КУРАЖ
Говоря о "Лихих девяностых", которые в бешенном темпе пронеслись по нашей стране, наверное только сейчас, через тридцать лет, можно начинать осознавать, что это было. В художественных фильмах можно увидеть уровень деградации и криминализации в которые погрузилось государство, когда без войны мы потеряли сотни тысяч молодых людей. Участников разных криминальных и социальных разборок. Из всех забайкальских кооператоров, имеющих право торговли на начало перестройки, три четверти из них, их фотографии, я вижу на надгробиях, когда хожу на кладбище в дни посещения родственников.
Вспоминая давно прошедшие события, начинаешь задумываться, что заставляло этих людей делать свое дело балансируя между законом и криминалом, когда не работали ни какие законы. Кураж наверное, потому что нормальный человек повторить то что происходило в девяностых годах не сможет. Например, один частный случай, который мог произойти с каким угодно предпринимателем и способный послужить сюжетом для какого-нибудь фильма.
Подаю заявку на приватизацию магазина, а время аукциона не сообщили и мою заявку, которую я подавал раньше всех, имея другие приоритеты, не рассматривали. Иду жаловаться в администрацию, где договариваемся составляем документ, для чего в фонде имущества договорились исправить исходные документы. Они исправили, а я не стал подумав, а вдруг обманут. И обманули. Я подаю заявление в суд и начинается кошмар.
Телефон звонит сутками непрерывно, я с тех пор телефоном практически не пользуюсь. Начались маски шоу, когда к моим работникам люди в черном с автоматами, приезжали искать документы, которые я предварительно спрятал. Хорошо хоть, что с администрацией сцепился, а не с бандитами, там могли и гранату в окно забросить. Пол года длилось состояние неадекватности, пока я не признался, что документы хранятся в налоговой инспекции, откуда я их "забыл" забрать после проверки.
Поступил приказ забрать документы, и наконец долгожданный суд, когда я выигрываю процесс по всем эпизодам и судья на моей стороне, но ответчик сменил своего представителя в суде. Приходит улыбающийся дядя, обнялся с судьей, и суд я проиграл. В другой раз мне пришлось "отбрехиваться" от ответчика, его адвоката, судьи и даже прокурора, который должен был меня защищать.
А на работе более десятка проверок в месяц, две из которых из ОБХСС, и бывали случаи когда в день приходили по две проверки. Когда выиграв большую часть судов с администрацией остался, как говорится, "без штанов", без заводов и пароходов, отделавшись двумя инфарктами и операцией на сердце (подарок президента Ельцина).
Веселое было время, которое без куража пережить было не возможно. Тогда мой товарищ спросил, готов ли я посвятить свою жизнь на судебные разбирательства, или смогу отказаться от своих требований компенсации нанесенного ущерба. После очередного суда, на вопрос судьи не заберу ли я исковые требования, когда верховный суд отменил решение районного и областного судов. Я сказал нет, твори свой неправедный суд, и выноси любые решения (которые останутся на совесть судьи), апелляций я подавать больше не буду.
Толкование слова "кураж", означает эмоцию, связанную с предвосхищением успеха. Эмоция эта провоцирует намеренно-нелепое поведение, ломанье пред окружающими. В переводе с французского (courage), - отвага. Кто-то воспринимает кураж, как непринужденно-развязное состояние, показную смелость и редко связывает кураж с благотворительностью.
Когда человек ведет себя заносчиво, нагло, издевательски, безобразничает. Кураж ассоциируется с задором, смелостью, развязностью, озорством, проявление самодурства.
Кто-то говорит, что кураж - это волшебное, удивительное и непредсказуемое состояние, которое заложено в инстинктах человека. Состояние куража, в позитивном понимании, как второе дыхание, известно каждому, это состояние необходимо для того, чтобы превзойти себя, свои возможности. В негативном понимании кураж представляется, как бравада ("понты"), желание самоутвердиться.
Кто то, может кураж, в определенной мере, сравнить с "состоянием аффекта", - эмоциональным процессом взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью. Однако состояние аффекта находится в ведении психиатрии, когда измененное состояние сознания, которое можно сравнивать с легкой степенью сумасшествия, отделяет состояние аффект от состояния куража.
Одним словом непринужденно-развязное поведение, показная смелость, как состояние эмоционального подъёма, представляет нам человека в состоянии возбуждения. Как это описал Н. В. Гоголь в повести "Тарас Бульба": "Путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада. На большой опрокинутой бочке сидел запорожец без рубашки: он держал в руках ее и медленно зашивал на ней дыры.
Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в средине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и, вдруг опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю.
Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и трепаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! – сказал наконец Тарас. – Видишь, как парит!» – «Не можно!» – кричал запорожец. «Отчего?» – «Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью».
А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; все пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движенья, как все отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван казачком". И далее Гоголь описывает быт Запорожской сечи: "Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.
Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало.
Он, можно сказать, плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей. Это производило ту бешеную веселость, которая не могла бы родиться ни из какого другого источника.... Эта странная республика была именно потребностью того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу.
Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина.... Нередко происходила ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час доходило до драки. Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня. Такова была эта Сечь, имевшая столько приманок для молодых людей".
Что можно сказать по поводу свободы очумевших от пьянства запорожцев, которые жили в изумлении, когда проснувшись в тяжелом похмелье они с изумлением смотрели на плоды рук своих, на то что они сотворили в пьяном угаре. Пьяный кураж воров и разбойников, из которых состояла Запорожская Сечь, по сути своей не интересен, мало ли что можно совершить от трудов не праведных. Война и разбой, которыми жила Запорожская Сечь, это негативное действие, сочетающееся с грехом, поэтому эту тему развивать не будем.
Завершая тему об иллюзорном, призрачном и свободном месте на Земле приправленном блеском золота, куда стремились попасть все жаждущие свободы люди. Представим такое место, республика Желтуга или как ее иногда называют Амурской Калифорнией, маленькое самопровозглашённое государство (квазигосударство) или казачья республика. Их две реки Желтуги одна в России, другая располагалась на территории современного Китая в уездах Мохэ и Тахэ.
История здесь в том, что в начале 80-х годов XIX века в верховьях Амура, в районе реки Мохэ, русские и китайские золотопромышленники образовали так называемую Желтугинскую республику. В «республике» существовало особое самоуправление, были созданы охранные и полицейские структуры. прошел слух о богатых месторождениях золота в 1883 году, на Желтугу стали стекаться золотоискатели, каторжники, ссыльные, авантюристы разных национальностей.
Посёлок золотоискателей вырос до 15 тысяч человек, когда потребовалось создание органов правопорядка, выбран президент, предположительно подданный Австро-Венгрии Карл Фоссе, с неограниченными полномочиями. Были введены суровые законы, бандитов вешали, смутьянов изгоняли силой, за малейшие провинности наказывали публичной поркой, спиртоносов убивали на месте. Торговцы из Забайкалья и Приамурья открывали здесь лавки, в которых можно было купить всё необходимое по вздутым ценам.
Здесь открывались магазины, бани, гостиницы, банки. Здесь было казино, зверинец, выступали жонглёры, фокусники и цирковые гимнасты. За короткую жизнь республики Желтуга (менее 3-х лет) было добыто 500 пудов золота, большая часть которого досталась китайским скупщикам, платившим несколько больше, чем русская администрация в Забайкалье. Здесь надо ответить на ряд вопросов. Республика Желтуга ни каким образом не являлась прообразом революционного подъема свободолюбивых людей.
Почему Желтуга называлась казачьей республикой. Потому что к востоку от Иркутска , вся территория была в подчинении Забайкальского Казачьего Войска из которого затем выделились Амурские и Уссурийские казаки. Граница с Монголией и Китаем по сути не охранялась, а казаки жили на хуторах и с той стороны границы, когда Харбин по сути был русским городом. Почему не сразу выявили Желтугу и уничтожили достаточно жестко. Дело в том, что на фоне «золотой лихорадки», которая началась на Дальнем Востоке.
Где вольными старателями со второй половине XIX века стали открываться золотые месторождения на Среднем Витиме, Зее, Охотском побережье, в Олёкминском округе, на Чукотке и в Северном Китае. Появление в скупках золота с Желтуги прошло не замеченным. История Желтуги началась весной 1883 г., когда орочен Ванька, копая могилу, случайно наткнулся на несколько золотых самородков и показал их знающим людям.
Те послали специалиста, который и подтвердил мощный золотоносный пласт Желтуги, слухи о богатом прииске мгновенно привлекли огромный приток золотоискателей. Этому способствовали и золотоискатели пропивающие намытое золото в близлежащих деревнях, хотя на самом прииске был сухой закон. Долгое время богатейший прииск был секретным и не платил в казну ни каких налогов.
Что создало естественную проблему, когда изгнанные с Желтуги каторжники создавали разбойничьи шайки, которые грабили покидающих прииск золотоискателей, по обеим сторонам границы. Шайки разбойников (хунхузов) стали нападать на другие прииски и караваны с золотом разных золотопромышленных компаний.
Обнаружили нелегальный прииск так же, как и средневековую Мангазею, первый русский заполярный город XVII века в Сибири.
Опорный пункт, которого основан в 1601 году на реке Таз в заливе Тазовской и Обской губы. Тогда царское правительство увидев недобор денег в казну, обнаружило что в Обскую губу заходят торговые корабли из Англии и других стран, с которыми торгуют мехами и золотом предприимчивые люди. В Мангазею была отправлена воинская команда, и организована таможня для взимания соответствующих налогов в казну с иностранных купцов.
С тех пор таможню поставили и на единственной дороге ведущей из Сибири в европейскую часть России. На таможне досматривали всех едущих из Сибири и отбирали всю пушнину, золото и драгоценные камни. Об интересе к богатству Сибири можно судить и по тому, случаю что первого губернатора Сибири князя Матве́я Петро́вича Гага́рина, царь Петр I повесил за постоянную недоимку при таможенных сборах. А всё его имущество было конфисковано.
Один из наиболее значительных трудов о Сибири, написанная в XVIII веке книга Г. Ф. Миллера «Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел, от начала и особливо от покорения его Российской Державе и по сии времена». То же происходило и в случае с прииском на Желтуге, когда правительство узнало о нелегальной добыче золота.
Зимой 1885—1886 годов империя Цин, выслала многочисленную армию для ликвидации республики. После недолгого сопротивления, республика Желтуга прекратила своё существование. Китайских «преступных старателей» казнили, отрубив им головы на центральной площади. Русских поселенцев вернули России.
У меня слово "кураж" ассоциируется не с купцами гуляющих в ресторанах с цыганами и оркестром. С куражом ассоциируется поведение старателей, которые выходя из тайги пропивали все, что они наработали изнурительным и тяжелым трудом. Самих старателей я не застал, но по рассказам родителей эти люди соответствовали тем описаниям, которые им давали писатели.
Если Джек Лондон, который писал про "Золотую лихорадку", описывая золотоискателей, не придавал им какой-то особенности, то наши старатели имели отдельную нишу в русской культуре. Когда из леса выходил по дороге изможденный человек и заходя в деревню начинал куролесить, пропивая выпавший на его долю фарт. Как правило сельские жители друг друга знали и вели незнакомого или знакомого оборванца в лавку, где он вытащив из кармана кисет с золотыми самородками, первым делом, покупал отрез бархата на шаровары.
Другой отрез он делил на рубаху и на портянки, а приодевшись, из третьего обреза, с помощью зевак и доброжелателей, конструировал себе красную дорожку, размотав рулон атласа прямо по грязи до крыльца кабака. Это традиционное картина поведение старателей, на пути которых селились люди создавая деревни жители которых жили за счет золотарей выходящих из тайги в цивилизованный мир.
Некоторые из этих деревенских дельцов и жен своих готовы были предоставить гуляющему золотоискателю за соответствующую мзду, как писали авторы разных романов. В этой сохранившейся до сего дня традиции, я убедился сам, видя как "бичи" отработавшие свою декаду, получив аванс уходили "на выхлоп" (отгул) в ближайшие деревни. Возвращаясь оттуда раньше срока без копейки денег.
Так и жили, били шурфы и копали канавы, а потом пропивали все заработанное в деревне, пока не уедут с участка в другое место. Я собственно, от этих работяг и перенял навыки работать на бутаре и промывать золото в лотках, которые бывают круглыми или корытообразными. У людей работающих с золотом, есть какое-то личное к нему отношение, которое сложно передать, не получится оставаться равнодушным, глядя впервые, как блестит дно реки под солнечным светом.
И кажущееся равнодушие геологов держащих в руках золотой самородок, не говорит ни о чем, потому что он этот найденный кусок золота не бросит назад в отвал, а положит в карман, а затем в сейф. Но речь идет не о людях работающих в геологоразведке, на рудниках и на приисках.
Старатели это особая каста людей работающих по золоту. Они ищут самородное золото, или породу с большим содержанием золота, серебра, платины или драгоценных камней. И набрав, достаточное по его мнению, количество презренного металла, старатель выходит к людям, которые давно его ждут и готовы предоставить любые услуги, чтобы выжать из старателя как можно больше золота.
В отличие от американских участников "Золотой лихорадки" на Аляске или Клондайке. Русские старатели имели свою отличительную особенность, - шаровары необъятных размеров, которые имели форму круга диаметром около 3-4 метров, приталенного в поясе. При изучении, какие резоны учитывались в процессе изготовления данного предмета одежды, можно отметить, что из таких штанов можно пошить пару рубах.
Их можно, казалось бы, носить долго зашивая все прорехи и дыры, но шаровары это парадная одежда, в которой не удобно работать. Старатели работавшие в Забайкалье и Бурятии в 50-60-х годах прошлого века, носили плисовые шаровары черного цвета, а добытое золото сдавали в "Золото скупку". По известным причинам, этим старателям, не позволялось вести себя в традиционной манере пьяного разгула (официально по крайней мере), присущим поведению всех до революционных старателей.
Что мы можем увидеть, пытаясь понять мотивацию и паттерны поведения старателей, привыкших действовать определенным образом, кажущимся деструктивными и мешающими человеку реализоваться в мире. С точки зрения психологии такое, казалось бы странное, поведение старателей описывается, как компенсаторное поведение, когда находясь в зените славы, он видит все в ином свете.
Он видит, как уважаемые в обществе люди, готовы целовать его сапоги, за золотой самородок, он видит, как уважаемые люди, не только своей рубахой с ним готовы поделиться, но и собственной женой. Этот миг, откровения и собственного "могущества", компенсируют ему все лишения, нужду и многодневный тяжелый труд. Все дело в том, что этой иллюзии подвержены не только старатели, но и все люди, которые участвуют в этом жизненном спектакле, который разыгрывается во всех реалиях.
А потом все возвращается на круги свои, когда иллюзорная пелена спадает с глаз и пришедшие в себя люди, выкидывают пропившегося "благодетеля" со двора и возвращаются к своей обыденной жизни. Праздник кончился и "подхарчившийся" старатель, получивший какие-то припасы, уходит назад в тайгу, добывать презренный металл, до другого раза, до очередного фарта.
Как мы видим кураж, это эмоциональное состояние человека связанное с возбуждением. Компенсаторное поведение, как говорят психологи, основанное на компенсации какого-то воображаемого или реального недостатка, когда ощущение неполноценности человек может компенсировать. Переживая какие-то события, доказывая себе и другим, какой он "крутой".
В психиатрии используется когнитивно-поведенческая терапия, в которой компенсаторные стратегии, - это способы поведения, с помощью которых человек преодолевает свои жизненные сложности.
Однако, как сейчас модно, методы психиатрии, часто применяются на людях здоровых, когда жизнь на кураже ради высоких целей, быть полезным себе и людям, в развитии духовного воспитания человека. Но как говорили в древности, добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Этим и надо наверное руководствоваться.
Потому, что кураж, - это не только крылья за спиной.
И есть другое состояние психики человека. Аффект - это эмоциональные, сильные переживания, которые в переводе с латинского языка означает страсть, душевное волнение. При этом состояние аффекта проявляется независимо от человека, с которым он самостоятельно справиться не может. А состояние куража, человек контролировать как-то может, если он находится в трезвом виде.
Здесь кураж мы рассматриваем, как "понты", когда человек демонстрирует себя в том качестве, которым он не является. При этом, как уже говорилось купцы и разбойники пропивают и жертвуют ими не заработанные, чужие деньги. Отцы семейств пожелавшие пропить или подарить кому-либо деньги, по сути обкрадывают своих родственников.
И только старатель, пропивает или жертвует отдавая свои, заработанные тяжелым трудом деньги, когда блеск золота иллюзорным мороком охватывает всех, кто бросит на него взгляд. На всех, с кем общается старатель. Такая вот история.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50199.
Обсуждения Кураж