Понятие любви

У каждого свое представление о ней, о любви - это естественно и понятно. Могу предположить, что после этой фразы у кого-то возникнет вопрос: «Ну, и зачем тогда у кого бы то ни было спрашивать?». Но ведь не случайно столько великих умов занимал вопрос о сути этого феномена! Так что статья для тех, кому это интересно.
Понятие любви
Само понятие любви в античную эпоху редко становилось предметом исследования (хотя таковое и случалось). Но по поводу того, какая она бывает, была построена целая классификация. Вот она:

«Эрос» – главным образом, половая, страстная любовь, способная дойти до безумия;

«Филия» – приязнь к самым разнообразным «вещам», охватывающая любовь к родителям, к детям, к родине, друзьям, к познанию. Но и эротическая любовь тоже (эрос – лишь один из видов филии, по сравнению с которым она представляет собой более «мягкое» влечение);

«Сторге» - любовь-привязанность, особенно семейная;

«Агапэ» – любовь еще более мягкая, жертвенная, снисходящая к «ближнему».

Для античных философов любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).

Эрос «между вечными всеми богами прекраснейший… сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» - представляется как одна из первых сил, появившихся в мире (Гесиод, VIII-VII вв. до н.э.).

Согласно Пармениду (V в. до н.э.), Богиня любви занимает центральное место в космосе, определяя процессы рождения, взаимовлечения, связи земного и небесного миров:

«А в середине кругов – Богиня, которая правит
Всем: от нее – начало слияний, мучительных родов,
Это она посылает смеситься мужнее с женским,
Женское с мужним.
Первым среди богов измыслила бога Эрота».

Правда, здесь стоило бы упомянуть еще и, как минимум, Гермеса - не только покровителя торговли и ремесел, но и весьма любвеобильного «вестника богов».

Эмпедокл (V в. до н.э.), утверждавший, что все в мире состоит из первоэлементов земли, воды, воздуха и огня, объяснял их сочетание действием двух противоположных сил – Вражды (Нейкос) и Любви (Филии), которые друг без друга не могут существовать.

В платоновском диалоге «Пир» (хотя настоящее имя автора - Аристокл) приводятся сразу два отличных друг от друга взгляда на понятие любви. Один из них изложен в мифе об андрогинах. Когда-то землю населяли «двойные» люди, имевшие по четыре руки и ноги, две «срамные части», два лица, глядевшие в разные стороны. А полов у них было и вовсе три: мужского – от Солнца, женского – от Земли, а также «обоеполого» – от Луны, совмещающей оба начала.

Андрогины замыслили напасть на богов, и Зевс разделил каждого из них пополам, дабы ослабить. Люди стали «камбалоподобными» и принялись искать свою половинку, что непросто, а потому они утешаются хотя бы временным соединением с чужой половинкой, но подходящего пола. Зато если удается найти и обрести свою собственную, родную половинку, это дарит восторг истинной, постоянной, безграничной любви.

Кстати, здесь же находим и объяснение однополного влечения: «Женщины… представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины... Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому...».

ругая концепция описывается от имени самого автора. Платон утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода.

Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме «беременных телом» он специально выделяет «беременных духовно», т.е. рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именно такое «потомство» и явлется бессмертным.

Платон считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос» (и не только теоретически. Афиней, например, восклицал: «У Аристотеля (ученика Платона) был сын Никонах от гетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой смерти, поскольку, как говорил Гермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивый Платон не любил Арханассу, гетеру из Колофона...».

По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высркого порядка, которая есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.

В новых выпусках будет возможность обратиться к взглядам на происхождение и сущность любви в другие эпохи.

Удачи и радости!
×

По теме Понятие любви

Понятие интеллекта EQ

Понятие эмоционального интеллекта существует в психологии довольно давно, но...
Журнал

Комплексное понятие здоровья

Физические упражнения делают тела людей здоровыми только поверхностно. Они...
Журнал

Понятие жизнь

Основными классическими характеристиками «живого», принятыми на протяжении...
Журнал

Понятие любовь

Авторы исследования опросили около 2000 мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40...
Журнал

Понятие искусство

Искусство есть служение и радость. Служение художника, который его творит и...
Журнал

Понятие о Боге

Существует ряд исторически сложившихся определений, раскрывающих смысл понятия о...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность