Николай Бердяев

Свобода первична

Бердяев понимал свободу иначе, чем большинство философов. Для него она не просто свобода выбора, а нечто гораздо большее. Он называл ее «несотворенной свободой», так как она предшествует всему – даже Богу. Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека, то есть размыкает круг своего одиночества. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь.

Освободиться через творчество

РЕдинственным путем к свободе является творчество. Для Бердяева это очень широкое, но вполне конкретное понятие. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но экстатические состояния преходящи: на миг прикоснувшись к вечности, человек обречен возвращаться назад во время, где его ждет постылая обыденность существования. Период подъема сменяется упадком, но так будет не всегда.

Стремиться к преображению

Бердяев верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Бердяеву было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.

Личность превыше всего

Бердяев подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Бердяева были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.

Несовершенство преодолимо

Бердяев вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.
×

По теме Николай Бердяев

Бердяев

Бердяев Николай Александрович (1874-1948), русский религиозный философ...
Журнал

Николай 2

НИКОЛАЙ II Александрович [6 (18) мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918...
Журнал

Николай Расторгуев стал депутатом

Лидер группы "Любэ" Николай Расторгуев стал депутатом Госдумы РФ. В среду, 27...
Журнал

Новый альбом группы Николай Коперник

Возрожденная московская группа "Николай Коперник" готовит к выпуску новый альбом...
Журнал

Умер поэт Николай Доризо

На 88-м году жизни сегодня скончался автор песен «Огней так много золотых» и...
Журнал

Кузанский Николай

Лат. Nicolaus Cusanus (наст. фамилия Кребс; 1401-1464) - последний великий...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Внетелесный опыт. Подводные камни