Культура Вавилона

Взгляд на историю жреческого сословия.

Эта работа посвящена священным традициям Вавилона, ритуалам, заклинаниям и месту священника в жизни того времени. Я собирал эти данные из многих источников современных авторов.
Культура Вавилона
Авторов прошлого, собственных изысканий и во время практик, поэтому не претендую на абсолютное авторство, это мой взгляд на проблему моей профессии, на ее место в современном мире, на ее необходимость и востребованность.

Вавилонское жреческое сословие всегда имело в своих руках высшую власть. Жрецы являлись посредниками между Богами и людьми, учителями и покровителями науки и хранителями священных писаний, одни они только обладали тайной магических действий; поэтому власть жрецов со временем не только не понижалась, но скорее повышалась. В каждом городе они создавали замкнутую касту, которая тем легче могла сохранять свою замкнутость, что жреческое звание было наследственным.

Существовали классы жрецов, предназначенные для исполнения различных богослужебных действий. Из моих изысканий стало видно, что били следующие классы:

жрецы, приносящие жертву,
жрецы – очистители,
жрецы – заклинатели,
авгуры,
снотолкователи

Свое богатое содержание они получали от жертвенных приношений. Оброки в пользу храма были четко определены. Добровольные жертвы отличались от постоянных. На древних печатях –цилиндрах изображены разнообразные сцены жертвоприношений, совершаемых вавилонскими жрецами. Жрецы на них представлены стоящими перед изображением божества, ведущими за руку приносящего жертву царя.

Для того чтобы быть жрецом, требовалось знатное происхождение. Внешность жреца должна быть безукоризненна; телесные недостатки делают неспособным к получению жреческого звания. Перед совершением богослужебных действий они должны подвергаться особенным очистительным церемониям. Никакой жертвы не приносилось с грязными руками.

Жрецы воспитывали себе приемников в собственных школах. Поэтому очень вероятно, что жреческие традиции в различных городах отличались одни от других. Таким образом, я думаю, объясняются различие в рассказах о сотворении мира. Вместе со жрецами в надписях упоминается также и низшие служители при храмах. На них возложены были заботы о внешнем благоустройстве и содержании храма и храмовой утвари.

Очень заботливо различались разные дни. В календарях точно обозначены дни, которые считаются несчастными. Нет ни малейших следов празднования субботы, напротив, по моим расчетам, этот день считался скорее всего в числе несчастных. Важное значение имеют дни изменений луны. Величайшим праздником был праздник солнечного поворота, или нового года.

Жертва по вавилонским понятиям существует с сотворения мира. Она есть дань людей богам, которым они обязаны своей жизнью и земным благосостоянием. Мое мнение – жертва – это ежедневный обед богов. В храмах жертвоприношения совершались регулярно два раза в день, в начале утра и в начале ночи, когда восходит месяц, так называемое «время чудес» - пороговое время, известное еще у друидов. В тоже время жертва – радостное событие для приносящих ее, она сопровождается веселым пиром и музыкой. Оно составляет высшее проявление всех важных, радостных и горестных событий. Ею освящается начало войны и венчается победа; ею же заключается торжественная закладка храмов и дворцов. Приносят жертву, отправляясь на охоту, и в виде жертвы посвящают богам лучшую часть из охотничьей добычи. Возлияния так же обычны, как и принесение в жертву пищи, или кровавые жертвы.

Самая обыкновенная форма жертвоприношения – благодарственная жертва. Со всего получаемого в стране платится дань богам. Из всех произведений неба, земли, моря и гор значительная часть приносится им в жертву. Лучшая часть военной добычи принадлежит им. Ежегодно приносятся в жертву молодые животные из стад. При этом не делается различия между животными различных пород. В жертву приносятся и дикие и домашние животные, и всякого рода птицы, а так же рыбы, овощи, мед и масло, только жертва должна быть без всякого порока. Животные с телесными недостатками допускаются только при второстепенных богослужебных действиях. Из этого видно, что в то время был достаток как в пище, так и в финансовых отношениях. В жертву приносились животные мужского пола, а животные женского пола употребляются только при очистительных обрядах.

При кровавых жертвоприношениях выдающуюся роль играет понятие об искуплении в смысле умиротворения разгневанных богов. Жертва имеет очищающую силу, поэтому никакое заклинание не предпринимается без жертвы. Из известного мне материала, человеческих жертвоприношений не было, хотя я оставляю этот вопрос открытым. Изображения, в которых выдели человеческие жертвы или обряд обрезания, имеют, по-видимому, скорее мифологическое значение.

Но люди приносились в жертву при оплакивании мертвых. Имела ли эта жертва какую-нибудь связь с часто упоминаемым жертвоприношением в память умерших, - на это нет ясных указаний. Вот что мне удалось найти – небольшой рассказ о поминальной церемонии, вот выдержка оттуда: «… остальных людей я живыми изрубил в куски у колоссальной статуи быка, где был убит дед мой Санхериб, в жертву его памяти…». Трупы их были выброшены на съедение зверям. Так что заявлять о том, что человеческих жертвоприношений не было я не берусь…

Особые представления об очищениях и очистительных жертвах тесно связаны с магическими понятиями.

Заклинания и демонология.

В этой главе я сделаю краткий обзор магических представлений того времени. Богатое содержание в религиозной литературе текстов заключает в себе очень много культурно-исторического материала. Магические представления были широко распространены и глубоко вкоренились, если можно так сказать, в народе, но, несмотря на это, они имеют лишь второстепенное религиозное значение. Некоторые в то время были против заклинаний. В них заключается низшее понятие о религии, и они служат для частных целей обыденной жизни. Вспомните, что жизнь «Божественная» стояла на первом месте. Жрецы – заклинатели употребляют для своих церемоний такие молитвенные формулы, которые вначале были сочинены не для магических действий. В официальном культе заклинания не занимают никакого места. Нет никаких свидетельств о том, чтобы храмы богов находились в какой-нибудь связи с магическим культом. Могу ли сделать вывод, что магической профессии «священник» не было и не может быть сейчас? На это я постараюсь найти ответ в дальнейшем.

Сама имеющаяся у меня заклинательная литература содержит двойственное представление о происхождении магического искусства. Враждебное колдовство приписывается соседним чужестранным народам, а противодействующие ему сильное средство доставляется заклинаниями из Эриду, чарами Эа, бога Эриду. (Да, в СССР секса нет, дети доставлялись аистами из дружественного нам Китая ).

Очень часто в заклинаниях играл важную роль Мардук. Чаще всего призывались три бога: Эа, Мардук, Гибиль. Небо является подчиненным Мардуку и в заклинаниях действует как великий сын Мардука.

Объектом заклинаний служат различного рода болезни и болезненные состояния, как физические, так и психического характера. Болезнь производится или злыми демонами, вследствие гнева богов получающими власть над человеком, или волшебниками и ведьмами. Иногда сами разгневанные боги пользуются демонами как исполнителями налагаемых ими наказаний. Особенно старается нечистая сила разрушить жизнь семьи. Ссоры и раздоры, ненависть, зависть и клевета доставляют им большую радость. Если человек околдован или одержим бесом, то на нем лежит проклятие, которое может быть снято только через заклинание и при помощи богов. А проводники божественной воли являлись жрецы – здесь можно понять, что со временем жрецы и священники стали проводить магические обряды, направленные на исцеление, изгнание духов и на многое другое. Главное средство околдовывания есть наведение дурного глаза и волшебные слова, а также ядовитое дыхание и ядовитая слюна. Виден некий принцип магических действий жрецов того времени – взгляд должен быть «дурным» - злым, неприятным, устрашающим; волшебные слова – заклинания, использование словесной магии и многое другое. Беда приходит украдкой и медленно , но безостановочно производит свое разрушительное действие. Средства защиты о нее имеет частью защитный, частью лечебный характер.

Вообще, средства заколдовывания и расколдовывания схожи, и сводятся к принципу – подобное изгоняется подобным. Чтобы уничтожить силу волшебства, носили на себе талисманы, камни в виде украшений на груди, которые удаляют вредное влияние и приносят счастье.

Но если уже кто попал под колдовство, то он признавался нечистым, и Бог покидает его. Ему необходимо найти причину волшебства и причину болезни, чтобы противопоставить ему надлежащее волшебство или принести разгневанным Богам соответствующее искупление. Для этого требовалось содействие жрецов-заклинателей, так как главное дело состоит в церемонии, сопровождающей заклинание, посредством которой пациент должен очистится. Очистительные элементы есть огонь, вода и масло, разные мази и целительные травы. Заклинательные обряды сопровождаются под «бормотанье» заклинательных формул. Считалось, что ночь есть наилучшее время для демонских и магических наваждений, так же она есть лучшее время для производства заклинаний. Из доступных мне источников заклинательных формул известно, что важнейшее действие при ритуалах это сожигание.

Возле кровати больного ставится жаровня и, при произнесении заклинаний чародейственных формул, на ней сжигаются всякого рода предметы, имеющие значение символов: целительные травы, плоды, семена, шкуры овец и коз. Как все эти предметы раздираются и затем предаются огню, как разрушенные семена, цветы и плоды не могут уже расти, а овечья шерсть не может служить для одежды, так же должно истребиться и волшебство и исчезнуть в дыхании огня. Все совершается при свете факелов.

Вместо символического сожигания или одновременно с ним применяются и другие символические действия. Одержимый связывается волшебным шнурком, который потом развязывается. Делаются изображения из глины, асфальта, муки, воска или дерева, представляющие собою нечистого духа, волшебника или ведьму; потом их замарывают, уничтожают, сжигают, бросают в реку, закапывают под дверным порогом или относят на кладбище. Изображение богов или вспомогательных божеств ставятся возле кровати больного, по правую и по левую его руку; но иногда таким же образом ставятся отталкивающие, карикатурные изображения демонов. При этом совершаются жертвенные курения и возлияния.

Так же как и обряд сожигания, важен и обряд очищения. Для последнего употребляется чистая вода, взятая, если возможно, из священных рек – Тигра и Ефрата, - и чистое растительное масло. На них, так же как и на сжигаемые предметы, переходит и нечистота, которая таким образом и удаляется. Посредством очистительных способов она удаляется в пустыню, чистое место, где живут демоны. Если заклинание было успешно, то человек снова передается в милосердные руки своего Бога.

Из всех бесчисленных Богов, призываемых на помощь против демонов и чародеев, естественно выделяются боги света: Самас, который, как восходящее Солнце, должен разгонять страхи, наводимые ночными духами; Син – страж и осветитель ночной темноты, Истар и ее супруг Таммуз. Но центральное место в заклинаниях и очищениях занимает преимущественно триада: Эа, Мардук и Гибиль.

Число злых духов неизмеримо – как на небе, так и на земле. Все страшные явления природы, все разрушительные силы, все болезни и несчастные случайности олицетворяются в них. Они называются богами бури и как буря налетают на людей и домашних животных. Они исчадия ада и не принадлежат ни к мужскому, ни к женскому полу. Они происходят из-под земли, из пещер, откуда исходят источники.«Они родились в горе заходящего солнца и выросли в горе восходящего солнца». В царстве мертвых они сторожат источник жизни. Излюбленные их места – пустынные, необитаемые, наводящие страх местности, откуда они вылетают, свирепо бушуя, и как буря мчатся во все четыре стороны. Они являются в сопровождении мрака, потопа, болезни и смерти.

Но рядом с духами злыми существуют и добрые, благодетельные, охраняющие, которые удаляют и прогоняют злых. Они изображались в виде быков у дверей храмов и дворцов и назывались седу и ламассу. Назначение их было охранять дом или город от несчастных случаев, производимых злобою вредоносных демонов. Они же защищают вход в подземное царство.

Гимны и молитвы в Вавилонской религии.

Большая часть вавилонских гимнов и молитв находится в связи с заклинательными обрядами.

Особенный вид заклинаний представляет собой так называемые покаянные псалмы. В них обращают на себя внимание две стороны: язык их местами трогательный и дающий основание называть их покаянными псалмами с жалобными причитаниями: «подобно флейте, подобно голубю, подобно стонущему тростнику, подобно лани» призывает Бога молящийся. «Он питается плачем; слезы, подобные дождевым облакам, служат ему питьем. Долго ли еще будет гневаться Бог, когда же он , наконец, скажет: да упокоится твое сердце?». Вторая особенность - глубокое сознание молящимся своих грехов и вины.
×

По теме Культура Вавилона

Под знаком Вавилона

Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает – «любовь к мудрости...
Журнал

Культура Индии

Завершаются Дни культуры Индии. За девять дней индийцы сломали все стереотипы о...
Журнал

Образование, культура, здоровье

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить...
Журнал

Культура здоровья

Одинокие люди более склонны к гипертонии, чем их ровесники, имеющие семью или...
Журнал

Культура Тибета в Самаре

Среднестатистический россиянин на вопрос о том, что он знает о Тибете, в своем...
Журнал

Культура древних славян

История славян причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность