Работа со сновидениями

Мой подход к работе со сновидениями сформировался под влиянием многих психологических течений. Пожалуй, даже не только психологических, но и философских, и, отчасти, эзотерических. Ведь, чтобы говорить о том, какова цель сновидений и, как она ими достигается, надо иметь представление о душевном устройстве человека.
Работа со сновидениями
А в моем случае это представление носит скорее философско-мистический характер, чем строго психологический. Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на свое представление о структуре и динамике психики.

Надо сказать, что не существует правильной теории сновидений, как не существует в психологии и правильной теории личности. Каждый психолог разрабатывает ее для себя сам, конечно, основываясь на более фундаментальных разработках.

У меня тоже к сновидениям свой собственный подход. Я не говорю, что придумал что-то новое. Нет, мой вариант - это солянка из того, что мне понравилось в чужих подходах и, что удалось приспособить для себя. Как и положено, все эксперименты по началу ставились на самом себе - именно мои собственные сновидения были первичным материалом для анализа. Рассказывать о том, каким мне видится устройство души, не буду - это предмет отдельного разговора. Скажу лишь, что, по моему представлению, психика стремится к равновесию, и когда человек чрезмерно развивает или, наоборот, подавляет какой-то аспект своей личности, то разными способами психика стремится вернуть человека на "путь истинный". Сновидения - это первая ласточка. Сначала душа через сновидения тихонечко подсказывает человеку, что идет не так в его жизни. А если человек намеков не понимает, душа использует более мощное средство - тревожные сны, а на следующем этапе - кошмары.

Можно сказать, что цель сновидения - удержать человека от впадения в крайности и помочь реализовать заложенный в него потенциал. С такой позиции, вполне очевидно, что, понимая язык своих сновидений, человек может обойти очень многие мели на своем пути. Анализом и работой со сновидениями мы и займемся.

Сновидения я рассматриваю, как тщательно поставленные спектакли с глубоким метафорическим смыслом. Действующие лица и отдельные объекты таких постановок - это отдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма - это иллюстрация к связям и взаимоотношениям между этими аспектами, рассказанная эзоповым языком. Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что каждый образ сновидения (персонаж или пассивный объект) - это метафорическая персонализация какой-то психической структуры. То есть, все происходящее в сновидении - это отображение происходящих в душе процессов. Поэтому, я очень осторожно отношусь к "вещим" снам. Я не говорю, что их не бывает - бывают, но только редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомого человека, это ничего не говорит о состоянии здоровья того человека и не предупреждает о надвигающейся беде. Это может означать, что, в метафорическом смысле, для нас "умерла", то есть, утратила значение, какая-то наша часть или установка, которая изображена в сновидении в виде знакомого человека. Ну, или что-то подобное. Для меня, сон - это обратная связь со своей душой. Очень эффективная связь.

Как и любой спектакль, сновидение имеет свой сценарий - последовательный динамический сюжет. Во сне мы видим не статическую картинку, а события, разворачивающиеся на той или иной сцене. Как я уже говорил, для понимания сновидения нам важны, во-первых, отдельные значимые образы, во-вторых, динамика и смысловая нагрузка их взаимоотношений. Я рассматриваю каждое сновидение, как повествование, у которого есть завязка, кульминация и развязка. Кульминация - самое важное, что происходит во сне; завязка - это предыстория событий, а развязка - это последствия, которые, вероятно наступят, если человек ничего не изменит в своей жизни. Структура сюжета может быть и другой, но, так или иначе, изучение и анализ структуры - это первый этап при моей работе со сновидением. Только, узнав структуру сюжета и описав основные связи между образами сновидения, можно продолжить работу - поиск смысловой нагрузки.

Забыл упомянуть важную деталь - для понимания сновидения очень важны те эмоции и чувства, которые человек испытывал во сне и сразу после того, как проснулся. Эмоции и чувства - гораздо более важны для понимания смысла тех или иных образов сновидения, чем их визуальное изображение. Например, совершенно жуткого вида чудовище, при всем при том может вызывать чувство спокойствия и безопасности, а, безобидно выглядящая телефонная трубка, вызывать панический ужас. Поэтому говорить о сновидении, не обращая внимания на испытанные человеком чувства, - это трата времени.

Возьмем для примера такой сюжет: девушке снится, что она находится в центре огромного города; вокруг много людей; в какой-то момент она поднимает голову и видит, что в небе висит прекрасный белоснежный дворец; она испытывает радостные чувства, восхищается этим дворцом; потом она поворачивается к людям, которые находятся рядом и пытается привлечь их внимание к этому дворцу, поскольку никто на него не обращает внимания; люди реагируют прохладно и в тот момент, когда девушка снова смотрит на дворец, она видит на его месте скучное желтое здание; дворец исчез; девушка испытывает разочарование и опустошение.

Сначала рассмотрим структуру сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное волшебное воодушевляющее, потом по

какой-то причине она хочет привлечь внимание окружающих, а, когда ей это удается, видение сменяется на

что-то малопривлекательное. Еще короче - есть положительный образ, девушка совершает действие, образ

сменяется на нейтральный. Завязка - большой город, дворец в небе, воодушевление, кульминация - попытка

привлечь внимание и трансформация дворца в простой дом, развязка - разочарование и опустошение.

Проделав такую работу, мы уже прошли половину пути к пониманию послания, которое душа хочет донести до

сознания. Во многих случаях, можно остановиться на этом этапе, поскольку дальше все становится очевидным. С

нашим примером тоже можно сделать некоторые выводы - девушка совершает ошибку, желая поделиться своим

видением с людьми. Она хочет, чтобы все вокруг радовались и восхищались так же, как она (материал для

дальнейшего анализа). А, передав свое видение посторонним людям, она вдруг обнаруживает потерю его ценности.

Когда она пытается рассказать всему миру о том, что видит у себя в душе, она растрачивает энергию. Ее ошибка

в желании поделиться, в неумении довольствоваться единоличным переживанием своего видения. Вместо того чтобы

отдаться ему полностью, она бросается к людям с восклицанием - "Смотрите! Смотрите!", а в результате, ни

люди не видят ничего особенного, ни она сама. И приходит разочарование и опустошение. Кратко можно сказать,

что, вероятно, девушка в жизни пытается донести до окружающих ее людей свои внутренние переживания и образы,

а, проделав это, она обесценивает их для себя и утрачивает с ними связь. Пытаясь словами выразить

невыразимое, человек тратит силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным и волшебным

(дворец), после попыток объяснить и передать это другим, превращается в пустую бессмыслицу (простой дом).

Оговорка - в данной трактовке сделано допущение, что люди из сновидения соответствуют реальным, пусть не

конкретным, людям. Может быть и другой вариант - люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в

глазах которого девушка и пытается "оправдать" ценность своего видения. Чтобы определиться более точно,

нужно учитывать жизненный контекст сновидицы. На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь

ведет человек, чем занимается и, что с ним вообще в данный момент происходит.

Однако надо учитывать, что далеко не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной работы

над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не получается. Кстати, вполне надежным критерием

правильной трактовки сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы. Если реакция отсутствует -

то есть человек не чувствует внутри никакого отклика на предложенную трактовку, значит что-то в ней не так,

что-то упущено или понято не верно.

Так вот, если "инсайт" не наступает сразу, приходит время следующего этапа. После того, как определена

структура и выделены основные действующие лица и их взаимоотношения, можно приступить к их анализу. Тут есть

два дополняющих друг друга подхода. Первый - поиск индивидуального смысла каждого отдельного образа, второй

- определение смысла с точки зрения коллективного символизма. В обоих случаях, каждый образ изучается,

сначала, отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и общим течением сюжета.

При поиске индивидуального смысла, обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от

психоаналитической техники свободных ассоциаций). Не надо понимать поиск ассоциаций буквально, как подбор

слов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций

тоже может быть эффективным). Напомню, что за каждым образом сновидения стоит некая психическая структура -

это может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая другая заморочка. Так вот, понять смысл

образа - значит, докопаться до того, на что этот образ указывает. Поскольку жизненный опыт у каждого

человека свой, один и тот же образ сновидения может у разных людей указывать на совершенно разные вещи.

Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью и дружбой, а кого-то с волками и опасностью. Поэтому,

поиск индивидуального, вытекающего из личного опыта, смысла - второй по важности момент при анализе

сновидения.

Чтобы нащупать глубинный индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть глаза и

погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те чувства и мысли, которые он вызывает. Часто,

эффективным бывает другой подход - поиск для образа параллелей из реальной жизни, того, что созвучно этому

образу или как-то его напоминает. И тот, и другой подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке

образа. Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется интересным - человека просят

рассказать свое сновидение с точки зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все те чувства,

которые он (образ) испытывает. Как и все остальные практики в гештальт-терапии, такое проговаривание должно

происходить в такой форме, как если бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще

не пользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной.

Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это тоже

образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения

коллективной символики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного

человека. Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга - это

его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иному

архетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть

два ярких образа, созвучных по смыслу - это центр большого города, в котором происходит действие и волшебный

дворец. Подробно расписывать символику этих образов не буду - по этому вопросу можно книгу написать целую

книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую глубинную сердцевину

человеческой души. То, что девушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища,

возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали

бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает.

Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к каким-то

экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий). А поиск

индивидуального смысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические проблемы человека.

Примерно таким вот образом происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только несколько

деталей, которые надо учитывать.

Часто одно и то же сновидение повторяется несколько раз в течение жизни - это надо расценивать, как

указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается передать.

Кошмары - это более жесткое предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар заканчивается

тем, что человек просыпается от страха - это говорит о том, что психика начинает терять терпение. Здесь уже

можно начинать волноваться за свое душевное благополучие.

Многие сновидения на столько мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются отрывочно,

или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы. Такие сновидения можно считать не важными, но только

в том случае, если они не вызывают тревожного состояния у сновидца.

Отсутствовать вообще сны могут по одной причине - душевная тупость или, если угодно, черствость. Если вам

не снятся сны, значит, вы их слишком долго учились игнорировать. Короче, это плохо.

По идее, у человека постоянно должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений. Конечно, есть люди,

которые со временем находят более эффективные средства для ведения такого диалога, но это люди редкие. В

этом смысле, важно такой диалог налаживать и поддерживать. Сновидец и его душа - это, как два собеседника.

Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходит в тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами.

Вариантов и техник налаживания продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много. Например, можно сны

зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе, подобные техники можно использовать и в тех

случаях, когда человеку "не снятся" сны или их сюжет слишком запутан и не ясен. Когда общение налажено, язык

сновидения становится простым и понятным. Сложность и навороченность сюжета - признак того, что слишком

много накопилось такого, что душа хочет сказать человеку.

Все. Хватит. Есть масса других тонкостей и важностей, но расписывать их все - лень. И без того масса книг

по этому вопросу уже написана. А для тех, кто еще только хочет попробовать анализировать свои сны, намек -

оно того стоит! Приз велик.
×

По теме Работа со сновидениями

Работа со сновидениями. Нападения во сне

Я наблюдала в себе самой и в участниках моего семинара большие изменения в жизни...
Магия

Энергетическая работа

Любую энергетическю работу надо начинать с пополнения своей энергетики...
Магия

Очищение квартир, дач и офисов и практическая работа с...

Перед тем как начать, я хотел бы порекомендовать к прочтению следующую...
Магия

Работа с биополем

Будучи по основной профессии инженером-электриком, я с некоторых пор начал...
Магия

Работа с реинкарнацией - Вступительное слово

Прежде чем вы приступите к освоению методов работы с прошлыми воплощениями, вы...
Магия

Работа с реинкарнацией - Обзор основных принципов

Человек является обитателем трёх планов - физического, астрального и ментального...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество