а селезенка соотносится с землей. Если в качестве "центральной циркулирующей" выступает "ян-дерево с недостаточностью", то в связи с "недостаточностью" ци-деревб. начинает распространяться "сухая ци", "подавляющая" дерево. В такой год задерживается развитие всего и вся, замедляется рост растений, "ци-дерево" подвергается разрушительному воздействию "ци-металла". В организме человека ощущается нехватка "свежей ци", что приводит к появлению таких симптомов как урчание в кишечнике и полужидкий стул. Так как дерево "отвечает" за печень, а "циркуляция дерева" "недостаточна", у человека может возникнуть "недостаточность" ци в печени. В результате в боках и нижней части живота, где проходит инь-меридиан печени, могут возникнуть ощущения вздутия и боли. "Избыточность" и "недостаточность" остальных "четырех циркулирующих" проявляется следующим образом. "В год избыточности огня распространяется зной и жара; в год недостаточности огня долго держится холод; в год избыточности земли распространяется сырость и идут дожди; в год недостаточности земли дуют сильные ветры; в год избыточности металла распространяется сухая ци; в год недостаточности металла сохраняется действие жаркого огня; в год избыточности воды распространяется холодная ци; в год недостаточности воды ощущается сильная сырость".

б) "Циркулирующая-хозяин". Под влиянием системы "пяти циркулирующих" год делится на пять времен года: весну, лето, "продленное лето", осень и зиму, и это деление определяется той или иной "циркулирующей-хозяином", которые сменяют друг другу а в строго определенной последовательности. Весной хозяйничает "циркуляция дерева", летом - "циркуляция огня", "продленным летом" - "циркуляция земли", осенью - "циркуляция металла", зимой - "циркуляция воды". Таким образом, в течение года, начиная с "больших холодов", через каждые 73 Дня и "пять четвертей" (кэ) ("четверть" - сотая часть дня) наступает новое время Года. "Циркуляция дерева" вступает в силу, начиная с "большого холода", "циркуляция огня" - на 13-й день после весеннего равноденствия, "циркуляция земли" -на 10-й день после колошения хлебов, "циркуляция металла" - на 7-й день после "прекращения жары", "циркуляция воды" - на 4-й день после "начала зимы". "Циркулирующая-хозяин" определяет постоянство пяти времен года с точки зрения характерных для них метеоусловий: "первая циркулирующая" "управляет" ветром, вторая - жарой, третья - сыростью, четвертая - сухостью, пятая - холодом. Такая смена "циркулирующих" повторяется из года в год.

Каждое время года тоже может характеризоваться с точки зрения "избыточности" и "недостаточности". Чтобы разобраться с этими характеристиками, прежде надо уяснить суть таких категорий как "пять звуков составляют циркулирующие" и "взаимопорождение сильного и слабого".

В соответствии со схемой мироустройства, основанной на взаимодействии "пяти первоэлементов", "пять звуков" тоже находятся в аналогичных взаимоотношениях. В "Су вэнь" говорится: "На земле - дерево, ... в мире звуков - цзюэ; на земле - огонь, ... в мире звуков - чжи; на земле - земля,... в мире звуков - гун; на земле - металл,... в мире звуков - шан; на земле - вода,... в мире звуков - юй". Звуки, как следует из вышеприведенного отрывка, тоже соотносятся с "пятью первоэлементами": цзюэ соответствует дереву, чжи-огню, гун - земле, шан - металлу, юй - воде. Это и называется "пять звуков составляют циркулирующие".

Согласно учению о "пяти циркулирующих", как "циркулирующие" делятся на "инь-циркулирующие" и "ян-циркулирующие", так и "пять звуков" могут быть "сильными" и "слабыми". Ян соответствует понятию "сильный", инь - понятию "слабый". "Сильное" означает "избыточность", "слабое" - "недостаточность". Как и между "первоэлементами", между "пятью звуками" существуют отношения "взаимопорождения": "сильный цзюэ" "порождает" "слабый чжи", "слабый чжи" - "сильный гун", "сильный гун" - "слабый шан", "слабый шан" - "сильный юй", "сильный юй" - "слабый цзюэ". Эта схема и носит название "взаимопорождение пяти звуков". Таким образом, если "первую циркулирующую" представить как "ян-дерево с сильным цзюэ", то "вторая циркулирующая" будет "инь-огнем со слабым чжи", третья - "ян-землей с сильным гун", четвертая - "инь-металлом со слабым шан", пятая - "ян-водой с сильным юй". "Первая циркулирующая" следующего года тогда будет представлена "инь-деревом со слабым цзюэ". И так далее по кругу.

Можно заметить, что каждая "циркулирующая-хозяин" повторяется один раз в два года и время наступления срок каждой из них всегда неизменно: "первая циркулирующая" - всегда "дерево со звуком цзюэ", "последняя циркулирующая" - всегда "вода со звуком юй". Изменения касаются только характеристик "сильная" и "слабая". Уяснив сущность категорий "пять звуков составляют циркулирующие" и "взаимопорождение сильного и слабого", легко рассчитать принадлежность "первой циркулирующей-хозяина" по признаку "сильная - слабая" в любом году.

в) "Циркулирующая-гость". "Циркулирующие-хозяева" отражают постоянство пяти времен года, а "циркулирующие-госги" определяют их изменчивость. Последних также насчитывается пять, продолжительность активности каждой из них также составляет 73 дня и "пять четвертей", начало и окончание периода активности совпадают с аналогичными показателями "циркулирующих-хозяев". Последовательность смены "пяти циркулирующих-гостей" - дерева, огня, земли, металла, воды - также соответствует последовательности "взаимопорождения" "пяти первоэлементов".

Однако "первая циркулирующая-гость" совсем необязательно бывает представлена деревом. Эта категория изменчива. "Первая циркулирующая-гость" зависит от "центральной циркулирующей" то есть: "первая циркулирующая-гость" совпадает с "центральной циркулирующей" данного года. Определив "первую циркулирующую-гостя", можно в соответствии с последовательностью "взаимопорождения" "пяти первоэлементов", рассчитать очередность остальных четырех. Например, если "центральной циркулирующей" в данном году выступает "ян-огонь", то "первой циркулирующей-гостем" будет "ян-огонь с сильным чжи". Поскольку "ян-огонь" порождает "инь-землю", а "сильный чжи" - "слабый гун", то "второй циркулирующей-гостем" в данном году будет "инь-земля со слабым гун". По аналогии выстраиваются и остальные три "циркулирующих-гостя": третья - "ян-металл с сильным шан", четвертая - "инь-вода со слабым юй", последняя - "ян-дерево с сильным цзюэ". Еще один пример. Если "центральная циркулирующая" представлена "инь-огнем", то "первой циркулирующей-гостем" будет "инь-огонь со слабым чжи". "Инь-огонь" порождает "ян-землю", "слабый чжи" порождает "сильный гун". Следовательно, в роли "второй циркулирующей-гостя" будет выступать "ян-земля с сильным гун", которую сменит "инь-металл со слабым шан", и далее - "ян-вода с сильным юй" и "инь-дерево со слабым цзюэ".

Каждая "циркулирующая-гость" также может характеризоваться "избыточностью" и "недостаточностью", определяемыми принадлежностью, соответственно, к ян и инь. В период влияния "ян-циркулирующей" проявляется действие "коренной ци" данной "циркулирующей", а в период влияния "инь-циркулирующей" доминирует ци, "подавляющая" "коренную ци".

Таким образом, влияние "пяти циркулирующих" на изменение метеоусловий проявляется в трех аспектах: через "центральную циркулирующую" "циркулиру-ющую-хозяина" и "циркулирующую-гостя". "Центральная циркулирующая" действует в течение всего года и определяет особенности метеоусловий в данном году в целом. "Циркулирующие-хозяева" регулируют постоянный порядок изменения метеоусловий в соответствии со сменой пяти времен года. "Циркулирующие-гос-ти" же определяют изменения метеоусловий, характерных для того или иного времени года и вкупе с "циркулирующими-хозяевами" объясняют особенности изменения метеоусловий каждого из пяти времен года. Каждая "центральная циркулирующая" повторяется один раз в 10 лет (5 лет с "избыточностью" и 5 лет с "недостаточностью") . Каждая "циркулирующая-хозяин" повторяется один раз в два года, причем в роли "первой циркулирующей-хозяина" всегда выступает дерево: "ян-дерево с сильным цзюэ" или "инь-дерево со слабым цзюэ". "Циркулирующие-гости", поскольку каждая из них, выступая в роли первой, совпадает с "центральной циркулирующей" данного года, также повторяется один раз в 10 лет.

2. "Шесть энергий".

В отличие от "пяти циркулирующих" система "шести энергий" влияет на климатические условия посредством двух факторов: "ци-хозяина" и "ци-гостя", составляющих две подсистемы. "Ци-хозяин" и "ци-гость" по аналогии с "циркулирующей-хозяином" и "циркулирующей-гостем" определяют, соответственно, постоянство изменений метеоусловий и отклонения от установленного порядка.

а) "Ци-хозяин". "Ци-хозяин" подразделяет год на шесть периодов, каждый из которых включает четыре "сезона" и охватывает 60 дней и 87,5 "четвертей". В "Су вэнь" говорится: "Правее ясного (светлого) - место благородного огня. Вправо от благородного огня на протяжении одного периода правит относительный огонь. На протяжении следующего периода правит ци-земля, на протяжении следующего периода - ци-металл, на протяжении следующего периода - ци-вода, на протяжении следующего - ци-дерево, а затем - вновь благородный огонь". "Ясное", о котором говорится в этом отрывке, это место восхода солнца. Если годовой цикл изобразить в виде замкнутой окружности, то место "ясного" на ней будет прямо на востоке, на месте циклического знака мао или на том самом месте, которому соответствует весеннее равноденствие. Если двигаться от этого места по окружности вправо, то есть по направлению движения времени, то через шесть периодов вновь окажешься на том же самом месте, завершив, таким образом, годовой цикл. Каждый из шести периодов представляет собой отрезок времени, характеризующийся теми или иными изменениями метеоусловий.

Отрезок в 60 дней перед весенним равноденствием - "первая ци" -"ветряное дерево с отсутствующим инь". Отрезок в 60 дней после весеннего равноденствия - "вторая ци" - "благородный огонь со слабым инь" ("правее ясного - место благородного огня"). Затем следует "третья ци" - "относительный огонь со слабым ян", на середину которой приходится летнее солнцестояние. Осеннее равноденствие наступает как раз в промежутке между "четвертой ци" - "сырой землей с сильным инь" - и "пятой ци" - "сухим металлом со светлым ян". "Последняя ци" - это "холодная вода с великим ян", занимающая по 30 дней до и после зимнего солнцестояния. Все шесть периодов вместе составляют 365 дней и 25 "четвертей", то есть один год.

Шесть периодов, определяемых "ци-хозяевами", всегда неизменны. "Первая ци-хозяин" главенствует 60 дней и 87,5 "четвертей" до весеннего равноденствия - это "ветряное дерево с отсутствующим инь". Все последующие ци-периоды сменяют друг друга в соответствии с принципом "взаимопорождения" "пяти первоэлементов". Среди них присутствуют два периода с огнем, причем "благородный огонь со слабым инь" всегда предшествует "относительному огню со слабым ян". Особенности влияния "ци-хозяев" в каждый из шести периодов заключаются в следующем. В период "первой ци" - "ветряное дерево с отсутствующим инь" - пробуждается "весенняя ци" и все ожидает. В период "второй ци" - "благородный огонь со слабым инь" - заканчивается весна и начинается лето, постоянно набирает силу "жаркая ци". Период "третьей ци" - "относительный огонь со слабым ян" - характеризуется знойной и жаркой погодой, самой жаркой в году. В четвертый период - "сырая земля с сильным инь" - жара начинает отступать, вступает в права "сырая ци". Для пятого периода - "сухой металл со светлым ян" - характерна ясная, сухая, прохладная погода. Период "пятой ци" - "холодная вода с великим ян" - период снегопадов и сильных холодов, когда все засыпает. Это самое холодное время года. Эти особенности шести периодов года, определяемые влиянием "ци-хозяев", неизменны из года в год.

б) "Ци-гость". "Ци-гости" тоже подразделяются на категории инь и ян (три "инь-ци-гостя" и три "ян-ци-гостя"). "Ци-хозяин" определяет постоянство изменений метеоусловий, а "ци-гость" вызывает аномальные изменения, то есть отражает непостоянство изменений метеоусловий. Последовательность смены "ци-го-стей" не совпадает с последовательностью смены "ци-хозяев". Последние сменяют друг друга в соответствии с принципом "взаимопорождения" "пяти первоэлементов", а "ци-гости" - по принципу чередования инь и ян: первая - с "отсутствующим инь", вторая - со "слабым инь", третья - с "сильным инь", четвертая - со "слабым ян", пятая - со "светлым ян", шестая - с "великим ян".

Воздействие "ци-гостей" на изменение метеоусловий проявляется на трех уровнях.

(1). "Управление в течение всего года". Из шести "ци-гостей" одна в течение всего года является главной, определяющей тенденцию формирования метеоусловий на весь год. "Главную ци-гостя" также называют "управляющей небом ци". Последовательность смены "управляющих небом ци" выглядит следующим образом: "ци со слабым инь", "ци с сильным инь", "ци со слабым ян", "ци со светлым ян", "ци с великим ян", "ци с отсутствующим инь", вновь "ци со слабым инь" и так далее. Цикл возобновляется через каждые шесть лет.

Если небом управляет "ци с отсутствующим инь", то весь год будут дуть ветры; если управляет "ци со слабым инь" - температура весь год будет несколько выше, чем обычно; если управляет "ци с сильным инь" - будет большое количество осадков; если управляет "ци со слабым ян" - средняя годовая температура будет гораздо выше нормы; если управляет "ци со светлым ян" - будет сохраняться тенденция к сухой и прохладной погоде; если управляет "ци с великим ян" - среднегодовая температура будет ниже нормы, а зима - очень холодной.

(2). "Управление в течение полугода". Если расположить "три инь-ци" и "три ян-ци" по кругу в порядке, соответствующем нарастанию инь и ян, то получится "Схема циркуляции четырех промежуточных ци, управляющих небом, и источ-никовых ци". На этой схеме "три инь-ци" и "три ян-ци" образуют парные оппозиции: "отсутствующее инь" находится напротив "слабого ян", "слабое инь" - напротив "светлого ян", "сильное инь" - напротив "великого ян". В год, когда "управляющей небом ци" выступает "ци с отсутствующим инь", противостоящая ей "ци со слабым ян" будет играть роль "источниковой ци", "ци с сильным ян" будет выступать в качестве "правой промежуточной ци" относительно "управляющей небом ци с отсутствующим инь", а "ци со слабым инь" - ее "левой промежуточной ци". "Ци со светлым ян" в этом случае будет "левой промежуточной ци", а "ци с великим ян" - "правой промежуточной ци" относительно "источниковой ци со слабым ян". На следующий год произойдет смена "управляющей небом ци" на "ци со слабым инь". Соответственно, в качестве "источниковой ци" будет выступать противостоящая ей "ци с ясным ян". Тогда "правой промежуточной ци" "управляющей небом ци со слабым инь" будет "ци с отсутствующим инь", а "левой промежуточной ци" - "ци с сильным инь", "правой промежуточной ци" "источниковой ци с ясным ян" - "ци со слабым ян" , а ее "левой промежуточной ци" - "ци с сильным ян". И так далее по кругу. На схеме верх символизирует юг, низ - север, левая сторона - восток, правая - запад. "Управляющая небом ци" находится наверху, "источниковая ци" - внизу, слева и справа от них располагаются "четыре промежуточные ци".

Согласно учению о "циркулирующей ци", "управляющая небом ци" определяет тенденции метеоусловий в течение первой половины года, а "источниковая ци" - во второй его половине. "Управляющие небом ци" и "источниковые ци" в шести го-довыхпериодахпротивостоятдругдругу, поэтому еслинебомуправляетинь-ци, то "источниковой" выступает ян-ци, и наоборот. Смена всех трех видов ци - "управляющей небом", "источниковой" и "промежуточных" - происходит в соответствии с последовательностью смены "трех инь" и "трех ян", совершая полный цикл за шесть лет.

(3). "Управление одним периодом". "Ци-гости" разделяют год на шесть периодов, или на шесть отличающихся друг от друга метеоусловиями отрезков. С точки зрения периодичности изменения метеоусловий в течение года каждый из видов ц и - "управляющая небом", "источниковая" и "четыре промежуточных" - доминирует в течение одного периода. Между шестью периодами "ци-гостей" и шестью периодами "ци-хозяев" существуют твердо установленные структурные соответствия. Так, "управляющей небом ци" соответствует "третья ци" системы "ци-хозяев" - "относительный огонь со слабым ян", "источниковой ци" соответствует "последняя ци" - "холодная вода с великим ян", "правой промежуточной" относительно "управляющей небом ци" - "вторая ци" - "благородный огонь со слабым инь", "левой промежуточной" относительно "управляющей небом ци" - "четвертая ци" - "сырая земля с сильным инь", "левой промежуточной" относительно "источниковой ци" - "первая ци" - "ветряное дерево с отсутствующим инь", "правой промежуточной" относительно "источниковой ци" - "пятая ци" - "сухой металл со светлым ян". Эти соответствия всегда неизменны.

Каждый год начинается с "левой промежуточной" относительно "источниковой ци", выступающей в качестве "первой ци-гостя", затем наступает период "второй ци-гостя" - "правой промежуточной" относительно "управляющей небом ци", далее следует "третья ци-гость" - собственно "управляющая небом ци", потом идет "четвертая ци-гость" - "левая промежуточная" относительно "управляющей небом ци", вслед за ней наступает период "пятой ци-гостя" - "правой промежуточной" относительно "источниковой ци" и, наконец, период "последней ци-гостя" - собственно "источниковой ци". Такая последовательность смены "ци-гостей" также неизменна из года в год и представляет собой постоянную структурную модель.

В соответствии со сменой "ци-гостей" и "ци-хозяев" год подразделяется на 6 периодов, причем смена первых и вторых происходит одновременно. Каждый такой период продолжается 60 дней и 87,5 "четвертей". Однако в системе "ци-хозяев" "ци-гости" меняются: "управляющая небом ци" меняется один раз в год по принципу "три инъ" и "три ян" и вместе с ней происходит смена "источниковой ци" и "четырех промежуточных ци". Поэтому полный цикл смены шести периодов "ци-гостей" продолжается шесть лет.

Влияние "ци-гостей" на метеоусловия происходит в трех плоскостях: в течение всего года, в течение полугода и в течение одного периода. "Управляющая небом ци" главенствует целый год, она же в оппозиции с "источниковой ци" - по полгода, все три вида "ци-гостей" - "управляющая небом", "источниковая" и "четыре промежуточных" - на протяжении одного периода. "Шесть энергий", выступающие в качестве шести метеофакторов, воздействуют на изменение метеоусловий абсолютно одинаково как в системе "ци-хозяев", так и в системе "ци-гостей", на протяжении какого бы отрезка времени они ни доминировали. Однако продолжительность такого воздействия и последовательность в каждой из систем различны, поскольку в системе "ци-гостей" присутствует деление на год, полгода и период. Поэтому смена климатических условий представляет собой сложный и запутанный процесс.

3. "Встреча гостей и хозяев".

"Ци-гости" в соответствии с внутренней структурой этой системы последовательно накладываются на "шесть ци-хозяев", знаменуя "встречи гостей и хозяев". "Ци-хозяева" из года в год неизмененны, "ци-гости" сменяются в течение года шесть раз, составляя годичный цикл из шести периодов. Наложение "ци-гостей" на "ци-хозяев" выливается в комплексное воздействие этих двух подсистем на изменение метеоусловий в течение года, характер которого каждый год меняется, формируя шестилетний цикл.

"Встреча гостей и хозяев" непосредственно отражается на изменении метеоусловий шести периодов года. С точки зрения принадлежности к "пяти первоэлементам", тот или иной период может иметь направленность "вперед" или "назад". Если "ци-гость" "порождает" или "подавляет" "ци-хозяина", то такой период характеризуется направленностью "вперед", что означает довольно слабое воздействие "ци-гостя" на "ци-хозяина" и, следовательно, нормальное протекание "сезонов". Направленность "назад" означает "порождение" или "подавление" "ци-хозяином" "ци-гостя", что проявляется в значительном влиянии последней, приводящем к ощутимым изменениям. Бывает и так, что "ци-хозяин" и "ци-гость" представлены "благородным огнем" и "относительным огнем". Если "ци-гость" - "благородный огонь", а "ци-хозяин" - "относительный огонь", то в случае замещения "старшего" "младшим" говорят о направленности "вперед", в противном случае возникает направленность "назад". Иногда получается так, что и "ци-гость", и "ци-хозяин" относятся к одному и тому же "первоэлементу", то есть возникает "общность ци". В этом случае вследствие чрезвычайной активности главенствующей в данное время ци, период "общности ци" будет характеризоваться значительно большими отклонениями в метеоусловиях от нормы, чем даже при направленности "назад".

III. СИСТЕМЫ "ПЯТИ ЦИРКУЛИРУЮЩИХ" И "ШЕСТИ ЭНЕРГИЙ (ЦИ)" В КОМПЛЕКСЕ С "НЕБЕСНЫМИ СТВОЛАМИ" И "ЗЕМНЫМИ ВЕТВЯМИ"

Состояние и влияние "пяти циркулирующих" и "шести энергий (ци)" в разные годы проявляются по-разному, что объясняет отличие одного года от другого. По-разному строятся и взаимоотношения между этими системами. Как гласит учение о "циркуляции", две системы в соответствии с принципом принадлежности к "пяти первоэлементам" находятся в отношениях взаимного порождения и взаимного подавления. Принадлежность "пяти циркулирующих" в данном году определяется по "центральной циркулирующей". Если в данном году "центральная циркулирующая" по своей принадлежности к "пяти первоэлементам" порождает "управляющую небом ци", то есть, если "циркулирующая" порождает ци, это называется "малым отступлением". Если "циркулирующая" подавляет ци, это называется "несоответствием". Если ци порождает "циркулирующую", это называется "правильным превращением". Если же ци подавляет "циркулирующую", это называется "небесным наказанием". И, наконец, если "циркулирующая" и ци по своей принадлежности к "пяти первоэлементам" совпадают, это называется "небесным совпадением" (знамением).

В годы "малого отступления" и "несоответствия", поскольку "циркулирующая" порождает и, соответственно, подавляет ци, основное влияние на метеоусловия оказывают "пять циркулирующих", превосходящие по силе "шесть энергий", которые играют второстепенную роль.

В годы "правильного превращения" и "небесного наказания", поскольку ци "порождает" и, соответственно, подавляет "циркулирующую", а значит превосходит ее по силе, характер метеоусловий определяется, главным образом, "шестью ци", в то время, как "пять циркулирующих" занимают подчиненное положение.

Если на год "циркулирующей земли" выпадает "сырая земля с сильным инь" в качестве "управляющей небом ци" или на год "циркулирующего огня" приходится "относительный огонь со слабым ян" или "благородный огонь со слабым инь" в качестве "управляющих небом ци" и так далее, такой год называют "небесным совпадением". В такой год "циркулирующая" и ци совпадают по своей принадлежности к "пяти первоэлементам", что значительно усиливает вероятность аномальных изменений климатических условий, поскольку сильно возрастает влияние факторов, определяющих тенденции изменения метеоусловий, создается ситуация их чрезвычайно бурной активности.

Выше мы рассмотрели основные проблемы, связанные с системами "пяти циркулирующих" и "шести ци". Однако этих знаний еще недостаточно, чтобы рассчитать и спрогнозировать характер климатических изменений в том или ином году. Для этого еще необходимо учитывать порядок летоисчисления по "небесным стволам" и "земным ветвям" (циклическим знакам).

"Десять небесных стволов" - это циклические знаки цзя, и, бин, дин, у, цзи, гэн, синь, жэнь, гуй.

"Двенадцать земных ветвей" - это циклические знаки цзы, чоу, инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай.

Летоисчисление по "небесным стволам" и "земным ветвям" строится на объединении знаков десятеричной и двенадцатеричной систем, пары которых служат для обозначения того или иного года.

Для обозначения первого года берутся первые знаки двух систем - цзя и цзы. Первый год, таким образом, получает девиз цзяцзы. Для обозначения второго года берутся вторые знаки - и и чоу. Девиз второго года - ичоу. Далее следуют годы биньинь, динмао, учэнь и т.д. Однако ввиду разного количества знаков в двух системах для завершения полного цикла возможных сочетаний от цзяцзы до цзяцзы "небесные стволы" используются 6 раз, а "земные ветви" - 5. Таким образом, для "небесных стволов" -10х6= 60, для "земных ветвей" -12 х 5= 60. То есть полный цикл составляет 60 парных сочетаний .

"Стволы" и "ветви" подразделяются на категории инь и ян. Нечетные знаки (1, 3,5,7,9,11) относятся к ян, а четные (2,4,6,8,10,12) -к инь. То есть "небесные стволы" цзя, бин, у, гэн и жэнь принадлежат к категории ян, а и, дин, цзи, синь и гуй - к категории инь. Соответственно, "земные ветви" цзы, инь, чэнь, у, шэнь и сюй - принадлежат к категории ян, а чоу, мао, сы, вэй, ю и хай - к категории инь. Такая классификация циклических знаков совпадает с чередованием инь-черт и ян-черт в триграммах (см. табл. 2 и 3).

При соответствии друг другу "стволор" и "ветвей" "ян-стволы" всегда соотносятся с "ян-ветвями", Я "инь-стволы" - с "инь-ветвями". В случае несоответствия "стволы" относятся к категории ян, а "ветви" - к категории инъ.

"Стволы" и "ветви" также могут характеризоваться по принадлежности к "пяти первоэлементам". Учение о "циркуляции ци" гласит, что "небесные стволы" цзя и и соответствуют первоэлементу дерево, бин и дин - первоэлементу огонь, у и цзи - первоэлементу земля, гэн и синь - первоэлементу металл, жэнь и гуй - первоэлементу вода. Парная принадлежность "стволов" первоэлементам объясняется тем, что, как говорилось выше, четные "стволы" относятся к категории инь, нечетные - к категории ян, а каждый из "пяти первоэлементов" также имеет категориальную инь- или ян-принадлежность. Поэтому знак цзя соответствует "ян-дереву", а знак и - "инь-дереву", знак бин - "ян-огню", а знак дин - "инь-огню"; знак у - "ян-земле", а знак цзи - "инь-земле"; знак гэн - "ян-металлу", а знак синь - "инь-металлу"; знак жэнь - "ян-воде", а знак гуй - "инь-воде" .

"Земные ветви" соотносятся с "пятью первоэлементами" следующим образом: "ян-цзы" и "инь-хай" соответствуют воде, "ян-у" и "инь-сы" - огню, "ян-инь" и "инь-мао" - дереву, "ян-шэнь" и "инь-ю" - металлу, "ян-чэнь" и "ян-сюй", а также "инь-чоу" и"инь-вэйе - земле.

Такая принадлежность "земных ветвей" определяется тем, что первый, третий, пятый, седьмой, девятый и одиннадцатый месяцы имеют нечетные номера и относятся к категории ян, а поскольку первый месяц проходит под знаком инь, третий месяц - под знаком чэнь, пятый месяц - под знаком у, седьмой месяц - под знаком шэнь, девятый - под знаком сюй, одиннадцатый - под знаком цзы, то эти знаки приобретают соответствующую ян-принадлежность. Второй, четвертый, шестой, восьмой, десятый и двенадцатый месяцы имеют четные номера и поэтому относятся к категории инь. А поскольку второй месяц проходит под знаком мао, четвертый - под знаком сы, шестой - под знаком вэй, восьмой - под знаком ю, десятый - под знаком хай, двенадцатый - под знаком чоу, то все эти знаки принадлежат к категории инь.

"Хай-месяц" и"цзы-месяц" - два зимних месяца, следующие друг за другом, первый - инь, второй - ян. Зима наступает в связи с приходом северной холодной ци и соответствует воде. Поэтому знаки хай и цзы соотносятся с водой.

"Сы-месяц" и "у-месяц" - два летних месяца, следующие друг за другом, первый - инь, второй - ян. Лето наступает с приходом южной жаркой ци и соответствует огню. Поэтому знаки сы и у соотносятся с огнем.

"Инь-месяц" и "мао-месяц" - два весенних месяца, следующие друг за другом, первый - инь, второй - ян. Весна наступает с приходом восточной теплой ци и соответствует дереву. Поэтому знаки инь и мао соотносятся с деревом.

"Шэнь-месяц" и "ю-месяц" - два осенних месяца, следующие друг за другом, первый - инь, второй - ян. Осень наступает с приходом западной сухой ци и соответствует металлу. Поэтому знаки шэнь и ю соотносятся с металлом.

Третий, шестой, девятый и двенадцатый месяцы, проходящие под знаками, соответственно, чэнь, вэй, сюй, чоу, являются последними месяцами весны, лета, осени и зимы, а потому соответствуют "центральной земле". Каждые восемнадцать дней, предшествующие сезонам "начало весны", "начало лета", "начало осени" и "начало зимые, приходившимся на "чэнь-месяц" (третий), "вэй-месяц" (шестой), "сюй-месяц" (девятый) и "чоу-месяц" (двенадцатый), являются периодами доминирования "центральной земли".

Обратившись вновь к "десяти небесным стволам", отметим, что знаки цзя и цзи соотносятся с землей, а поэтому в годы, проходящие под знаками цзя и цзи, вне зависимости от выпадающих на них "ветвей", "центральной циркулирующей" будет "циркуляция земли". Из периодической таблицы сочетания "небесных стволов" и "земных ветвей" (см. табл. 1) видно, что таких лет - двенадцать: цзяцзы, цзясюй, цзяшэнь, цзяу, цзячэнь, цзяинь, цзисы, цзимао, цзигоу, цзи-хай, цзию, цзивэй. Знак цзя соотносится с "ян-землей", знак цзи - с "инь-зем-лей". Поэтому "цзя-годы" характеризуются "избыточностью" "циркуляции земли", а "цзи-годы" - ее "недостаточностью". Аналогичным образом обстоит дело со всеми стволами, то есть каждая "циркулирующая" доминирует по двенадцать лет, из которых шесть лет с "избыточностью", а шесть лет с "недостаточностью". В соответствии с принципами смены "пяти циркулирующих" "центральная циркулирующая" является "первой циркулиряющей-гостем". Поэтому, определив "центральную циркулирующую", можно без труда рассчитать порядок смены "циркулирующих-гостей".

Из пяти "циркулирующих-хозяеве "первая циркулирующая" - всегда дерево (звук цзяо), а последняя - всегда вода (звук юй). Остается неизвестным, к какой категории относится "первая циркулирующая-дерево": к категории ян или инь, к "слабому цзяо" или к "сильному цзяо". Принадлежность ее определяется, исходя из принципа "взаимопорождения" "пяти первоэлементов" и "сильного" и "слабого" отсчетом от принадлежности доминирующего в этом году "небесного ствола"к тому или иному "первоэлементу" и к категории инь или ян.

Например, данный год проходит под знаком "небесного ствола" бин. Бин соответствует "ян-воде с сильным звуком юй". "Сильный юй" порождается "слабым шан", "слабый шан" порождается "сильным гун", "сильный гун" порождается "слабым чжи", "слабый чжи" порождается "сильным цзяо". Таким образом, "первой циркулирующей-хозяином" года бин выступает "ян-дерево с сильным цзяо", а "последней циркулирующей-хозяином", соответственно, "ян-вода с сильным юй". Аналогичным образом осуществляется подсчет для любого года. Года дин и жэнь являются годами "цзяо-циркулирующей", поэтому и без вычислений можно определить, что "первой циркулирующей-хозяином" в году дин является "слабый цзяо", а в году жэнь - "сильный цзяо", поскольку дин относится к категории инь, а жэнь - к категории ян.

Взаимоотношения между "двенадцатью ветвями" и "шестью ци" строятся следующим образом. Знаки цзы и у соответствуют "благородному огню (жар) со слабым инь", знаки чоу и вэй - "сырой земле с сильным инь", знаки инь и шэнь - "относительному огню (огонь) со слабым ян", знаки мао и ю - "сухому металлу со светлым ян", знаки чэнь и сюй - "холодной воде с великим ян", знаки сы и хай - "ветряному дереву с отсутствующим инь".

Поскольку знаки цзы и у соответствуют "благородному огню со слабым инь", то в годы, проходящие под этими знаками, с каким бы знаком из системы "небесных стволов" они ни совпали, "управляющей небом ци" выступает "благородный огонь (жар) со слабым инь". Это годы цзяцзы, бинцзы, уцзы, гэнцзы, шэньцзы, цзяу, бинъу, уу, гэнъу и жэньу - всего десять лет. Аналогично рассчитываются и остальные годы: в годы чоу и вэй "управляющей небом ци" является "сырая земля с сильным инь", в годы инь и шэнь - "относительный огонь (огонь) со слабым ян", в годы мао и ю - "сухой металл со светлым ян", в годы чэнь и сюй - "холодная вода с великим ян", в годы сы и хай - "ветряное дерево с отсутствующим инь". Таким образом, каждая из "шести ци" в течение шестидесятилетнего цикла по десять раз выступает в роли "управляющей небом ци". Определив "управляющую небом ци", не составляет труда рассчитать "источниковую ци", "левую промежуточную цие и "правую промежуточную ци".

Полная смена всех "пяти циркулирующих" происходит за десять лет, а "шести ци" - за шесть. Поскольку "небесные стволы" находятся в отношениях соответствия с "пятью циркулирующими", а "земные ветви" - с "шестью ци", то "небесная ци" может быть представлена в виде "ци небесных стволов", представляющих "пять циркулирующих", а "земная ци" - в виде "ци земных ветвей", представляющих "шесть ци". Существование жестких соответствий между "небесными стволами" и "пятью циркулирующими", с одной стороны, и "земными ветвями" и "шестью ци", с другой, дает возможность рассчитать, к какому типу метеуословий относится тот или иной год. Для этого достаточно выяснить его обозначение в периодической шестидесятилетней системе "стволов" и "ветвей".

Тем не менее, необходимо особо выделить шесть специфических типов метеоусловий, характерных для ряда лет, хотя и подпадающих под классификацию, приведенную в начале раздела III ("малое отступление", "несоответствие", "превращение вперед", "небесное наказание", "небесное совпадение"), но имеющих значительные отличия в характере проявления метеорологических особенностей.

1. "Небесное совпадение". Входит в систему пяти основных типов, указанных выше, и приходится на годы цзичоу, цзивэй, уинь, ушэнь, уцзи, уу, имао, ию, дин-сы, динхай, бинчэнь, бинсюй. Годы "небесного совпадения" характеризуются высокой степенью климатических аномалий.

2. "Подобное небесное совпадение". Год "небесного совпадения" характеризуется принадлежностью "центральной циркулирующей" и "управляющей небом ци" к одному и тому же первоэлементу, а для года "подобного небесного совпадения" характерно совпадение сильной "центральной циркулирующей" по этому же признаку с "источниковой ци". При этом возможны три варианта: "центральная циркулирующая" - "ян-земля с сильным гун", "источниковая ци" - "сырая земля с сильным инь" - годы цзячэнь и цзясюй; "центральная циркулирующая" - "ян-дерево с сильным цзяо", "источниковая ци" - "ветряное дерево с отсутствующим инь" - годы жэньинь и жэньшэнь; "центральная циркулирующая" - "ян-металл с сильным шан", "источниковая ци" - "сухой металл со светлым ян" - годы чэнцзы и гэнъу. Собственно к подобному "небесному совпадениюе относятся последние четыре года, поскольку годы цзячэнь и цзясюй одновременно можно отнести к следующей категории - "годовой встрече". Годы "подобного небесного совпадения" также характеризуются высокой степенью климатических аномалий.

3. "Годовая встреча". "Земная ветвь" мао соответствует дереву, "ветвь" у - огню, ю - металлу, цзы - воде, и каждая из них занимает подобающее ей место. А "ветви" чэнь, сюй, чоу и вэй соответствуют одному первоэлементу - земле. Годы, когда эти ветви по принадлежности первоэлементу земля совпадают с "центральной циркулирующей", называются "годовой встречей". Это динмао, уу, цзячэнь, цзясюй, цзичоу, цзивэй, ию и бинцзы, из которых ию, уу, цзивэй и цзичоу относятся к годам "небесного совпадения", поэтому собственно "годовая встреча" приходится на четыре оставшиеся года. Климатические условия в эти периоды приближаются к норме.

4. "Подобная годовая встречае. Приходится на годы, которые характеризуются совпадением по принадлежности и первоэлементу слабой "центральной циркулирующей" и "источниковой ци". Здесь возможны три варианта: "центральная циркулирующая" - "инь-огонь со слабым чжи", "источниковая ци" - "относительный огонь со слабым ян" - годы гуйсы, гуйхай; "центральная циркулирующая" - "инь-вода со слабым юй", "источниковая ци" - "холодная вода с великим ян" - годы синьчоу и синьвэй; "центральная циркулирующая" - "инь-огонь со слабым чжи", "источниковая ци" - "благородный огонь со слабым инь" - годы гуймао и гуйю. Климатические условия в эти шесть лет близки к нормальным.

5. "Небесное совпадение сильного и". Так называются годы, имеющие характеристики одновременно "небесного совпадения" и "годовой встречи", это: цзичоу, цзивэй, ию и уу. В такие годы происходит совпадение по принадлежности и первоэлементу сразу трех составляющих: "центральной циркулирующей", "управляющей небом ци" и годовой "ветви". Поэтому такое явление еще носит название "триединого управления". В такие годы в климатических условиях могут отмечаться серьезнейшие аномалии.

6. "Равновесие ци". Наступает тогда, когда сильная "центральная циркулирующая" "сдерживается" "управляющей небом ци" или когда слабая "центральная циркулирующая" "поддерживается" годовой "ветвью", то есть когда формируются климатические условия, для которых не характерна ни "сила", ни "слабость", а "равновесие ци". Например, год гуйсы: знак гуй соотносится с "инь-огнем", "центральная циркулирующая" представлена слаоым "инь-огнем", знак сы соотносится с огнем и, следовательно, "поддерживает" слабую "циркуляцию огня". Наступает "равновесие ци". Климатические условия в годы "равновесия ци" характеризуются как нормальные и весьма стабильные. Вероятность аномалий чрезвычайно мала. К таким годам относятся: гуйсы, синьхай, цзивэй, цзичоу, динмао, ию, а также гэншэнь, гэньинь, гэнъу, гэнцзы, усюй, учэнь - всего двенадцать лет, в первые шесть из которых слабая "циркулирующая" "поддерживается" годовой "ветвью", а в последующие шесть - сильная "циркулирующая" "сдерживается" ею.

Анализируя динамику метеоусловий, учение о "циркуляции ци" подразделяет изменения, происходящие с "великой ци", на две большие системы: "пять циркулирующих" и "шесть энергий". Эти две системы, в свою очередь, подразделяются на ряд подсистем: "центральные циркулирующие", "циркулирующие-хозяева", "циркулирующие-гости", "ци-хозяева", "ци-гости" и т.д., каждая из них представляет собой целостную структуру, способную поддерживать внутреннюю сбалансированность за счет последовательно цикличного характера функционирования этих систем. Система
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни