Фаворин

Фавори́н (др.-греч. Φαβωρῖνος, лат. Favorinus; Фаворин Арелатский, Фаворин из Арелата; ок. 81 — ок. 150) — древнеримский ритор (софист, представитель второй софистики) и философ-скептик.

Биография
Галл по рождению, родом из Арелата (Арелаты) в Галлии (современный Арль), Фаворин с раннего возраста начал странствовать по Греции, Италии и Востоку. Учился сперва в Массилии (современный Марсель), затем, по-видимому, в Риме, был учеником Диона Хризостома. Возможно, Фаворин лично знал Эпиктета или даже был и его учеником. Фаворин выступал как оратор в Риме и во многих греческих городах. Красноречие и обширные познания снискали Фаворину известность и в Афинах, и в Риме. Хотя Фаворин выступал прежде всего на древнегреческом языке и писал только на нём, он считался также знатоком римской литературы.

Находясь в Афинах, Фаворин преподавал риторику и сделался приятелем Герода Аттика. Около 130 года н. э. Фаворин переселился в Рим, где некоторое время пользовался расположением римского императора Адриана. В Риме же у него учился риторике Авл Геллий, там же он вошёл в дружбу с Плутархом, который посвятил ему книгу.

Фаворин был приятелем многих Плутарха, Корнелия Фронтона, Авла Геллия, Деметрия Киника и Герода Аттика (последнему он завещал свою библиотеку в Риме). Сильным соперником Фаворина, которого он яростно критикивал в свои поздние годы, был Полемон из Смирны.

Когда Фаворин надоел Адриану своим возражениями, то утратил его благосклонность и был изгнан из Рима на Хиос (вместе с ним подверглись изгнанию и другие философы). Адриан заставил Фаворина замолчать в споре, в котором софист, возможно, легко опроверг бы своего противника; впоследствии Фаворин отвечал на упрёки тем возражением, что было бы глупо критиковать логику хозяина тридцати легионов. Когда раболепные афиняне, желая продемнострировать своё согласие с императорским неудовольствием, снесли статую, которую они установили Фаворину, тот заметил, что если бы у Сократа тоже была статуя в Афинах, это сберегло бы цикуту.

С Хиоса в Рим Фаворин возвратился при Антонине Пии и жил далее в достатке и славе.

Сочинения
Из многочисленных риторических и философских сочинений Фаворина сохранились во основном лишь небольшие отрывки, сохранённые Авлом Геллием, Диогеном Лаэртским, Филостратом и византийским словарём Суда.

Речи
«Коринфская речь». Сохранилась под именем Диона Хризостома (в сборнике речей последнего - речь 37).

«О судьбе». Сохранилась под именем Диона Хризостома (в сборнике - речь 64).

«Речь на изгнание» («На изгнание»). Написана на Хиосе. Найдены обширные папирусные фрагменты.

Философские сочинения
«Пирроновские тропы» в 10 книгах (др.-греч. «Πυρρώνειοι τρόποι»). Главное философское сочинение Фаворина. Фрагменты есть у Филострата и Диогена Лаэртского.

Сборники выписок. Энциклопедические по широте охвата материала сочинения

«Пёстрые истории» («Пёстрые рассказы», «Разнообразное повествование») в 24 книгах (др.-греч. «Παντοδαπὴ ἱστορία»). Источник Диогена Лаэртского.

«Памятные записки» по меньшей мере в 5 книгах (др.-греч. «Ἀπομνημονεύματα»). Источник Диогена.

Риторика
Фаворин принадлежал ко второй софистике. Для его риторической прозы, как и для прозы многих представителей этого направления была характерна тонкая стилизация аттического диалекта древнегреческого языка классических ораторов IV века до н. э.

Философия
В философии Фаворин склонялся к скептицизму. Название его сочинения («Пирроновские тропы») и использование тропов Энесидема указывают на его близость к пирроновскому скепсису. Но, по-видимому, он использовал и методы Новой Академии. В своей книге Фаворин стремился показать, что методы Пиррона были бы полезны для тех, кто намеревался выступать в судах.
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни