Cвященная Бирма

Сегодня у нас в виртуальных гостях буддийский монах традиции Тхеравады бхиккху Ашин Сучита Ashin Sucitta (Павел Цветков). Долгое время он медитировал в монастырях загадочной и таинственной Бирмы. Ненадолго он вернулся в Россию. Ашин Сучита любезно согласился дать интервью.

Глубокоуважаемый Ашин Сучита! Большое спасибо Вам за то, что нашли время ответить на несколько вопросов.

Скажите, пожалуйста, как Вам пришла мысль предпринять столь необычное для русского человека решение – стать монахом традиции Тхеравады?

Дело в том, что уже к тому моменту, будучи монахом (гецулом) в тибетской традиции я заинтересовался практиками и самой традицией Тхеравады. Потом появилась возможность съездить в бирманский медитационный центр и попробовать попрактиковать в живую медитацию «випассаны» под руководством реализованного Учителя. В этом медитационном центре была возможность принять полные монашеские обеты в количестве 227 дисциплинарных правил. А так как я давно хотел принять полные мон. обеты, (гецул-это монах, держащий начальные 10 обетов) я не стал долго раздумывать и попросил Учителя назначить время церемонии.

Как и когда Вы пришли к буддизму?

В результате наблюдений, размышлений и изучения, как собственной жизни, так и материала жизни окружающих людей у меня накопилось большое число различных вопросов по поводу цели и назначения человека в этом мире, его загробном существовании и т д. Примерно начиная с 1997 года я стал искать ответы на свои вопросы в различной эзотерической литературе. И в какой то момент мне мой однокурсник предложил почитать книгу Ламы Сопы «Преобразование проблем в радость». За этой книгой последовали другие книги принадлежащие к различным буддийским традициям.

Жизнеописание Будды, основополагающие учения такие как Четыре благородные Истины, Благородный восьмеричный Путь, Учение о непостоянстве, страдательности и отсутствии самостоятельной, независимой и неизменяемой сущности «Я», заставили меня по другому смотреть на вещи и окружающий меня мир. Столкнувшись с этими Учениями, я понял, что нашел то, что искал. У меня было ощущение, что я обнаружил что-то, что давно потерял, что-то знакомое и понятное.

Кто Ваш учитель?

В настоящий момент я считаю своим непосредственным Учителем Саядо У Теджанию (бирманский буддийский монах с более чем десятилетним стажем монашеской жизни).

В двух словах, что представляет собой Бирма? Какой там климат?

Бирма расположена между Индией и Таиландом. Большую часть страны покрывают тиковые леса и рисовые поля, на западе, севере и востоке возвышаются скалистые горы.

Климат в летние месяцы влажный. Примерно с июля по октябрь страна находится в зоне тропических ливней, наступает так называемый сезон дождей в течение которого выпадает самое большое в году количество осадков на всей территории Юго-Восточной Азии. За сезоном дождей следует сухой сезон, продолжающийся примерно до середины марта. Он характеризуется малым выпадением осадков и средней температурой. С марта до конца июня в силу вступает жаркий сезон, температура воздуха поднимается до максимума, частые грозы.

Что Вас удивило и запомнилось больше всего?

Больше всего меня удивил и вдохновил мой Учитель Саядо У Теджания своей манерой передачи инструкций по практике, объяснением затруднений в практики и своим неутомимым и сострадательным служением Учению Будды. Все остальное было тоже довольно необычным, но не в такой степени.

Случались ли с Вами чудеса?

Самое большое чудо, которое со мной случилось так это то, что я попал в Бирму к такому необычному Учителю.

Как в Бирме живут миряне?

Миряне живут очень по-разному, это зависит от уровня материального состояния и общественного статуса. Есть как очень богатые, так и находящиеся за чертой бедности. Общий уровень жизни ниже, чем в Таиланде, но выше чем в некоторых беднейших штатах Индии.

Как буддизм и индуизм уживаются в Бирме вместе?

В Бирме я не слышал, чтобы были какие-то проблемы или разногласия между буддистами и индуистами. Две религиозные традиции мирно сосуществуют друг с другом.

Какие Вы посетили места в Юго-восточной Азии?

Нам с моим другом Константином удалось в Бирме съездить в древнюю столицу центральной Бирмы -- город Паган. В Таиланде мы посетили монастыри и храмы Бангкока. В Камбодже, храмовый комплекс Ангкор-ват и прилегающие к нему храмы.

Какие ощущения у Вас вызывали «Места Силы» бирманской земли?

В Бирме «места силы» (места особого почитания и благоговения) чаще всего располагаются там, где есть или были реализованные Учителя, на развалинах древних буддийских монастырей. Обычно когда находишься в подобных местах, то испытываешь чувства восхищения, почтения, сопричастности и покоя.

Чем Вы занимались в Бирме?

Большую часть времени, а это почти полгода, я провел в нашем медитационном центре-монастыре практикуя медитацию випассаны.

Какая была главная цель Вашего мистического путешествия?

Это путешествие трудно назвать мистическим. Главная цель практики -- это приблизится к пониманию того, как работает наш ум, насколько он связан с гневом, алчностью и неведением и как эти загрязнения ума обуславливают тело, речь и ум. Найти путь к освобождению ума из под гнета этих негативных проявлений сознания.

И можете ли Вы сказать, что эта цель была Вами реализована?

До конца, конечно, нет, но некоторое понимание появилось. Благодаря личному примеру Учителя и его наставлениям появилась уверенность в реальности благородного Пути. В том, что делу познания собственного ума стоит уделить всю жизнь целиком.

Не было ли разочарования, ощущения, что Вы ожидали «чего-то другого», «чего-то большего»?

Разочарования не было, потому что у меня, практически, не было никаких ожиданий, мы ехали в полную неизвестность. И то что из этого получилось мы приняли как есть.

Что такое Тхеравада? В чем суть этого учения?

«Будда Сакьямуни называл основанную им религию "Дхамма-виная" - доктрина и дисциплина (Пали: Дхамма, Санскрит: Дхамма). Для того чтобы сформировать общественную структуру, способную поддерживать практику Дхаммы и хранить учения, Будда создал общину монахов (бхиккху) и монахинь (бхиккхуни), которые составляют Сангху. С тех пор Сангха передаёт учение монахам и мирским последователям. В течение двух веков после смерти Будды, Дхамма распространялась по Индии. В результате возникло несколько различных вариантов интерпретации учений, что привело к расколу в Сангхе и появлению восемнадцати различных школ буддизма. Одна из таких школ (Махасангхика) дала толчок к реформированию общины и назвала себя Махаяной ("Большая колесница"), а остальные школы - Хинаяной ("Малой колесницей"). То, что мы сейчас называем Тхеравадой - это единственная сохранившаяся до наших дней школа, возникшая до Махаяны. Чтобы избежать употребления унизительных терминов "Махаяна" и "Хинаяна", многие люди сейчас предпочитают использовать более нейтральные слова для обозначения двух крупнейших ветвей буддизма. Так как Тхеравада исторически преобладает в южной Азии, её иногда называют "южным буддизмом", в то время как Махаяна, последователи которой специально отправились на север из Индии в Китай, Тибет, Японию и Корею, называется "северным буддизмом"».

( Цитата из: Что такое буддизм традиции Тхеравада? Пеpевод PavelBure по статье: John Bullitt. What is Theravada Buddhism? A Thumbnail Sketch.)

Действительно ли различия между традицией Тхеравады и Махаяны столь сильны, как считают некоторые ученые?

• «И там и там Будда Сакьямуни признаётся учителем
• Четыре благородные истины аналогичны в обеих школах

• Восьмеричный Благородный Путь совпадает в обеих школах

• Учение об обусловленном возникновении (paticca samuppada) одинаково

• Отвергается идея о высшем существе, которое создало мир и правит им

• Принимается учение о непостоянстве, страдании и пустоте (anicca, dukkha, anatta) и нравственности, сосредоточении и мудрости (sila, samadhi, panna) без расхождений.

Это важнейшие учения Будды и все они принимаются обеими школами без возражений».

( цит. по: Валпола Рахула Буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны Перевод с английского: PavelBure, по статье: Theravada - Mahayana Buddhism, by Ven. Dr. W. Rahula)

Правда ли то, что в Тхераваде главная цель – личное освобождение, что освобождению других живых существ уделяется меньшее внимание? Или все-таки различие между традициями – плод какого-то недопонимания этих традиций?

«Спасение через достижение состояния Архата

Достижение Ниббаны через состояние Архата – это не эгоистичный путь.

Некоторые буддисты считают, что желание спастись путём достижения состояния Архата продиктовано эгоизмом, потому что, по их мнению, каждый должен стараться стать Буддой и спасать других людей. … Те, кто хотят стать Буддой, могут так поступить. Однако от них потребуется смелость и масса знаний, чтобы пожертвовать своими удобствами и практиковать отрешение в различной форме для достижения состояния Будды. Если же мы не готовы устремиться к состоянию Будды, то следует поставить себе цель стать Архатом, Совершенным.

Для достижения состояния Архата, человек должен полностью искоренить в себе жадность и эгоизм. Здесь имеется в виду, что во взаимоотношениях с окружающими Архат будет поступать с состраданием и способствовать появлению у них желания пойти по пути к Освобождению. Архат – это живое доказательство хороших результатов, которых достигает человек, следующий предложенному Буддой способу практики. Достижение Ниббаны невозможно, если человек совершает поступки, основанные на эгоизме. Поэтому, нет оснований утверждать, что стремление достичь состояния Архата является эгоистичным.

Состояние Будды - это наивысший и наиболее благородный из всех трёх идеалов (Высший Будда, самостоятельно пробудившийся Будда (Паччекабудда) и Архат). Но не все способны достичь этого наивысшего идеала. Разумеется, не каждый учёный может стать Эйнштейном или Ньютоном, ведь должно быть пространство и для учёных меньшего калибра, которые всё равно приносят благо человечеству в соответствии со своими способностями.

Ради блага людей, Архаты возвещают им о Дхамме, которой учил Будда. Это позволяет людям спастись, следуя советам Архатов.

Не только Архаты учат Дхамме. Другие ученики тоже время от времени проповедуют Дхамму. Сарипутта достиг первого уровня святости (sotapanna), услышав всего одно слово Будды от досточтимого Ассаджи. Ассаджи был самым молодым из первых пяти учеников Будды. Следуя Будде, Сарипутта достиг состояния Архата и стал одним из старших учеников. Император Ашока, распространивший Буддизм в целом ряде стран, стал буддистом, услышав Дхамму от монаха Ниродхи….»

«Бодхисаттва
Бодхисаттва – это существо, посвятившее себя достижению Просветления

Как существу, обладающему состраданием, Бодхисаттве суждено достичь состояния Будды и, впоследствии, благодаря развитию ума самому стать Буддой.

Для достижения Высшего Просветления он доводит до идеала практику высших совершенств (parami). Эти совершенства – щедрость, дисциплина, отрешение, мудрость, энергия, выносливость, правдивость, решительность, доброжелательность и беспристрастность. Он развивает эти факторы с состраданием и мудростью, без эгоистичных побуждений или самомнения. Бодхисаттва трудится ради блага и счастья всех живых существ, ищет возможности облегчить их страдания в течение всего множества своих перевоплощений. На пути к своей цели он всегда готов практиковать эти совершенства, иногда даже ценой собственной жизни.

В палийских текстах слово "Бодхисаттва" употребляется, когда говорят о принце Сиддхатхе в его жизнях до Просветления. Сам Будда тоже использовал этот термин, когда говорил о своих прошлых жизнях. В палийских текстах нигде не говорится, что состояние Будды – это единственный путь для достижения счастья Ниббаны. Во времена Будды было большой редкостью, чтобы ученик оставил возможность достижения святости и вместо этого решил пойти по пути Бодхисаттвы. Хотя есть записи и о том, что некоторые последователи выражали стремление стать Бодхисаттвами, чтобы затем достичь состояния Будды.

В учении Буддизма Махаяны идеал Бодхисаттвы играет важную роль. Здесь Бодхисаттвой считают существо, которое, соприкоснувшись с Ниббаной, добровольно откладывает получение своей награды, чтобы иметь возможность вернуться в мир и сделать Ниббану доступной для других. Это существо намеренно решает отложить своё освобождение от Сансары, чтобы указывать другим путь достижения Ниббаны.

Хотя практикующие Буддизм Тхеравады и уважают Бодхисаттв, они считают, что Бодхисаттвы не способны просвещать или спасать других, пока они сами не достигли Просветления. Поэтому, в духовном смысле Бодхисаттв не считают спасителями. Для достижения своего спасения, все живые существа должны использовать способ, установленный Буддой, и следовать его примеру. Они сами должны уничтожить свои пороки и развить все великие совершенства, поскольку никто не может спасти человека за него самого….»

( цит. по: К. Шри Дхаммананда Маха Тхера Во что верят буддисты

Перевод с английского, версия 1.0 (26.02.2005) выполнен по книге К. Sri Dhammananda, "What Buddhists Believe" expanded 4th edition. Группой в составе: PavelBure (псевдоним) координатор, переводчик (все главы, кроме главы 9)

Wemmon (псевдоним) переводчик (глава 9)
Эрнест Новик редактор )

«Существует три пути в Нирвану:

Самма-Самбудда: путь Всемирного Учителя.

Самостоятельное развитие в себе Совершенств (парамит) Бодхисаттвы, устремлённого к развитию потенциала для достижения Просветления без помощи других, на благо всех существ. В одно и то же время не бывает более одного Самма-Самбудды.

Пратьека-Будда: путь безмолвного Будды.

Хотя этот Будда достиг такого же Просветления (в период, когда Учения Самма-Самбудды уже известны), он не имеет возможности учить Дхарме в большом масштабе. Эти Будды часто живут вместе группами.

Архата-Будда: путь последователя.

Следуя указаниям Самма-Самбудды эти последователи могут достичь такого же просветления и полностью освободить себя от неведенья и желания, и, следовательно, от страданий. Они чрезвычайно важны в поддержании Учения Будды. Они несут Дхарму.

Каждый из трёх типов Будды движим состраданием ко всему живому, и их стремление в первую очередь освободить себя от всех иллюзий исходит не из корысти, а из желания блага всему живому. Их пример и наставления являются искренним благословением бесчисленному множеству существ в сансаре, потому что они указывают путь, ведущий к прекращению всех страданий, Нирване ».

(цит. по: Введение в буддизм © Почтенный Дхаммавирантха Ньяка Махатхера © Перевод Алексея Титова, под редакцией Анны

Павловой и Валерия Павлова. Екатеринбург, 2000)

Что такое монашество и зачем оно нужно?

Монашество существует для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для духовной практики саморазвития. Путь монаха подчиняется строгой монашеской дисциплине и служит тому, чтобы сфокусировать его устремления и деятельность на Освобождении от страданий и достижении высшего счастья Ниббаны.

Какие существуют обеты монаха?

В различных буддийских традиция кодекс монашеской дисциплины насчитывает различное число правил. В традиции Тхеравады монах соблюдает 227 правил, кандидат в монахи 10 обетов.

Опишите, пожалуйста, ежедневный распорядок дня бирманского монаха?

Ниже приведен распорядок дня бирманского монастыря, расположенного в г. Паган, центральная Бирма.

1. Подъем в 4-00
2. Монахи собираются в храмовом помещении в 4-20 на утреннюю молитву.

3. Завтрак 5-30
4. После завтрака подготовка к сбору подаяния.
5. В 7-00 монахи отправляются за сбором подаяния
6. После возвращения со сбора подаяния до 10-00 монахи уделяют время учебе (чтение книг и выучивание текстов)

7. После 10-00 монахи принимают душ.
8. В 10-30 начало приема пищи, собранной на сборе подаяния.

9. До 13-00 отдых. (свободное время)
10. После отдыха до 17-00 время учебы
11. Монастырские работы (наведение порядка в помещениях и на территории монастыря)

12. После 18-00 монахи собираются в храмовом здании для чтения молитв и слушания лекции по Дхамме, которую ведет Саядо – самый старший монах, настоятель)

13. Затем до 21-00 заучивание текстов и практика.
14. После 21-00 до 21-30 практика в храмовом здании.

15. В 22-00 монахи ложатся спать.
В нашем медитационном центре-монастыре был немного другой распорядок дня:

1. Подъем в 3-25 по гонгу
2. 4-00 до 5-00 медитация в Дхамма холле.
3. С 5-00 до 5-30 уборка помещений и территории.
4. Завтрак с 5-30 до 6-30 (для монахов до 6-00)
5. После завтрака монахи готовятся к сбору подаяния, а практикующие - миряне занимаются хозяйственными делами: убирают помещения, стирают белье и т.д. до 7-00.

6. В 6-30 монахи отправляются за сбором подаяния, возвращаются в 7-30. До 8-00 у монахов свободное время.

7. С 7-00 до 8-00 практика сидячей медитации
8. С 8-00 до 9-00 практика медитации при ходьбе.
9. С 9-00 до 10-00 практика сидячей медитации.
10. С 10-00 до 10-30 личное время.
11. С 10-30 до 11-30 последний прием пищи.

12. С 11-30 до 13-00 отдых
13. С 13-00 до 14-00 практика сидячей медитации
14. С 14-00 до 15-00 практика медитации при ходьбе.

15. С 15-00 до 16-00 практика сидячей медитации
16. В 16-00 миряне подносят монахам и практикующим мирянам сок, джус

17. С !6-30 до 17-00 практика медитации при ходьбе
18. С 17-00 до 18-00 практика сидячей медитации
19. С 18-00 до 19-00 практика медитации при ходьбе
20. С 19-00 до 20-00 практика сидячей медитации
21. С 20-00 до 21-00 практика медитации при ходьбе.

22. С 21-00 до 22-00 практика сидячей медитации. Для практиков мирян бирманцев прослушивание записи бесед о Дхамме в домике Саядо.

23. С 22-00 сон.

Как происходит процесс медитации?

Если это формальная сидячая практика, то она обычно происходит в зале для медитаций, если медитация при ходьбе, то по дорожке возле монашеских корпусов. Бывают более строгие виды практики в джунглях, пещерах или на кладбищах.

Что Вы считаете самым сложным в жизни монаха? Не возникало ли у Вас желания все бросить и вернуться?

Самое сложное это внутренний натиск загрязнений ума, особенно всех видов алчности как тонких, так и ее грубых ее форм. У меня возникло противоположное желание остаться в Азии и практиковать будучи монахом в монастыре.

Каковы Ваши дальнейшие планы? Собираетесь ли Вы обратно в «Места Силы» Тхеравады?

Мы с моими друзьями единомышленниками собираемся снова в Бирму. А Бирма для меня и есть «место силы».

Вы продолжаете медитировать «в миру»?

Да, я продолжаю практиковать наставления моего Учителя.

Большое Вам спасибо за интервью и удачи Вам в столь нелегком и необычном деле!
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Внетелесный опыт. Подводные камни