Религиозная философия Индии

О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Никто не станет отрицать различия между телом человека и его умом. Я не хочу этим сказать, что необходимо рассматривать ум, как нечто отличное от тела по существу. Материалист этого различия не признает, но даже и материалист должен отдать себе отчет в том факте, что в области мысли действуют специальные виды энергии, отличные от того вида, который признается энергией физической.

Итак, в человеческом организме различаются тело и мысль, или, выражаясь более употребительным словом, тело и душа.

Мы замечаем, что тело подвержено постоянным изменениям: в течение семи лет, приблизительно, оно возобновляется вполне до последней частицы. А между тем, не сохраняет ли оно свою тождественность. Под изменяющимся покровом тела есть, следовательно, нечто относительно неизменное, остается свидетель всех произошедших перемен.

Если бы это было не так, мы не знали бы об изменениях нашего тела. Если бы наш ум возобновлялся как и тело, и притом с той же быстротой, он не мог бы сознавать этих перемен. Чтобы проследить движение, наблюдатель должен оставаться в покое, или по крайней мере, двигаться с меньшей быстротой. Этот закон относительности управляет всем, что мы знаем: все понимается с помощью контрастов. Один уже тот факт, что мы сознаем перемены нашего тела, заставляет признать, что помимо тела есть некто, кто заносит в списки все эти изменения.

Но кроме этих физических изменений, есть еще и другие, более тонкие, которые происходят безостановочно, и о которых мы обыкновенно вовсе не думаем. Так, восприятие внешнего объекта происходит вследствие непрерывного ряда быстрых изменений, иначе вибраций, действующих на существо воспринимающего. Эти изменения систематически связываются между собой тем, что мы называем нашим сознанием. Без этой непрерывности познавательной способности восприятие было бы невозможно.

Все воспринятые факты связаны между собой и сохраняются памятью. Где же находится эта память? Можем ли мы признать ее в границах одного физического мозга? Если да, то отчего происходит, что давно забытые вещи вспоминаются так отчетливо? Отчего в гипнотическом состоянии

всплывают на поверхность факты, забытые с самого детства? Известны случаи, когда человек вспоминает язык, который он слышал только один раз в молодости. Все эти наблюдения указывают на то, что по ту сторону физического тела есть некто, запоминающий наши физические наблюдения; этому элементу, заносящему в памятные списки все нами воспринимаемое, мы дадим временно название «ментального»*, употребив это выражение в самом широком смысле.

* Сохраняю это иностранное слово потому, что смысл его не имеет подобного русского выражения, оно объединяет собою как рассудок, интеллект, так и чистый разум, интуицию. В индусской философии оба эти элемента высшего сознания строго различаются, но оба, и «Манас высший» (бессмертный) и «Манас низший» (преходящий), действуют на «ментальном плане» вселенной. «Ментальный план» - область или мысли, и интуиции, оттого - невозможность перевести это понятие одним словом «умственный», или словом «духовный». Прим. перев.

Утверждая это, я не намереваюсь основываться на одних рассуждениях: чтобы иметь абсолютное доказательство явления, нужно его знать самому. Чтобы знать, что вы существуете независимо от вашего физического тела, необходимо уметь отделяться от него. Иными словами, нужно проверить эти трансцендентные факты так же, как физик проверяет физические феномены, когда хочет установить закон, ими управляющий.

Так как позднее я имею намерение дать вам несколько указаний по этому поводу, я привожу эти короткие доводы в самом начале только для того, чтобы вы не считали моих утверждений фантазией; наоборот, имеются основательные доказательства, подтверждающие теории, которые я буду развивать перед вами.

Итак, мы прежде всего будем отличать физическое тело от ментального; различие между ними не по существу, но оно тем не менее очевидно, по крайней мере настолько же, насколько очевидна разница между твердым и жидким состоянием материи.

Если мы остановимся на минуту и начнем исследовать свойства «ментального» в человеке, мы найдем, что оно также подвергается изменениям, а не остается «неподвижным». Эмоции приходят и уходят, состояния души, волнующиеся и изменчивые, заменяются одни другими; из года в год умственная жизнь развивается или затемняется; интуитивные способности изменяются, и даже совесть становится более определенной по мере развития человека. Таким образом, все ментальные элементы изменяются; и так как эти изменения нами замечаются, необходимо допустить, что за ними есть нечто более прочное. И это «нечто» действительно существует; это - элемент духовный, характерными признаками которого являются: способность самопожертвований, любовь, самоотречение и все высшие сферы души, которые отличают человека существенно от животного. Именно эти чувства дают нам ощущения величайшего блаженства, и человек нередко признает именно этот фактор своей душевной жизни за свою истинную суть, за свое «я». Этот фактор отличается от «ментального», подверженного постоянным изменениям, в такой же степени, как газ отличается от твердого или жидкого вещества.

Если мы начнем анализировать духовную природу человека, то мы найдем, что и она в свою очередь изменяется. Духовность может расти; кто упражняется в самоотречении и любви, может развить в себе эти свойства до высокой степени. Ощущение блаженства может посетить и покинуть нас. Отметим, что и эти перемены мы способны подмечать, следовательно, духовная природа не есть еще истинное Я (Эго) человека. Позади нашей духовной природы есть некто, познающий изменения даже в высшей сфере нашего существа. Этот «некто» и есть Я (Эго) человека, единственный свидетель, который заносит в списки все изменения состояния духа, тела и мысли.

Таким образом, тело, мысль, духовный элемент и, наконец, Эго, свидетель всего, что изменяется, таковы четыре фактора, которые мы отличаем путем непосредственного анализа человеческой природы.

Эго есть единый субъект, относительно которого все остальные элементы человеческого существа не более как объекты.

Глядя внутрь себя, вы более или менее ясно почувствуете деятельность этих различных факторов.

Искренний ученик, одаренный необходимой для того готовностью, может, путем терпеливо сосредоточенного внимания и воли, достигнуть возможности проверить все сказанное на деле.

Он будет в состоянии отделить одно от другого эти различные факторы и, сознавая свою истинную суть, постепенно вводить свое сознание в область наиболее возвышенных начал, из которых состоит его существо.

Мимоходом упомяну, что этот процесс постепенного отделения своего высшего Я вызывает то состояние, которое носит название «экстаза». Возможно покинуть на время свое тело, чтобы собрать опыт и веденье в сверхчувственных областях Природы.

Только тот, кто способен достигнуть такого состояния, может проверить собственным опытом реальность сказанного мной. К сожалению, такая проверка доступна только очень немногим, потому что мало людей, обладающих необходимыми для этого способностями, еще менее таких, у которых достанет терпения, чтобы развить эти способности до конца.

Ничто не звучит так странно для восточного философа, как мысль, что у человека совсем нет бессмертной души.

И кто говорит это? Адвокат признается охотно в своей несостоятельности в вопросах медицины; он не посвящал этой науке ни времени, ни сил, и скромность в этом вопросе становится для него обязательной. Но, как это ни странно, никто не удивляется, когда слышит отрицание а приори бессмертной души со стороны людей, которые не посвятили изучению психологических вопросов и тысячной доли времени и энергии, отдаваемой ими на вершение своих дел!

Прежде чем отрицать бессмертную душу, следовало бы посвятить исканию ее хотя бы десятую часть той энергии, которая растрачивается повсюду.

Теперь мы можем подвинуть наше расследование несколько дальше.

Материя нашего тела иная, чем материя неподвижных тел, поэтому ее называют органической, хотя можно с уверенностью предвидеть то время, когда химия признает в каждой материи организацию, в различных только степенях. В теле нашем, так называемая неорганическая материя состоит под влиянием и управлением фактора, который мы называем «жизненным началом», и который материю эту превращает в организм.

Таким образом, в нашем физическом теле обозначились два начала: грубая материя и жизненная сила. Эту жизненную силу мы назовем началом эфирным. Исследуя физические тела, мы находим в них вещество более тонкое, чем газ, это вещество - эфир. В материи неорганический эфир недостаточно выразился для того, чтобы жизненные силы, для которых он служит основой, проявили свою деятельность. Эфир есть и в неорганической материи, им проникнута всякая материя, твердая, жидкая и

газообразная, но жизненное начало находится там в состоянии еще скрытом.

Но, как только жизненное начало освобождается от преобладания низких элементов материи, оно их тотчас же группирует и организует: тогда настает время для проявления царства растительного.

Именно это «жизненное начало» и есть организующий фактор нашего физического тела. Определенная эфирная материя, служащая ему основой или проводником, будет носить в наших беседах название «эфирного тела».* (* В современной литературе, занимающейся этими вопросами, различные начала человека носят название или «проводник», или «тело»: эфирное, астральное или ментальное тело. На Востоке они имеют два названия:

«Koshas» (ножны), когда эти начала рассматриваются по их отношению к физическому миру, и «Sharira» (тело), когда они рассматриваются в самостоятельной деятельности в видимом и невидимом мире. Прим. перев.) Серьезное изучение законов магнетизма проливает яркий свет на тесное отношение между эфирной материей и жизненным началом. Когда наука подвинется вперед, она узнает, что магнетизм ничто иное, как проявление жизненного начала, которое действительно передается от одного существа другому.

Оба фактора, образующие наше тело, названы по санскритски: «Sthula Bhuta» - грубое тело, и «Prana» - жизненное начало. Заметьте, что оба они хотя и разделимы, но составляют физическое, а не сверхфизическое начало нашей природы, и сфера их деятельности ограничивается одним физическим планом вселенной.

Душевная область, употребляя это слово в самом широком смысле, может, в свою очередь, быть разделена на три вида, все три способные отделяться один от другого.

Прежде всего мы знаем, что в каждом из нас имеются страсти, эмоции, чувствования. Эти явления представляют собой видоизменения душевной жизни, начиная с ощущения животного до самых сложных волнений и чувствований развитого человека. Эту сторону нашей душевной природы можно назвать «чувствующей»; по санскритски она называется «Kama» - желание, материя же, служащая основой или проводником для названных явлений (ощущения, чувства, страсти, волнения), материя, более тонкая чем эфир, получила на Западе название «астральной» вследствие ее свойства светиться в темноте. И действительно, в глазах ясновидящего, способного ее различать, в этом состоит ее отличие от физической материи.

За ним стоит другой, который не оспаривает и не рассуждает, а только утверждает: я знаю, что это - правда, а то - неправда; не знаю почему, но внутренне убежден, что это так. Это начало - чистый разум. Оно-то и образует индивидуальность человека и может быть названо также совестью. По санскритски это - высший вид «Mens», или «высший Манас».

Таким образом в душевной области мы различаем три элемента:

- Природу страстей и эмоций или чувствований, Кама;

- Природу рассудочную или интеллект, Манас низший;

- Начало утверждающее, бессмертную суть души* или совесть, Манас высший.

* Под этой сутью эзотерическая философия понимает неподлежащий уничтожению результат всех переживаний данной духовной индивидуальности: тогда как все временное, личное, относящееся к тому или другому отдельному воплощению уничтожается со смертью материальных оболочек, все опыты и переживания, в которых участвовала воля человека (назначение которой - развить до полноты скрытые божественные потенции человеческого духа), соханяются навсегда и образуют бессмертную самосознающую индивидуальность. Прим. перев.

Этими тремя началами человеческая психика не исчерпывается. Но наиболее высоких сторон духовной природы человека мы совсем не будем касаться. Они, как увидим ниже, недоступны нашему пониманию. Человеческому Эго присущи три вида, соответствующие трем аспектам проявленной Первопричины, которые не могут быть различаемы в настоящем состоянии человечества: только совершенный человек может знать их. Поэтому я буду обозначать эту тройственность одним родовым именем Атма, принимая ее за единство. Все откровенные религии, все великие учителя человечества утверждают Троичность проявленного Бога*

* Чаттерджи, обозначая Атма Троицей имеет в виду две высшие сферы Божественной Манифестации, недоступные земному пониманию.

Для облегчения читателя приведу диаграмму, изображающую есмь сфер или семь «планов», на которых, по учению эзотерической философии, протекает жизнь вселенной, и которые служат манифестации: Бога, «Посвященного» и несовершенного человека во время его земной жизни и после смерти. Эго человека рассматривается эзотерической философией только начиная с третьей сферы как определенная человеческая монада, заключающая в себе - в потенции - аттрибуты Божественной Троицы. Цель человеческой эволюции развить эти потенции до полного совершенства.

Манифестация человека

Пять низших планов делятся на семь суб-планов. Физический план состоит из шести свойств все сгущающейся материи и седьмого атомистического суб-плана. Само название указывает на то, что по эзотерическим учением в основе каждого плана Вселенной имеются соответственные первичные атомы, физические, астральные и т. д. Ментальный план разделяется на 4 суб-плана, которые носят название «Rupa» - форма, благодаря чрезвычайной пластичности эфира этой сферы, настолько пластичны, что мысль человека создает там немедленно соответствующие формы, звуки и краски, три-высшая суть плана носит название Arupa - без формы.

Прим. перев.

Итак, мы нашли в человеке 7 деятельных начал:

1. Три высшие начала, рассматриваемые нами как единое, истинный субъект в человеке, единственный свидетель всех переживаемых человеком изменений. В современных комментариях его обозначают слоовом Атма, но в древнейших священных индусских книгах встречается название Махатма - великая душа. Атма означает то, что со всем соприкасается, все в себе содержит.

2. Духовный элемент - Буддхи, - что означает Мудрость.

3. Бессмертная душа, интуиция - Манас высший. (Манас означает то, что распространяется.)

4. Интеллект - Манас низший.

5. Чувствование - Кама, - что означает Желание.

6. Жизненное начало - Прана, - что означает Жизнедеятельность.

7. Физическая материя, твердая, жидкая и газообразная - Стхула Бхута, - что означает Грубое Превращение.

В сущности, не важно знать эти санскритские названия. Важно различать эти идеи внутри себя; они - факты природы.

Как я уже упомянул, принципы вселенной соответствуют различным началам человеческой природы. Так:

1. Элемент грубо физический в нас соответствует окружающей нас материи, твердой, жидкой и газообразной. Наше эфирное начало соответствует эфиру вселенной. (Жизненному принципу вселенной Jiva, организующему материю, в человеке соответствует жизненное начало Prana. Прим. перев.) Оба элемента образуют физический план вселенной.

2. Элемент или субстанция наших чувствований соответствует той же субстанции во вселенной и образует план астральный.

3. Наш умственный элемент и наша душа соответствуют принципу мысли и души вселенной и оба вместе образуют ментальный план космоса.

4. и 5. Элементы духовные человеческого Эго соответствуют духовному плану Буддхи и плану Нирваны.

То, что мы назвали планами вселенной, равно как и факторы, действующие в человеке, не слудует представлять себе один над другим, но- взаимно проникающимися*.

* Название «план» - чисто условное и это следует иметь в виду, так как иначе оно может ввести в заблуждение. «Планы вселенной» следует понимать как различные виды всемирной материи, которые служат основой разнообразным проявлениям Единой Энергии. Следущее сравнение поможет выяснить понятие. Электрический ток, который мы знаем не по существу, а по его действиям, производит самые разнообразные явления, смотря по среде, в которой он действует. Проходя через теплую проволоку, он проявится как свет или тепло; проходя через окисленный раствор и воду он действует как химическая сила; проходя вокруг железного прута, он его намагничивает. Также и Единая Сила, такая же неуловимая для всех, как электрический ток, действуя на физическом плане, производит физические явления: свет электричества, органической жизни и т.д.; действуя на астральном плане - явления психические: ощущения, чувства; на ментальном плане - явления умственные, на плане Буддхи - духовные; на плане Нирвана Она выражается состоянием чистой сущности, единения со всем сущим. Момент эволюции, к которому принадлежим мы, не дает нам проникнуть далее, т.е. план Нирваны - это граница, которая существует внутри нас, а не вселенной. Но и Нирвана - говорится о людях обыкновенных - для низшего восприятия то же, что солнце для слепого. Вот почему люди Запада думают, что Нирвана - равносильна полному уничтожению.

Как жидкость может проникать твердое тело, газ - жидкость, так эфир проникает всякую материю, и область его распространяется далеко за пределы земной атмосферы. Астральное начало, в свою очередь, проникает сквозь эфир и все, что ниже его (по качеству, тонкости, а не по положению), и т.д. Все эти начала проникают одно другое, из чего следует, что человек живет одновременно во всех различных сферах или планах вселенной, которые соответствуют его различным началам. Предыдущее перечисление показывает нам, что семь элементов, из которых состоит человек, существуют рельным образом на пяти планах вселенной.*

* См. диаграмму 1. На физическом плане - физическое тело и Прана; на астральном - астральное тело (Kama); на ментальном - интеллект и индив. душа (Манас низший и Манас низший); на духовном - Буддхи (мудрость), на плане нирваны - Атма, высший предел человека, идентичный с духом Божим. На теологическом языке ментальному плану соответствует - Небо, астральному - чистилище, низшая часть астрального плана - аду.

Прим. перев.

Некоторые философы дали человеку название «микрокосмоса» или вселенной в малом виде. Это название вполне соответствует истине, так как человек содержит в себе физическую материю минерального царства, жизненную силу растительного, способность чувствовать и желать животного, простой интеллект, соответствующий высшим животным, в данное время вымершим (звено, отсутствующее в настоящее время между царством животным и человеком), и душу, которая одна образует настоящего человека и всегда находится на ментальном плане. Кроме того, духовный элемент в человеке соответствует области Ангелов, природы, «Посвященных» и, наконец, Ego, Единое соответствует началу совершенного во вселенной, Богу.

Таким образом человек представляет собою синтез вселенной. Вот почему изучение человека открывает путь к изучению космоса. Когда мы узнаем природу человека в его различных видах и различных фазах существования, мы узнаем также сферы вселенной, которым соответствуют все эти виды человеческой природы.

Когда мы подойдем к наивысшим началам человеческой природы и откроем оба высших вида Ego, мы узнаем о существовании двух новых планов вселенной (cм. диаграмму 1 Речь идет о планах Adi и Anupadaka), на которые достаточно пока только указать, так как эти высоты недоступны современному состоянию человеческой мысли.

Тогда мы узнаем, что вселенная действительно делится на семь сфер. Божественные сущности, которые стоят во главе этих семи сфер, суть те семь Ангелов, окружающие престол Божий, о которых говорит Апокалипсис.*

* Во всех откровенных религиях упоминается под различными названиями семь Высших сущностей. Индусская религия признает их также воглаве каждой из семи сфер. Две Высших сущности на двух непроявленных «планах» (Adi и Anupadaka) не называются, они скрыты. Третья Сущность во главе третьего плана (Atma) носит название Judru, на этом плане элементом является Ак эфир; эфир, признаваемый наукой, его физический представитель. Четвертое Vugu - во главе плана Буддхи (элемент - воздух). Патая Агни - во главе ментального плана (элемент - огонь). Шестая Var - во главе астрального плана (элемент - вода). Седьмая Kshiti (одно из названия) - во главе физического плана (элемент - земля).

Прим. перев.

II

О СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛ, ОБРАЗУЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА

Мы видели, что семь начал человеческой природы существуют на пяти планах вселенной. Седмичный состав человека восполняется двумя высшими факторами, соответствующими двум высшим планам космоса, но для современного человека они также недоступны, как и эти последние. Я упоминая о них только для того, чтобы засвидетельствовать, что индусская теология считается с ними (их санскритские названия Avyakkta и Purusha). Они проявляются через «Atma», которая представляет собой по существу Tроицу, недоступную для анализа. Это три-единство составляет для нас по истине «тайну».

Я должен теперь сказать вам несколько слов о деятельности и видоизменении образующих человека начал во времени и пространстве.

Начиная наше наблюдение сверху, мы найдем, что Совершенное (Атма) под тремя своими ипостасями есть единственное начало в нас, которое вечно. Элемент духовный не вечен; хотя и несравненно продолжительнее всех последующих. Спускаясь вниз, со ступени на ступень, до физического тела, мы встречаемся с началами все менее прочными, жизнь которых становится все короче и короче.

Мы яснее поймем это, вдумываясь в способ передачи колебаний (вибраций) вообще. Даже в чисто физическом мире мы находим, что колебания самые тонкие, в то же время и самые длительные, устойчивые и что сфера их действия становится все шире по мере их утончения. Эта аналогия указывает каким образом человеческие начала, которые представляют из себя также различные виды движения, следуют тому же закону. (Индусская философия учит, что вся мировая жизнь есть движение.

Вселенная являет два вида: абсолютный - Силу и относительный - движение. Прим. перев.) Высшие начала, которые ускользают от наблюдения наших телесных чувств, переживают исчезающее физическое тело также, как тонкие колебания музыкальной струны продолжают действовать долго после того, как звук, вызвавший ее дрожание, давно уже умолк.

Конечно, это только сравнение, а не доказательство. Единственное действительное доказательство есть личный опыт, индивидуальная проверка тех, кто способен на такую проверку. Остальные должны довольствоваться логическими вероятностями и свидетельством Тех, Которые знают. (Автор говорит здесь о «Посвященных», Адептах с развитым сверхсознанием, иначе говоря - сознательно ясновидящих в сверхфизических мирах. Прим. перев.)

Итак, наше наиболее грубое тело (твердое, жидкое и газообразное) из всех факторов, образующих наше существо, в то же время и наименее прочное. После смерти мы его сбрасываем, как только от него отделится его эфирный двойник. На самом деле, смерть не что иное, как разобщение физического тела от эфирного своего двойника, проводника жизненного начала. Даже частичного выделения этого «двойника» достаточно, чтобы вызвать бесчуственное состояние. Это явление можно наблюдать при действии анестизирующих средств. Когда больному дают вдыхать хлороформ, ясновидящий* может наблюдать эфирный двойник отчасти выделяющийся в виде голубоватого облака. (* Под этим именем каждый раз подразумевается человек, способный видеть астральным зрением.) Полное разъединение вызывает неминуемую смерть: жизненное начало не может более воздействовать на физическое тело без своего проводника, и физико-химические силы свободно вступают в деятельность и приводят тело к постепенному разложению.

Вскоре после смерти (обыкновенно спустя около трех дней) эфирный двойник в свою очередь покидается, как второй труп. Этот второй труп, лишенный жизни, носится поблизости от физического трупа. Он рассеивается по мере того, как последний разлагается. Увидеть эфирный двойник не трудно, так как нервного вощбуждения, вызванного страхом, иногда достаточно, чтобы усилить восприимчивость и сделать эфирные формы видимыми.

Но если тело подвергается сожжению, по обычаю индусскому, эфирный двойник выделяется немедленно.

Оставляя оба эти внешних покрова, человек сохраняет все остальное. Никакого изменения в его действительной личности смерть не производит. Он остается таким же живым, даже более живым, чем мы с вами, только он не может дать о себе знать, потому что лишился физического проводника. Он существует в форме более тонкой, недоступной для восприятия человека, живущего в физической среде. Но эта форма тем не менее реальна, как колебания инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре, хотя они и невидимы для нашего телесного зрения. Следовательно те, кого мы называем мертвецами, существуют, живут, только как проводники гораздо более тонких колебаний. Мы не можем отвечать на такие колебания, вот почему их существование ускользает от нас. Как невидимый эфир проникает всю видимую физическую вселенную, точно так же более тонкие формы проходят, не оставляя следа, через грубые формы нашего земного мира, которые одни доступны нашим земным органам чувств.

Первое явление, которое происходит с человеком, когда он сбрасывает свою двойную физическую оболочку, это - преобразование его астрального тела, или его начала «чувствования», которое с этих пор становится для него проводником в новой среде. (Так же как физическое тело человека было проводником его бытия в земной среде, в этом смысле нужно все время слово «проводник»). В астральном мире человек задерживается более или менее долго, смотря по большей или меньшей силе его страстей. Если вся его жизнь была посвящена только тому, чтобы служить своим страстям, тогда его пребывание в этой области, которая соответствует чистилищу Христиан, будет очень продолжительное. Астральное тело соткано из самой субстанции волнений и страстей, и если во время земной жизни мы работаем над укреплением этого тела, оно скажется для нас - после смерти - оболочкой прочной, крепко построенной тюрьмой с толстыми стенами. Но все преходящее имеет свой конец, и рано или поздно человек покидает и свою астральную оболочку. Когда очищение свершилось, дурные эмоции изжиты и отброшены, человек переходит в следующую сферу, на «ментальный план» или в небесный мир,* унося с собой туда из астральной природы только наклонности или скрытые зародыши, развитие которых последует по его возвращении, перед новым воплощением, на «астральный план»; эти зародыши определят состав его астрального тела в последующем воплощении.**

* Астральная стадия (очистительная) посмертной эволюции носит по-санскритски название Kamaioka (местопребывание желаний); стадия небесная, следующая за очистительной называется Devaloka (местопребывание Богов) или «Devuchon».

** При каждом новом воплощении, человек возвращается на землю тем же путем, который пройден им после смерти; проникая обратно в астральный мир, его бессмертная душа (сorps causal) облекается в новое астральное тело, состав которого соответствует характеру страстей его предыдущей земной жизни.

Прим. перев.

И здесь, в высшем мире, пребывание его будет продолжительным или кратковременным, судя по тому, чем была его жизнь на земле. Если его умственная жизнь была сильна и благородна, если он выработал в себе высокие человеческие чувства; если он посвящает свои мысли науке и искусству и, в особенности, если он вел самоотверженную жизнь, он будет жить очень долго в этой сфере, которую можно назвать сяерой мысли. Именно здесь, те из живущих на земле, которые умеют подняться выше физических ощущений, услышат Бетховена, наполняющего пространство

звучащими волнами своего вдохновения; именно здесь мы воспринимаем неизреченную гармонию сфер и войдем в сношение с ангелами; именно здесь мы можем осушить до полного насыщения чашу познания...

Но к этому я должен прибавить нечто, чему вы, пожалуй, не поверите, хотя это и факт: в этих невидимых мирах мы не можем ничего начинать (под «мы» я понимаю обыкновенного человека нашей эволюции).

Таковы характерные черты двух - следующих за нашим земным - планов. Вся наша жизнь по ту сторону - не более как продолжение, развитие нашей земной жизни.

Вот почему мудрость требует благородной жизни уже здесь, на земле, не дожидаясь посмертного существования. Грустно видеть, как многие, вовсе не дурные люди, проводят свою жизнь в пустяках. Законы ассоциации продолжают действовать после смерти также, как и при жизни, и есть полное основание думать, что те же пустяки будут владеть этими людьми во время их долгой очистительной жизни в астральном мире. И не следует думать, что достаточно одного молитвенного мгновения, чтобы достигнуть неба! Вселенная управляется законом абсолютной справедливости, законом причинности. Нет ничего произвольного.

Небо и ад* только естественные последствия или соблюдения данных нам законов, или же нарушения их. (* Конечно вопрос здесь идет не о «вечном аде», но о страданиях временных, хотя и очень сильных, которые в начальных сферах астрального мира ожидают душу.) Земная жизнь определяет всю последующую жизнь, и несомненно, что мы сами куем те цепи, которые впоследствии будут связывать нас.

Итак, человек после смерти переходит в астральный мир, а позднее в «ментальный» или небесный. Но нужно ясно помнить, что речь идет не о переменах места в нашем смысле, а о перемене состояния. То, что я назвал небесным миром, существует везде, проникает все, как эфир и даже легче, чем эфир.

В этих различных состояниях человек собирает постепенно жатву всего, что он посеял в состоянии своего физического земного существования. И когда период небесной жизни кончается, он оставляет и это последнее состояние, как оставлял прежние. Он сбрасывает, следовательно, одну за другой, четыре оболочки.

Этот промежуточный процесс между смертью и новым рождением занимает период от 1000 до 1500 земных лет для достаточно развитого человека современной эпохи. Как все средние показатели, эта продолжительность сильно колеблется в ту и в другую сторону. Затем - для человека наступает эпоха нового воплощения. Вопрос о воплощении мы затронем позднее, здесь следует только указать, что после смерти человек теряет последовательно свои четыре низшие начала, и что, воплощаясь снова, он направляется в новую инволюцию (постепенное погружение духа в материю) из той сферы («ментальный план»), которая соответствует душе или «проводнику закона причинности» (corps causal).

Когда настает время воплощения, этот проводник притягивает к себе частицы, соответствующие его свойствам, из элементов «плана» интеллектуального («низший Манас»). Затем душа достигает постепенно астрального плана, облекается в новое астральное тело, которое будет служить проводником ее чувствований. Наконец, эфирная оболочка и физическое тело сформировываются для нее в организме матери.

Таким образом самые тонкие формы человека создаются ранее всего, они же исчезают последними; чем тоньше начало, тем оно устойчивее, прочнее. Кроме того, сфера их деятельности распространяется за пределы физической оболочки. И действительно, ясновидящие (одаренные астральным зрением) способны видеть вокруг человеческого тела светящуюся окружность, какою древние мастера окружали лики святых. Напомним здесь опыти Рейхенбаха, который стремился установить экспериментальным путем существование человеческих излучений; с тех пор было сделано много других исследований.* (* В конце 1903 года французскими ученными Blondelo и Charpatier при помощи чувствительного экрана были демонстрированы человеческие излучения. Прим. перев.) Аура, так называем мы это невидимое физическому зрению сияние, есть распространение присущих человеку более тонких начал за пределы физического тела, которые окружают это последнее видимым для астрального зрения сиянием различного блеска и цвета. Следовательно, более тонкие начала человеческого организма в тоже время и значительнее в объеме, факт, который подтверждается и метафизическими доказательствами.

Здесь уместно будет сказать несколько слов относительно памяти и ее отправлений в седмичном составе человека. Тот факт, что четыре низшие начала человека возобновляются при каждом новом воплощении, вероятно уже не требует дальнейших пояснений; только Атма-Буддхи-Манас(высший) сохраняются.

Я уже приводил наблюдение, что при сильном напряжении мы можем припомнить события из забытого нами раннего детства. Это явление доказывает, что память существует не в одном мозгу, что она состоит из более тонких колебаний и что, когда мозг не в состоянии отвечать на эти колебания, мы вспоминать не можем; если же мозг эти колебания воспринимает, факты прошедшего возвращаются к нам. Следует помнить при этом, что высшие начала человека существуют более продолжительное время. Нужно также знать, что все то, что мы узнаем в течение одного воплощения, мы удерживаем в том или другом из образующих нас начал, смотря по свойству познаваемой вещи. Затем, в момент когда наш физический мозг вполне спокоен, способен воспринимать впечатления, эти тонкие вибрации сверхфизической памяти достигают до него и тогда мы вспоминаем вещи из прошедшего. Эти воспоминания, эти мысли существуют в высшей области нашей природы, но наш мозг, в обыкновенном своем состоянии, не может отвечать на них. Парализуйте мозговую деятельность посредством гипноза и восстановите иными путями сношение с «Ego»: вы увидите, что в этом случае человек скажет вам много таких вещей, о которых в состоянии бодрствования, мозг его ничего не знал. И это потому, что тонкие формы гораздо устойчивее, чем формы грубые.

Итак, человек сбрасывает постепенно свое тело, жизненное начало (Prana), чувствования, даже интеллект, и вся та часть памяти, которая соответствовала этим проводникам, оказывается потерянной. Но «высший Манас», проводник закона причинности или душа, сохраняет следы всех деятельностей, которые когда-либо затрагивали ее.

И так как этот проводник переживает неизменным все ряды воплощений, то вы в состоянии будете вспоминать все ваши последовательные существования, если только вам удастся установить связь между ним и вашим физическим мозгом. Каким образом возможно построить эту связь, мы узнаем позднее, а пока следует только твердо помнить, что душа, «высший Манас», не забывает никогда.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религиозная философия Индии

Религиозная Россия

Событем стало заседание Собора РПСЦ, религиозного противостояния на Украине, и...
Журнал

Религиозная вера

Если вы мужчина и живете в религиозном поселке, ваши шансы на долголетие на 30...
Журнал

Философия Индии

В истории европейской философии, как правило, одни философские школы сменялись...
Журнал

Философия Древней Индии и Древнего Китая

Религиозные системы Индии, если сравнить их с ближневосточными...
Журнал

Философия Древней и Седневековой Индии

Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных , памятников, обнаруженных на...
Журнал

Культура Индии

Завершаются Дни культуры Индии. За девять дней индийцы сломали все стереотипы о...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Трехцветная кошка в доме: приметы
Мистическая математика или песни Богини Намаккаль Лакшми