Тайны мозга

Человеческий мозг — удивительное устройство. Особенно детский мозг. Лучше всего об этом знают ученые-психолингвисты. Татьяна Черниговская, профессор филфака СПбГУ, один из крупнейших специалистов в этой области, уверена, что дети от рождения гениальнее всех лингвистов мира!
Тайны мозга
Каждый ребенок – гений

— Татьяна Владимировна, чем же дети гениальнее?

— Их мозг — замечательный лингвист. Как ребенку удается освоить родной язык — все еще тайна для науки. Если бы он просто запоминал фразы и правила, как диктофон, ему понадобилось бы как минимум 100 лет, чтобы научиться говорить так же свободно, как мы с вами! Но ребенок не магнитофон; в его мозгу есть некое врожденное устройство, которое умеет выводить языковые алгоритмы.

— Неужели это так сложно?

— Это работа, сложнее которой я не могу ничего себе представить! Сколько всего слышит ребенок: отдельные слова, фразы, хлопанье дверями, шелест деревьев, лай собаки. Он должен во всей этой какофонии отличить язык от других звуков, а потом из потока слов (к тому же в разговорной речи мы делаем ошибки) сам вывести правила, по которым будет этим языком пользоваться.

— Хорошо, если наш мозг такой гениальный лингвист, почему мы все не полиглоты?

— Потому что наш «лингвист» постепенно отключается.

Эйнштейна считали дебилом

— А бывают люди, которые вообще не могут научиться нормально говорить на родном языке?

— Да, есть дети, у которых отсутствует то самое устройство для овладения родным языком. У них ничего не нарушено: ни зрение, ни слух, ни интеллект. Они не аутичные и не дауны. Но элементарную грамматику родного языка не могут освоить: например, они не в состоянии сообразить, что множественное число от слова «стол» — столы!

— И что — они так нормально и не разговаривают всю жизнь?

— Ну, с большим трудом их все же можно научить. Но даже во взрослом состоянии такие люди говорят на родном языке, как на чужом. Они как бы вспоминают правила. К сожалению, в Петербурге таких детей становится все больше.

— То есть, если ребенок не болтает, родителям впору устраивать панику?

— Это, конечно, настораживает, но паниковать рано. Ведь Эйнштейна не брали в школу, считая его чуть ли не дебилом, потому что поздно начал говорить. Но вырос-то Эйнштейн!

Вообще, существует огромное количество людей, страдающих языковыми нарушениями. Это патологии, связанные с состоянием мозга. При травмах и заболеваниях часто происходит распад определенных языковых алгоритмов, которые в мозгу существуют. Например, человек может забыть все глаголы и помнить только существительные и прилагательные — такое явление называется телеграфным стилем. Или может произносить слова в неправильных формах: например, «слоны живет в жаркие странах». Послушав речь человека и попросив его выполнить диагностические языковые тесты, я могу сказать, какая именно часть мозга у него не в порядке и что именно с ней случилось.

— Диагностика по речи?

— Да, именно так. — Ну, вот например, как человек разговаривает при шизофрении? — Шизофреник говорит очень много, очень сложно и гиперправильно. В его фразах может быть много оборотов, масса редких слов, странных ассоциаций. При этом в речи чаще всего нет смысла. Иными словами, мозг шизофреника — это вхолостую работающий компьютер, безошибочно воспроизводящий алгоритмы построения фраз. Он сам себя съедает. А вот при маниакальном состоянии у человека очень быстрая речь; он захлебывается, не делает пауз, слишком спешит, чтобы следить за правильностью построений. Часто его речь — обрывки фраз, этакий пулемет.

Латынь омолаживает мозг

— Если до определенного возраста ребенок говорить не научился, то уже и не научится?

— Да, это так. Почему? — вопрос к Господу, а не ко мне. Раньше считалось, что критический возраст — 5 лет. Но совсем недавно я читала научную статью о девочке-маугли, которая попала в человеческое общество только в 12 лет — и она освоила речь!

— Ну, маугли встречаются редко.

— Они есть и в городе. Коллеги мне рассказали историю: у ребенка не было слуха от рождения, а родители ухитрились не замечать этого пять лет! Вот куда эти родители смотрели?! Обратились к врачу, только когда насторожились, что ребенок не разговаривает. Конечно, не разговаривает — потому что ничего не слышит! Это реальный факт. И врачи говорят, далеко не единственный в нашем городе.

— И все-таки: в чем проблема человека, который не в состоянии выучить даже второй язык, не говоря уже о третьем?

— Есть такое свойство мозга — пластичность, это способность образовывать новые внутренние связи. Это и есть обучение. С возрастом пластичность уменьшается. Но вот скорость этого процесса зависит от того, чем мозг занят. Если он читает дамские романы, тогда пластичность закончится очень быстро; а если латинские глаголы спрягает, есть шанс сохранить способность к обучению в очень глубокой старости!

— А обязательно латинские глаголы спрягать?

— Мозговые упражнения так же нужны, как и упражнения для мышц. Латинские глаголы я привела только потому, что изучение латинского и древнегреческого всегда рекомендую студентам. Это улучшает мозг в прямом смысле слова — он становится сложней. Но благотворно действуют также чтение сложных книг, решение уравнений, изучение языков. Словом, любая зарядка для ума полезна.
×

По теме Тайны мозга

Сокровенные тайны нашего Мозга

Доброта – в височной борозде Профессор Скотт Хьюттел из университета Дюка вместе...
Журнал

Тайны человеческого мозга

Принято считать, что мозг получает информацию из окружающего мира...
Журнал

20 отличий мозга мужчин от мозга женщин

1. Давно доказано, что мозг женщины на 10% меньше мужского. На уровень...
Журнал

Сокровенные тайны каббалы

1 Маасе Брейшит. Буквально - сотворение в начале. Мир никогда не был создан...
Журнал

Тайны пирамид

Сейчас египтологи насчитывают 108 пирамид. Но как ни удивительно первыми...
Журнал

Тайны дольменов

Так что это такое - дольмены? Каково их влияние на людей? И есть ли оно...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни