Эстетика танца

Внутренняя структура танца определяется его характером как пространственно-временной, единомоментно реализуемой деятельности, которая не есть, а всегда становится, и обладает визуально-звуковой организацией восприятия. Она, как никакая другая творческая деятельность непосредственно связана с человеком, его тело — это и есть материя танца.
Эстетика танца
В нем тело самобытно пребывает в собственной стихии. Внешняя структура танца определяет его неповторимое лицо, складывающееся из хореографии (движение, рисунок и его смена), звуко-ритмического аккомпанемента, костюма, свето-цвета, декораций и других средств явленности.

Конституирующим условием восприятия и существования танца является не только проблема отношения тождества и различия в динамике развертывания его внешней структуры, но и предшествующее видению полагание ценностей, ожидание, обусловленное пред-рассудками, созидающими то или иное восприятие, а в предельных случаях — невидимость видеоряда.

2. Исторической бытийственностью человека определяется то, что движение по аналогии со словом (Гадамер) или краской и камнем (Хайдеггер), нигде в большей мере не является движением, чем в танце. Историческое изменение взгляда на танец связано с изменением взгляда на реальность, так как танец — это часть бытия, выделяемая из нее с помощью особых методов рефлексии, и поэтому интенция танца связывается нами с особой реализацией им категорий эстетики. Это, в первую очередь, общефилософские категории:

* бытие, где континуум бытия в его целостности и его фрагментах, в его структурообразующих и энергетических моментах описывается в терминах танца;

* пространство и время, которые в визуальности танца являют себя как формы, конституированные дискурсом измеряющего бытия. Здесь можно говорить о горизонте перцептивных (экспрессивных) пространств, где пространство танца есть со-бытие внешних данных и спонтанности субъекта, и корреляции родов времени;

* материя и сознание, а именно, имманентность тому или иному активного творческого начала, степень их взаимосвязанности, играют определяющую роль для осуществления танца;

* движение — действие — покой, их значимость в мировоззрении какой либо культуры определяет статус в ней танца. Он никогда не норма, а всегда культурная избыточность человека оцениваемая положительно или отрицательно;

* тело и дух характером своего взаимоотношения определяют категорию танцевального стиля. В этом случае структурообразующим принципом является понимание тела как инструмента идеи, средства объективного подобия, или единства тела и интенциальной сущности вещей;

* понимание танца, осуществляемое в рамках отношения означаемого и означающего, включается в проблему коммуникации между творящим и воспринимающим, которая в данном случае опосредована интерпретацией исполнителя. Понимание танцевального текста предпосылается понятиями смысла, знака, образа, символа, порядка, выражения, подражания, которые специфически осуществляются танцем.

Наряду с общефилософскими, специфически эстетические категории прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, гармоническое, симметричное, гротесковое и т.д. в содействии со средствами танца структурируют его, определяют облик и значение.

3. Следующей проблематикой проясняющей природу танца являются теории происхождения и сущности танцевальной активности.

Два подхода к происхождению танца, отличные по доминирующей онтологической позиции — внешние реалии или человек, можно упрощенно разделить на следующие концепции:

* теологическую — озвучивающую божественное происхождение танца;

* космологическую — усматривающую источник танца в косморитмических влияниях;

* природную — выводящую танец из земных явлений и процессов,

* социологическую — ищущую начало танца в надындивидуальных общественных структурах: труде, развлечении, религии и т.д.;

* биологическую, видящую источник танца человека в животном мире;

* психологическую, укореняющую танец в человеческих психических состояниях и реакциях.

Концепции сущности танцевальной деятельности, в общем, разнятся по степени отделенности или пронизанности танца универсумом, его онтологического или аксиологического статуса. Отсюда сущность танца может пониматься как:

* самодостаточная форма, разворачивающая само ценный ритмопластический рисунок;

* игра, само замкнутая в пространстве и времени, не выходящая за пределы себя в своих целях, в высшей степени свободная, но в тоже время упорядоченная правилами деятельность, где тело, чувство — игрушка, а жест — продолжение порыва желания и воли;

* инструмент для подражания, выражения, отражения — репрезентации реальности или же конструирования новой реальности. В обоих случаях это процесс чувственной реализации идеи;

* феномен — когда танец не только значит нечто, но и сам является тем, что он значит.

4. Реальное положение и потенциальные возможности танца в мире культуры становятся прозрачными, когда он рассматривается в взаимодействии с историческими типами мышления и надындивидуальными структурами сознания.

Коренными тенденциями в истории западного танцевального мышления, по-нашему мнению, являются:

* архаическая — опирающаяся на синкретизм раннемифологического мышления, уходящего корнями в эпоху палео- и неолита;

* классическая — соответствующая интенции примата идеи и доминирующая в «высокой» культуре в огромный исторический период от классического античного мышления через христианство и новое время вплоть до эпохи модерн;

* модерновая — откликнувшаяся в своей практике на понимание мира как становления и ищущая опору не в высоте разумного, а в глубине бессознательного.

Сейчас каждая из этих тенденций продолжает оставаться частью нашего духовного достояния. Традиционные же культуры (Индия, Китай, Африка и т.д.) обладают собственной динамикой изменения танцевального мышления.

Проблематика соотнесения танца с надындивидуальными духовными структурами: религией, искусством, философией, наукой и т.д. может опираться, с одной стороны, на принципы гадамеровского анализа текста — художественного, философского, научного, с другой стороны, требует для танца статуса формирователя восприятия, мышления и самого бытия.
×

По теме Эстетика танца

Эстетика Буддизма

В Краснодаре состоится торжественное открытие единственной в России...
Журнал

Эстетика рук

Уход за кожей рук важен не только с гигиенической, но и с эстетической точек...
Журнал

Эстетика ногтей

Ухоженные ногти располагают к человеку так же, как и ухоженное лицо. Ногти...
Журнал

Эстетика трансцендентного в Учении Живой Этики. Ч.I

Живая Этика, или Агни-Йога, – универсальная философская система, давшая...
Журнал

Эстетика трансцендентного в Учении Живой Этики. Ч.II

Космологическая концепция Ж.Э. раскрывается в том числе и через базовые принципы...
Журнал

Эстетика Аристотеля

Из многочисленных работ Аристотеля по эстетике сохранился лишь отрывок "Поэтики...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество