Сиеста Испания

“Изобретать – не по части испанцев”. Так сказал в свое время известный философ и писатель Мигель де Унамуно, уделявший большое внимание изучению национального характера своих соотечественников.

Это не совсем верно. В списке выдающихся изобретателей мира имеются и испанцы.
Сиеста Испания
Это конструктор летательного аппарата автожир (предшественника вертолета) инженер Хуан де ла Сьерва, испытавший свою машину в 1919 году, предприниматели Мануэль Халон и Эмилио Бельвис, которые в 1964 году запатентовали т.н. “фрегону”, половую тряпку на палке - простое, но эффективное устройство для влажной уборки полов, позволяющее делать это не нагибаясь.

Однако самым главным своим изобретением, хотя оно и не зафиксировано ни в каком официальном регистре патентов, испанцы считают сиесту – продолжительный сон после обеда. Именно этим своим достижением, как показал недавно проведенный социологический опрос, больше всего гордятся испанцы.

Конечно же и тут имеется немало оговорок. Отдых в полуденное время, когда наступает самый сильный зной, существует во многих жарких странах. Тем не менее европейцы знакомы с этим явлением прежде всего по Испании - сиеста в некотором роде даже стала символом этой страны, олицетворяющим замедленный темп ее жизни, расслабленность и медлительность, присущую многим ее жителям.

Революция эир-кондишенов

Конечно же с того момента, как с середины 90-х годов за Пиренеями в быт среднего класса стали стремительно входить кондиционеры, ситуация изменилась. Системы охлаждения воздуха, появившиеся сначала в государственных учреждениях, филиалах банков, крупных торговых помещениях, многих барах и ресторанах, а затем и в частных домах, сделали ненужной выработанную веками затяжную паузу, которую диктовал климат, заставлявший людей в жаркие месяцы прекращать работу после полудня до вечера и, прячась в спасительной тени, предаваться сладкому сну.

Правда, следует сказать, что современный пролетариат, существующий в Испании, как и в других странах Запада, по сей день, что бы там ни говорили об отмирании марксистских терминов, мало пользуется прелестями сиесты. На стройках, на полях, в заводских цехах и крупных мастерских, где не поставишь эир-кондишены, работают миллионы людей (причем в последнее время главным образом иммигранты, готовые на любую работу в любых условиях), у которых рабочий день длится по десять, двенадцать, а то и больше часов. Обеденный перерыв у них равняется в лучшем случае паре часов. Не случайно именно среди этой категории “чумазых”, как в России в начале ХХ века называли такого рода трудовой люд, наибольшее количество смертей от тепловых ударов, постигающих их во время невыносимого зноя на работе.

Что касается так называемых “белых воротничков” и коммерсантов Испании, то они добились того, что вековая традиция осилила любые технические нововведения. А потому в государственных учреждениях всей Испании посетителей принимают только до двух часов дня, то же самое происходит в банках, а многие торговые заведения закрываются в половине второго и открываются только в пять часов.

Эти правила, немыслимые в других странах Европы, включая жаркие, вызывают у многих, особенно у иностранных туристов, непонимание и недовольство. Власти не раз пытались их изменить. Но профсоюзы вставали стеной против посягательств на сиесту, а потому все остается по-прежнему.

Как это ни парадоксально, но недавно выяснилось, что даже те испанцы, которые могут продолжать вкушать удовольствие от сиесты, не досыпают по сравнению со средним жителем Европы на час и более. Дело в том, что жители Испании, известные своим пристрастием к гулянью и развлечениям, - заядлые полуночники. Они заполняют бары, рестораны и прочие развлекательные заведения часов с 9-10 вечера, когда жара спадает. А потом так загуливаются, что не могут остановиться до утра.

Почему Черчилль был всегда бодр
Несмотря на эти минусы испанской сиесты, она в последнее время находит все больше поклонников за пределами Пиренейского полуострова. Так, недавно премьер-министр Франции Доминик де Вильпен дал понять, что прорабатывает вопрос о том, чтобы ввести законом в стране послеобеденный сон для всех работников. Обозреватели отмечают, что сам премьер не обходится без сиесты, так как привык к ней с тех времен, когда он несколько лет жил и работал в Венесуэле, куда этот обычай занесли испанцы. Однако важнее другое: французский премьер и его команда убеждены, что послеобеденный сон увеличивает производительность труда, в чем весьма нуждается Франция.

Они не одиноки в этом стремлении. Ранее многие компании США и Японии, чтобы добиться лучших результатов от своих работников, ввели правило, согласно которому те обязаны отдыхать после обеда. Более того, во многих местах даже создали специальные помещения, чтобы это стало возможным.

Правда, речь идет о коротком послеобеденном сне продолжительностью не более часа, идеально - получаса, но ни в коем случае не менее 15 минут. Врачи доказывают, что именно такая укороченная сиеста способствует преодолению сонливости, настигающей человека после обеда, восстановлению свежести и бодрости, новому приливу сил. Это помогает сделать вторую половину дня более продуктивной и насыщенной.

В качестве примера ссылаются на Уинстона Черчилля, который в молодости в 1895 году попал на Кубу корреспондентом от лондонской газеты “Дейли график”. Там он на всю жизнь пристрастился к сигарам, рому (перемежал его с коньяком), а также к сиесте. Черчилль писал: “Надо обязательно поспать в какой-то момент между обедом и ужином, причем поспать по-настоящему: сняв верхнюю одежду и улегшись на постель. Неверно считать, что дневной сон идет в ущерб работе. После сиесты от человека больше отдача. Это словно как проживать полтора - два дня в течение одного”. Даже в самые тяжелые времена Второй мировой войны, когда британский премьер, славившийся до глубокой старости своей трудоспособностью, тяжело работал почти круглые сутки, он не изменил привычке спать после обеда. В итоге на фоне своих валившихся от усталости с ног более молодых сотрудников он всегда выглядел свежим и бодрым, хотя ему уже было под 70 лет.

Многие выдающиеся люди высоко ценили послеобеденный сон. Плюсы испанской традиции восхвалял Альберт Эйнштейн, считавший, что “сиеста незаменима для освежения ума и приведения себя в более творческое состояние”. “Сиеста - это иберийский вид йоги”, - считал испанский писатель, лауреат Нобелевской премии Камило Хосе Села. “С наслаждением погружаюсь в сон днем, это питает мои силы”, - сказал великий изобретатель Томас Эдисон, который сумел уже давно по достоинству оценить главное изобретение Испании.

Сейчас оно начало триумфальное шествие по миру.
×

По теме Сиеста Испания

Дневная сиеста

Раньше сиесту рассматривали, как удел лентяев и бездельников. Современные ученые...
Журнал

Сиеста. Физиологические предпосылки

Это открытие может сыграть важную роль в разработке методов лечения ожирения и...
Журнал

Отдых Испания

СТОЛИЦА ИСПАНИИ Мадрид. НАСЕЛЕНИЕ ИСПАНИИ Испания признана единой нацией...
Журнал

Сказочная Испания

Почему-то принято считать, что отдых бывает либо пляжным, праздным и ленивым...
Журнал

Испания - страна мечты

Ласковое море, нежность золотого песка, самобытная культура, яркие краски и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Ясный свет блаженства