История бонсай

Что же такое бонсай? В переводе с японского "бон" означает плошку, горшок для цветов; "сай" означает "сажать, выращивать, культивировать". Соответственно, "бонсай" в буквальном переводе означает "растение в плошке".
История бонсай
В более широком смысле бонсай - это искусство выращивания миниатюрных деревьев и прочих растений. Мастера бонсай могут создать на плошке образ мощного тысячелетнего дерева, сформировать пейзаж густо заросшей чащобы, гор и ущелий, морского берега, получая на маленьком кусочке земли копию изящества великой природы.

Иероглифы слова "бонсай" впервые появились в Японии в 1818г и произносились они тогда как "хатитуэ". Хатитуэ значительно отличались от бонсай эпохи Эдо (1600-1867) и от современного бонсая. В эпоху Эдо практиковался обычай - родившиеся среди дикой природы низкорослые травы и деревья пересаживать в цветочную посуду и наслаждаться их красотой, созерцать изменения листвы, цветов, плодов, формы ствола и веток. Но тогда еще не практиковался уход за растениями, никто не пытался методами культивации создавать образы высокой формы и звучания.

Другое дело современный бонсай. За период с 1887г эстетически развитые и мастеровитые японцы обогатили прежний хатитуэ разнообразными оригинальными идеями, они постепенно продвигались от селекции материалов и утвари к исследовательской работе, и не только исследованию почв, удобрений, формовки, сезонного регулирования растений, но даже методов их эстетического созерцания. В итоге был создан беспрецендентный в мире, исключительно зрелищный, самобытный японский бонсай. Благодаря их заслугам "бонсай" стало нынче международным словом.

История бонсай в Японии

Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но история его развития в Китае пока не изучена. В Японию это зернышко великой китайской цивилизации прибывает на волнах распространяющегося дзэн-буддизма в период позднего Камакура (1249-1382 гг.).

На свитках периода позднего Камакура "Касуга гонгэн рэйгэнки", а также более поздних "Хонин сенин эдэн", "Иппэнкамихитоэдэн" встречаются такие изображения хатиуэ, которые можно оценивать как ранний бонсай. Глядя на них, можно догадаться, что уже в то время травы и растения культивировались с использованием специальной посуды, ими украшались сады и жилища.

Как поется в народной песне эпохи Муромати (1392-1573 гг.) "Дерево в горшке, т.е. несколько позднее, Сано Гэндзаэмон любовался хатитуэ сливы, вишни, сосны. Видимо, культура, подобная бонсай, была популярна среди эстетов уже той эпохи.

В поздний период Эдо (1600-1867 гг.), отображая жизнь простого народа, художники Утамаро, Хиронобу, Тоекуни, Харунобу, Киенага и др. рисовали нечто такое, что по форме стволов и ветвей не уступало современному совершенному бонсаю. Но создавались эти рисунки под влиянием не столько хатитуэ, сколько стремительно развивавшегося садового искусства: они рисовали плодовые деревья, а не экземпляры хатитуэ. От позднего Эдо до начала эры Мэйдзи (1868-1911) бонсай составляли главным образом деревья-уродцы, т.е. искривленные, искалеченные, карликовые деревца.

С 1887г бонсай уходит от традиционного хатитуэ в современное совершенное искусство, породившее прекрасные творения. Ранний период Мэйдзи был эпохой просвещения, эпохой заимствования всего заморского. Людей, увлекавшихся бонсай, почти не стало, все сады были оккупированы европейскими травами и цветами. Но подобное продолжалось недолго.

В связи с победой в японо-китайской войне в 1885г японское государство начало расцветать не по дням, а по часам. Стремительно возрождались и японские традиции. Одним из проявлений этого процесса стал интерес к бонсай. В центральных районах Токио стали появляться сады ароматических деревьев Японии и Китая, сады ароматических мхов. Влиятельные поклонники бонсай поддерживали исследовательские работы по этому искусству. Росла численность его приверженцев, ценителями и коллекционерами бонсай стали гиганты политического и делового мира той эпохи - Кидо Такаеси, Ито Хиробуми, Хара Такаси, Мацуката Масаеси и др. Они и подготовили почву для современного бонсая.

Они добились успехов в области формы дерева. Стволы и ветви формировались в манере художественных образцов модных в те годы южно-китайских школ живописи - "горчичный сад", "альбом бамбука" - с присущей им напряженной динамикой. Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: "прямой ствол", "склоненный ствол", "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полуобрыв", "пень", "бамбук и камни" и др.

Но самым эпохальным открытием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Ранее в процессе культивирования применялись прививки, черенкование, ощипывание лишних почек и обрезание ветвей, но интенсивное формирование дерева было затруднительным. Примерно в 1895-96гг один приверженец бонсай из Осаки послал своему товарищу в Токио деревце сосны, ветви которого во избежание поломки были зафиксированы проволокой. Благодаря этому случаю мы и обрели возможность свободно формировать ствол и ветви с помощью проволоки.

В эпоху Мэйдзи (1868-1911гг.) наиболее подходящими для бонсай считались китайские плошки, антикварные и новые. Они импортировались из Китая. Одновременно были налажены производство и обжиг по китайским образцам в Японии.

Саженцы бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим развивалось и искусственное культивирование - высадка черенков, отводки, деление, прививки. Численность культивируемых видов достигла 200-300.

По размеру большая часть бонсай была около 54 см высоты ствола. В те годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он должен был гармонировать с комнатой. Развивались и методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали выставлять при проведении чайных церемоний.

Тогда же начали публиковать исследования о бонсай, критические статьи, создавать ассоциации, выпускать "Новости искусства бонсай". Тем самым был внесен значительный вклад в дело его развития. Однако надо признать, что с того времени бонсай покинул жизнь простых людей и стал забавой богачей и тихих обителей.

Подобные тенденции доминировали и в период Сева (1926 - 1989гг). Великое землетрясение в сентябре 1923г в районе Канто нанесло сокрушительный удар и по Токийскому клубу бонсай. Тем не менее, по мере восстановления районов, обращенных землетрясением в руины, жажда человеческого сердца, изнывающего по зелени и цветам, возродила энтузиазм к природе и бонсаю. На протяжении нескольких лет с 1933-34гг бонсай вновь переживал популярность по всей стране, как среди высших, так и среди широких социальных слоев. Это был его беспрецендентный "золотой век".

Вступление Японии во вторую мировую войну вторично нанесло искусству бонсай жестокий удар. После многих лет запустения и небрежения вместе с возрождением государства и стабилизацией жизни началось и возрождение бонсай. Ныне он снова достиг уровня общенационального бума.
×

По теме История бонсай

Бонсай

В японском языке слово "бонсай" означает не просто карликовое растение, а...
Журнал

Общее описание бонсай

В переводе с японского "бонсай" означает растение в плоском сосуде. Родиной...
Журнал

Размер бонсай

Классификация бонсай по размеру очень условна. Выделяют следующие виды бонсай...
Журнал

Форма бонсай

Систематизация видов бонсай по форме была произведена японскими дизайнерами...
Журнал

Садовые и комнатные бонсай

В умеренных широтах разведение комнатных бонсай сопряжено с большими трудностями...
Журнал

Условия содержания комнатных бонсай

По требовательности комнатные бонсай можно поставить на один уровень с самыми...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек