Зарождение восточной философии в Древнем Китае

Во время рассвета древнегреческой философии на другом конце земного шара зародилось другое мировоззрение. В отличие от светских западных учений философия Древнего Востока тесно переплеталась с местными религиозными традициями: буддизмом, индуизмом, конфуцианством и даосизмом. Не будучи изолированными, многие философские течения зарождались в небольших районах Азии и быстро становились популярными за тысячи миль вокруг. И хотя основы восточной философии больше относились к религии, древние мыслители внесли существенный вклад в развитие логики, метафизики, этики и эпистемологии. Зарождение восточной философии в Древнем Китае
Первые философские мысли зародились в Древнем Китае примерно в 7 веке до н.э. во времена династии Западный Чжоу и в последующие периоды после ее падения, когда процветали «Сто школ размышлений». Научное сообщество той поры составляли ученые, которые путешествовали по стране, принимали участие в решении государственных вопросов по управлению, ведению мирных переговоров и урегулированию военных конфликтов.

В Книге Хань указывается 10 важных философских течений:
  • Конфуцианство, которое учит, что человеческие существа обучаемы, улучшаемы и совершенствуются благодаря личностному росту, включая самосоздание. Основная задача конфуцианства – воспитать в каждом человеке добродетель и довести до нравственного самосовершенствования. Конфуцианство полагает, что люди обязаны отказываться от материальных благ ради сохранения важнейших моральных ценностей рен и йи.
  • Легизм – учение, предполагающее, что титулы каждому человеку нужно раздавать не по рождению, а по заслугам. Ученики школы изучали методы администрирования, особенно отмечая объединение роскоши и властвования самодержца.
  • Даосизм – философское течение, подчеркивающее 3 драгоценности Дао: сочувствие, умеренность, покорность. В то же время даосская мысль сосредотачивается на единении в природе человека с космосом и достижении гармонии со всей Вселенной.
  • Моизм отстаивал концепцию общей любви: Мо цзы, основатель учения, полагал, что «все имеют равные права», и человек обязан объединиться с природой, участвуя в практике всеобщей любви. Философско-методологическую дисциплину философа можно рассмотреть, как подобие материалистического эмпиризма. Мо цзы считал, что знания человека должны опираться на восприятие зрения и слуха вместо логических размышлений.
  • Натурализм опирался на Инь-Янь и 5 элементов – огонь, воду, воздух, землю и эфир. Основал философское направление Цзоу Янь.
  • Аграризм – учение, относящееся к утопическому аграрному коммунизму и эгалитаризму. Последователи течения считали, что китайское общество спасет физический труд на полях, где должны работать все, начиная от крестьян и заканчивая правителями.
  • Логика сосредотачивалась на определениях, формах и интеллектуальных законах, которые можно формализовать логическим языком. Здесь можно провести параллель с софизмом и диалектикой Древней Греции. Самый знаменитый логик – Гонсун Лунцзы.
  • Школа дипломатии основное внимание сосредотачивала на практических вопросах без моральных принципов. Выпускники становились прославленными ораторами и дипломатами.
  • Разная школа соединила в себе учения нескольких направлений. Например, Лю Бувей собрал мудрецов из нескольких философских течений, которые совместно создали трактат «Люши Чуньцю». Течение постаралось соединить преимущества разных учений и устранить недочеты.
  • Школа второстепенных разговоров, не являлась отдельным учением, а объединила в себе мысли простых людей. Зарождение восточной философии в Древнем Китае
Хотя направления течений и отличались, гуманизм был главным атрибутом китайской философии. Роль людей и их место в обществе всегда были в центре внимания китайских мыслителей. Практические, моральные и политические проблемы были одобрены по сравнению с метафизическими спекуляциями, поскольку китайская философия имела тенденцию заниматься мирскими делами.

Вместо того чтобы выражать свои мысли в логической и систематической прозе, китайские мыслители были более поэтичными. Тексты по китайской философии часто наполнены афоризмами, аллюзиями и притчами. Общая тенденция состоит в том, чтобы наводить на размышления: чем больше выражение точно сформулировано, тем меньше вариантов для трактовки. Поэтому изречения и труды китайских философов часто расплывчаты так, что их значение каждый может понять по-своему.
Источник: Ермакова Юлия Сергеевна

По теме Зарождение восточной философии в Древнем Китае

В армянской церкви в восточной Турции пройдет первая служба

Армянское духовенство впервые почти лет за сто проведет службу в древней церкви...
Журнал

Раскопки Телль Хазны 1 в Северо-Восточной Сирии

В 2009 г. состоялся двадцатый, завершающий сезон раскопок Телль Хазны 1...
Журнал

ВКонтакте строит крупнейший в Восточной Европе дата-центр

Сайт «ВКонтакте» будет подчиняться российским законам даже после переезда на...
Журнал

Находка археологов в древнем индейском городе

Американские археологи обнаружили в городе Коллинсвилль (Collinsville) в...
Журнал

Клинописные таблички в древнем храме Турции

Ученые Университета Торонто расшифровали надпись на клинописных табличках...
Журнал

Исторические датировки событий в Древнем Египте

Физики подтвердили адекватность исторических датировок событий, происходивших в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек