Система зависимости в процессе прогрессивной эволюции живого

Все живые организмы, как известно, приспособлены к условиям своего существования, но при этом приспособлены по - разному. Это связано с тем, что в основе того или иного конкретного приспособления лежит определенная форма взаимоотношения живых существ со средой обитания, которая обусловлена характером и уровнем развития их биологической организации.

Выяснение системы зависимости в процессе развития любых сложных материальных объектов является важнейшим принципом диалектической логики, без которого невозможно понять закономерную тенденцию, в том числе и прогрессивной эволюции живого. Трудность, с которой столкнулся Ч.Дарвин в решении проблемы органического прогресса, связана как раз с невозможностью в тот период развития науки, осознать глубокую внутреннюю взаимосвязь различных сторон эволюционного процесса.

Дело в том, что его содержание не сводится только к выработке конкретных приспособлений у отдельных видов организмов. Оно включает в себе также коренное, качественное преобразование уже сложившегося типа организации, присущего определенному классу организмов, что и приводит в итоге к изменению взаимоотношения живых существ со средой общения. Понятно, что коренное преобразование биологической организации невозможно оторвать от конкретных приспособлений, возникающих в ходе эволюции биологических видов. Эти приспособления в отдельных случаях выступают важнейшей предпосылкой эволюционного скачка. Но при этом, коренное преобразование организации живых существ, в ходе прогрессивной их эволюции, происходит, прежде всего, по законам развития самой биологической организации. Оно есть ничто иное, как выражение момента ее «саморазвития», включающего внутреннюю обусловленность части и целого, корреляцию всех элементов и структуры строения организма. Поэтому в ходе прогрессивной эволюции происходит не только дальнейшее приспособление организмов к среде обитания, но и усложнение, собственно, биологической организации. Без момента ее саморазвития на основе внутренних закономерностей, никогда бы не возник столь совершенный орган человеческой предметной деятельности как рука, имеющая набор степеней свободы, а также его мозг, содержащей 14 миллиардов нейронов, способных к образованию бесконечного количества временных связей. Удивительна не только его информационная емкость, но и безграничные творческие возможности. Это не просто выработка конкретных приспособлений, но результат коренного, качественного преобразования биологической организации на каждом новом этапе ее эволюции.

Усложнение организации обусловило не только дальнейшее приспособление организмов к среде, но и переход их к совершенно иной форме взаимоотношения со средой обитания. Здесь мы подходим, пожалуй, к самой важной части обсуждаемой проблемы - к выяснению источника прогрессивного развития живого. Источником саморазвития биологической организации выпускает противоречие между формой взаимоотношения живых существ со средой обитания и уже сложившимся их общим типом организации, присущим определенному классу организмов. Так появление новых структурных элементов в строении отдельных видов животных, таких, к примеру, как добавочное воздушное дыхание у двоякодышащих рыб (развитие первичных легких в процессе изменения функций плавательного пузыря), а также изменение морфологической структуры передних плавников у кистеперых, явились совершенно новыми элементами в организации рыб. Эти ароморфные признаки суть приспособления водных животных к вполне конкретным условиям мелководья в режиме теплого климата. Они являются результатом естественного отбора.

Но что происходит дальше, к чему приводит появление новых структурных элементов в организации этих видов животных? Здесь можно выделить два момента. С одной стороны, для них, по сути, становит невозможной дальнейшая эволюция в рамках существующего типа организации; они как бы приходят в противоречие с собой, точнее, с основами своей организации. Но с другой,- эти новые структурно-функциональные признаки в строении животных выступают реальной предпосылкой возможного перехода их к иной форме взаимоотношения со средой обитания. Однако закономерности их общего типа организации, в пределах которого они до сих пор развивались, как раз и не позволяют им этого (в основе своей они остаются рыбами). Таким образом, из условия приспособительной эволюции живых существ данный тип организации превращается в тормоз их дальнейшего прогрессивного изменения. В этом суть возникшего противоречия, которое составляет, если можно так сказать, кульминационный момент в эволюции некогда предшествовавших форм наземных позвоночных животных.

Разрешение возникшего противоречия возможно лишь путем коренного, качественного преобразования прежнего типа организации, что обеспечивает в итоге переход живых существ к иной форме биологической жизнедеятельности, т.е. к иному взаимоотношению со средой обитания. По мере смены организации одного типа на принципиально новую, заметна тенденция её усложнения, которая обусловлена внутренними закономерностями развития биологической организаций (см. Перкин В.Г. Логический аспект решения проблемы органического прогресса). Эта тенденция привела к появлению высших форм жизни на Земле.

Сформулированное нами основное противоречие прогрессивной эволюции, имеет под собою основание в виде зависимости между различными сторонами эволюционного процесса. Так, по мере усложнения организации живых существ закономерно изменяется и форма взаимоотношения их со средой обитания. Это закономерность приводит к тому, что на известной ступени эволюции живого появляются существа, для которых в принципе становится возможным переход к совершенно иной форме отношения со средой, вначале примитивной, но уже трудовой деятельности. Таким образом, труд был обусловлен усложнением телесной организации предков человека. В свою очередь, возникновение труда, как совершенно иного способа жизнедеятельности, оказало обратное воздействие на процесс формирования нового типа организации Homo Sapiens. Такова диалектика развития, в которой имеет место не одностороннее действие, а взаимодействие причинно - следственных связей.

Антропогенез невозможно рассматривать в отрыве от прогрессивной эволюции органической жизни, здесь мы обнаруживаем общие закономерности этой тенденции развития. Как и в других случаях, усложнение организации при переходе к новому виду Homo Sapiens, происходит путем разрешения возникшего противоречия. Так, появление в строении зинджантропа, австралопитека, питекантропа новых структурных элементов, таких как изменение передних конечностей, частичное изменение посткраниального скелета, нейродинамических структур мозга определило в эволюционной перспективе возможность перехода этих животных к совершенно иному отношению со средой. Однако прежний тип организации, в пределах которого они до сих пор развивались, как раз и не позволяет им этого (в основе своей они остаются обезьянами).

Природа диалектического противоречия такова, что оно, однажды возникнув, с необходимостью разрешается. В данном случае разрешение противоречия происходит путем качественной перестройки прежнего типа организации гоменид. Причем, противоречие в тоже самое время делает невозможным линейное развитие в направлении высших форм жизни, оно обусловливает сложность эволюционного процесса, в ходе которого возникают и случайные отключения, а переходные формы организации как бы не имеют прямой зависимости. Поэтому так сложно осуществить реконструкцию конкретных механизмов антропогенеза на каждый его эволюционной ступени. В сущности своей, это противоречивый процесс развития, который не содержит однозначной зависимости между структурными изменениями в живом. Кстати сказать, это справедливо и по отношению к другим формам движения материи, где имеет место прогресс.

Но несмотря на всю сложность такого эволюционного скачка, он имеет вполне определенную закономерность. Так, разрешение возникшего противоречия, повторяем, возможно только в ходе коренного качественного преобразования прежнего типа организации гоминид, что обеспечивает в итоге переход живых существ к принципиально иной форме отношения со средой-собственно, трудовой деятельности. Сомневаться в подобном выводе не приходится, так как мы исходим из реально существующей системы зависимости между уровнем развития организации животных и формой их биологической, а позже и социальной жизнедеятельности человека. Усложнение организации осуществляется в ходе её коренного, качественного преобразования на каждом этапе эволюции живых существ, что связано с появлением новых структурных элементов в организации животных, а это неизбежно приводит к усилению интеграции организма как целого и возникновению на этой основе разнообразных морфофункциональных отношений. Происходит то, что обычно называют повышением уровня биологической организации. Этом процесс включает в себя момент саморазвития живого, т.е. здесь действуют внутренние специфические закономерности преобразования биологической организации, которые относятся к области сущности жизни. Таким образом, нельзя понять сущность живого не выяснив закономерности его развития, особенно высшей формы - прогрессивной эволюции. В этом процессе развития органической жизни, как было отмечено выше, важную роль играет внутреннее противоречие, которое, по сути, и является источником прогрессивного усложнения организации живых существ.

В этой связи представляется тенденциозной и совершенно несостоятельной попытка некоторых авторов приписать рациональной философии веру в некий «мистической фактор», направляющий «космическую эволюцию» к человеку. В действительности, не мистический фактор, а закономерный процесс усложнения организации живых существ обеспечил переход к человеку и формам его жизнедеятельности (см. Перкин В.Г. Логический аспект решения проблемы органический прогресса. АГА.Алматы,2011г).

В случае же, если возникновение человека «выпадает» из общей цепи прогрессивной эволюции органического мира, то можно строить самые различные фантастические догадки и модели его появления на Земле. Эти, нередко мистические предположения, не могут быть предметом научного спора о происхождении человека. Но и они, надо полагать, имеют право на существование, удовлетворяя в определенном смысле мировоззренческую и познавательную страсть, которая не желает иметь ничего общего с земной природой человека. Вообще, фантазии питают не столько разум, сколько чувства современного человека, который не удовлетворен своим отчужденным бытием в этом реальном мире и хотел бы «выскочить» за его пределы в мир иных отношений. Многим импонирует идея космического происхождения человека. При этом они забывают, или просто не считают нужным признать, что он - существо сугубо земное, был и остается таковым и существовать, кроме как на Земле, нигде не может. Такова его биологическая природа, которая свидетельствует о земном происхождении человека. Наука не может отказаться от разумного познания мира. Поэтому следует объяснить происхождение человека как закономерной результат прогрессивной эволюции жизни на Земле.
×

По теме Система зависимости в процессе прогрессивной эволюции живого

В процессе развития головной мозг выворачивается

При созревании коры головного мозга нейроны мигрируют из ее глубин во внешние...
Журнал

Что происходит в мозге в процессе творчества

Когда музыканты или художники пребывают в творческом потоке, они говорят, что...
Журнал

Предок всего живого на Земле

Генетик Николя Лартилло (Nicolas Lartillot) из Монреальского университета...
Журнал

Алхимия живого

Основное занятие курицы, как известно, - нести яйца. Скорлупа яйца состоит в...
Журнал

Куда уходит энергия живого организма после смерти?

Мысль о неминуемом прекращении существования страшит любого человека. Пугающие...
Журнал

Определен срок гибели всего живого на Земле

Ученые NASA и Университета Тохо в Японии с помощью моделирования определили срок...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность