Пратьяхара (критический конспект)

Пратьяхара – это один из разделов йоги.
Под ней понимается направление в определенное русло.

В процессе пратьяхары происходит абстрагирование (отвлечение) органов чувств от их чувственности. Благодаря контролю над чувственностью (по Патанджали) органы чувств становятся очень хорошо согласованными с деятельностью читты или ума в его основной форме.

Йог вначале осваивает Асаны (положения) и Пранаяму (дыхательные упражнения). Освоение их ведет к стадии Пратьяхары. Приведение органов чувств под контроль и является Пратьяхарой.

Пратьяхара заключается в серии подавлений.
Цитирую Свами Сатья Пракаш Сарасвати «Раджа йога Патанджали»:

"Разумный человек должен подавлять свою речь и свой ум. Последний он должен подавлять Понимающим "Я" (джнана-атман).

Это Понимающее "Я" затем он должен подавить великим "Я" (махан-атман; буддхи или интеллект).

А его он должен подавить Спокойным "Я" (шанта-атман)." (Катха III.13)

Этот отрывок имеет отношение к различным стадиям умственного сознания: 1) обычный блуждающий ум;

2) джнана-атман или Понимающее "Я"; думающий ум;
3) махан-атман или Великое "Я" (Интеллект или буддхи), как частица Космического разума, которая присутствует во всех нас и которая связывает нас с Космическим Разумом;

4) шанта-атман или Спокойное "Я", авьякта или абстрактный, либо тонкий интеллект, который является связующим звеном между "я" и умственным комплексом.

Каждое из них следует подавить стадия за стадией, пока всё не будет подавлено в "Я", душе.

Что означает слово подавление? На первой стадии подавление означает "говорить НЕТ". Это нужно практиковать на различных уровнях. Я это покажу на простых примерах. Человек очень любит пробовать манго или, скажем, виноград. Даже когда винограда нет, он хочет его иметь и до тех пор, пока не получит его, он внутренне несколько обеспокоен. Я должен сказать, что для него Пратьяхара заключается в произнесении "НЕТ" в самых сильных выражениях, когда он приходит в магазин, где отсутствует в продаже манго или виноград. Кто-то может свободно предложить манго или виноград, но ему следует настаивать и говорить: "Нет, я не должен брать манго; я не должен брать виноград". Или, предположим, у вас имеется привычка курить; дайте клятву, обет, что вы не будете курить; много раз вы должны пытаться это сделать; ваши друзья будут предлагать вам покурить, но вы должны доказывать себе: вы не брали сигареты в последние два месяца, что вредно будет, если закурите сейчас одну; разумеется, вы не собираетесь снова начать курить. Помните, что расставлены ловушки, чтобы убрать вас с решительного пути. Наберитесь храбрости и твёрдо скажите "НЕТ". Вот что означает "подавление"; ваши чувства, стремящиеся к чувственности, должны таким образом быть взяты под ваш контроль. Начните со сладких вкусов, приятных запахов, красивой внешности и, наконец, дойдите до сладостных объятий и приятных крепких объятий. Все обольщения имеют временное значение; они также предназначены служить; но вне этого их следует взять под контроль….

Второй тип подавления – это говорить нет нежелательным вещам…

Скажите своим ревностям и предубеждениям большое нет.

Еще один вид практики Пратьяхары – подавление с помощью сверхпресыщения или сверхудовлетворения…

Пратьяхара, связанная с ЙОГОЙ, всегда направлена к Богу и ориентирована на Бога. Целью йога, практикующего Пратьяхару, является отстранения органов чувств и их страстных желаний от мирских земных привязанностей (прелестей) и направление их к Богу.

Таким образом Пратьяхара – это контроль над чувствами.

Сознание человека проявляется в 3 качествах (гунах).

1. Саттва (качество просветления, чистоты, добра), ведущая к ясности и умиротворенности (короче по русски – святость);

2. Раджас (качество подвижности или деятельности), делающий человека активным и энергичным, страстным и своевольным (по русски можно перевести как радение);

3. Тамас (качество тьмы и косности), препятствующий и противодействующий стремлениям раджаса к труду и саттвы к выявлению (соответствует темноте).

Цитирую
Тамас - это качество заблуждения, невнятности, инертности и невежества. Человек, в котором преобладает тамас, инертен и апатичен. Качество саттвы влечет к Божественному. Качество же тамаса - к демоническому; раджас находится между ними.

Смотря по тому, какая гуна превалирует в человеке, различаются и его верования, и пища, и жертвы, которые он приносит, и аскетические испытания, которым себя подвергает, и дары, которые делает.

Рожденный со склонностью к божественному бесстрашен и чист, великодушен и властвует над собой. Он стремится к самопознанию. Он не совершает насилия, правдив и безгневен. Он отрешается от плодов своего труда и работает только ради самой работы. Он спокоен, ни к кому не питает злобы, но ко всем - милосердие, поскольку свободен от алчности. Он кроток, скромен и постоянен. Он разумен, милостив и решителен, так как в нем нет вероломства склонностью бесстрашен и чист, и гордыни.

Человека, в котором преобладает раджас, отличает внутренняя неутолимость и привязчивость. Будучи страстным и жадным, он причиняет другим страдания. Его желания ненасытны, так как он полон похоти и ненависти, зависти и обмана. Он непостоянен, изменчив, легко отвлекается и, в то же время, честолюбив и корыстолюбив. Он ищет покровительства друзей и хранит фамильную честь. Он уклоняется от неприятного и льнет к приятному. Его речь нелюбезна, а чрево прожорливо.

Рожденные со склонностью к демоническому лживы, наглы и самодовольны. Они исполнены злобы, жестокости и невежества. У таких людей нет ни чистоты, ни благопристойности, ни правдивости. Они потакают своим страстям. Ошалевшие от множества желаний, запутавшиеся в паутине заблуждений, эти приверженцы чувственных удовольствий попадают в ад.

Как работает ум людей, у которых преобладают разные гуны, можно показать на примере их разного подхода к такой всеобщей заповеди, как "не желай чужого". Человек, в котором преобладает тамас, может истолковать эту заповедь так: "Другие не должны желать моего, как бы я ни приобрел его. А если пожелают, я их уничтожу". Человек с преобладанием раджаса, расчетливый и эгоистичный, истолкует эту заповедь так: "Не надо мне желать чужого добра, чтобы чужие не пожелали моего". Он будет следовать букве закона, выбрав такую политику, но не истинному духу закона, который следовало бы возвести в принцип поведения. Человек же, чей темперамент определяется саттвой, будет соблюдать и букву и дух предписания из принципа, а не из соображений политики, понимая вечную ценность заповеди. Он будет поступать праведно ради самой праведности, а не потому, что существует человеческий закон, заставляющий соблюдать честность под страхом наказания.

Йог - тоже человек и зависит от всех трех гун. Упорное и усердное изучение (абхьяса) себя и объектов, к которым стремятся его чувства, позволяет ему понять, какие мысли, слова и поступки внушены тамасом и какие - раджасом. Непрерывными усилиями он выпалывает и искореняет мысли, продиктованные тамасом, и трудится, чтобы приобрести саттвический склад ума. Когда в человеке осталась только саттва-гуна, это значит, что душа его продвинулась далеко на пути к конечной цели.

Надо сказать, что в последнее время появилось много чудиков, которые призывают отказаться от эмоций. Т.е дошли до понимания сути Пратьяхары, см.

Бодхи Путь к ясному сознанию
Причем самой первой необходимостью объявляется свобода от эмоций. Правда основной упор делается на подавление негативных эмоций. Я тут же вспомнил книгу одного из известных немецких писателей, которую недавно просмотрел. В ней как раз описывается как в результате заражения новым изобретенным вирусом у больных людей пропали негативные эмоции – уверяю, что ни к чему хорошему это не привело. Они оказались не подходящими нынешнему обществу, они перестали бороться за свои интересы. Конечно, если преобладает саттва-гуна, т.е. человек святой, ему и так хорошо. Как говорится «с милым рай и в шалаше» - ну, пожалуйста, не понимайте это буквально. Нет долой Пратьяхару – лучше пусть превалирует раджас!

Вообще то Пратьяхара призывает, как я понял, подавлять и позитивные эмоции.

А это уже ни в какие ворота не лезет! Долой Пратьяхару!
×

По теме Пратьяхара (критический конспект)

Самый критический день лета: затмение, новолуние

Сегодня самый важный день лета, потому что он пройдет под влиянием солнечного...
Журнал

Критический ум

Критический ум имеет мнение обо всем. Из потока ума он отбирает то, чем, по его...
Религия

Критическое число могущества

Ты можешь вспомнить о своих прошлых жизнях - существованиях в материальном...
Магия

Что такое Пратьяхара в йоге?

"Йог знает, что дорога чувственного удовлетворения широка, но ведёт к гибели, а...
Религия

Практика пратьяхары: развитие внутреннего Наблюдателя

Оторвите чувства от объектов чувств, и тогда ваше сознание станет стойким...
Религия

Бывают ли у мужчин критические дни?

Бывают дни, когда женщинам прощается практически все: упрямство, внезапные слезы...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни