Дэвид Юм

Юм Дэвид (1711-1776) - шотландский философ, скептик и агностик, предтеча кантианства, позитивизма и последовательного атеизма. Родился в Эдинбурге в небогатой дворянской семье, учился в Эдинбургском университете, затем во Франции, в Ла-Флеш. Не будучи признанным в академических кругах в силу своих антиклерикальных взглядов, Юм добился определенных успехов на дипломатической службе. Достаточно тесно общался с интеллектуальной элитой своего времени Ф. Хатчесоном, А. Смитом, Гельвецием, Дидро, Руссо, Д'Аламбером. Основные сочинения: "Трактат о человеческой природе" (в особенности первая его часть - "Исследование о человеческом разуме"), "Естественная история религии", "Диалоги о естественной религии", "История Великобритании".

Место Юма в круге идей новоевропейской философии своеобразно. С одной стороны, он полностью пребывает в интеллектуальном горизонте эпохи Просвещения, с другой, - основные идеи Нового времени, а именно: субстанция, разум, индивид, фактически редуцируются скептической критикой Юма до уровня бездоказательных алогичных феноменов.

Методологически Юм примыкает к традиции эмпиризма: источник познания -чувственный опыт; нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Однако, в отличие от своего непосредственного предшественника в развитии эмпирической гносеологии Дж.Беркли, который довел эмпиризм до его логического конца - субъективного идеализма, Юм перешагивает за логическую грань, редуцируя познание к внелогическим основаниям. Философию Юма нельзя назвать субъективным идеализмом, поскольку в ней исчезает не только материальная субстанция, но и духовная, познающий субъект - человеческий индивид.

Осью скептицизма Юма является дезавуирование базисной категории новоевропейской философии - понятия субстанции. Принимая за аксиому эмпирическую редукцию идей к чувствам-"впечатлениям", Юм аргументирует недоказуемость причинно-следственных связей в этой системе координат: человек видит лишь последовательность событий в пространстве и времени, отношение же причины-действия приписывается им цепи событий. Основанием этой операции внедрения причинно-следственного ratio в совокупность событий (впечатлений) являются внелогические инстинкты человеческой психики. Во-первых, привычка (в горизонте нашего ограниченного опыта так бывало всегда); во-вторых, вера, расширяющая ограниченность опыта до бесконечности (так будет всегда). Юм говорит в данном случае о естественной вере (belief), отличая ее от веры религиозной (faith).

Как следствие, безосновательным оказывается понятие причины всех причин и самопричины - субстанции. По Юму, нет не только субстанциальной материи, которую превратил в поток ощущений еще Беркли. Нет и духовной субстанции. Во-первых, нет Бога (по крайней мере, в системе агностической философии нельзя утверждать, что Бог является духовной субстанцией). Во-вторых, и это главное, в "пучок перцепции" превращается краеугольный камень гуманизма в целом в новоевропейской философии от картезианского cogito до лейбницевой монады - мыслящее человеческое Я. "Дух - нечто вроде театра, в котором выступают друг за другом различные восприятия... и у нас нет ни малейшего представления о том месте, в котором разыгрываются эти сцены, и о том материале, из которого этот театр сделан".

Вокруг скептической деконструкции понятия субстанции группируются основные части философии Юма: гносеология, философия религии и этика. Редуцируя человеческую природу к внелогическим реалиям - инстинктам, привычкам, вере и чувствам, Юм обнаруживает, тем не менее определенную иерархию в ней. Она атипична для Просвещения. Разум, главный идол эпохи, не стоит на собственных ногах, он "есть и должен быть только рабом страстей". Мышление о себе как целостной личности, так сказать, монаде, есть результат привычки и инстинкта к отождествлению, а также веры.

Мораль имеет внелогическую чувственную основу, определяющуюся двумя основными чувствами - удовольствия и боли. Нравственные чувства бескорыстны. Например, важнейшее из них - симпатия. Реализация естественного симпатического инстинкта приносит наибольшее бескорыстное удовольствие индивиду и пользу обществу. Мораль, построенная на этих основаниях, может быть охарактеризована как альтруизм и, отчасти, утилитаризм.

Философия религии Юма отвечает его гносеологии, антропологии и этике. Юм говорит о естественной религии, как и Фичино, введший эту идею в круг новоевропейской мысли, но интерпретацию религии дает качественно другую - атеистическую по содержанию, агностическую по выводам. Религия возникает на компенсационной психологической основе, в процессе познания человеком себя и окружающего мира. Страх (доминирующее в сотворении религиозных феноменов чувство) вкупе с недостатком любви в реальной жизни и ограниченностью познания приводят к сакрализации отдельных сил и явлений. Подобно тому, как впечатления группируются в общие идеи, постепенно в историческом развитии человечества из языческого многобожия возникает религия единого божества. До логического завершения эта установка была доведена Л. Фейербахом и К. Марксом. Сам Юм, занимая резко антиклерикальную позицию, феномен религии рассматривал с утилитарной точки зрения: "отыщите народ, у которого совершенно нет религии, если вы вообще найдете таковой, - будьте уверены, что он стоит лишь на несколько ступеней выше животных".

По существу же вопроса Юм допускает религиозную веру (faith) в сверхъестественную причинность подобно житейской вере (belief) в естественную причинность, утверждая непознаваемость истины.

В лице Юма гуманизм, с одной стороны, уже открывает за своими аксиоматическими ценностями - субстанцией, разумом, человеческим Я, внерелигиозную веру (belief) человека в себя и свой разум. С другой стороны, еще не отказывается от них как от "слишком человеческого".
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Дэвид Юм

Дэвид Вилкерсон погиб в автокатастрофе

Дэвид Вилкерсон, основатель миссии «World Challenge Ministries», церкви «Times...
Журнал

Дэвид Линч снял трейлер

Дэвид Линч снял рекламный клип для Венского международного кинофестиваля...
Журнал

Дэвид Боуи переиздаст свой альбом

Британский музыкант Дэвид Боуи анонсировал переиздание своего десятого...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Работа канала-подъёмника