О Морали

91. Мораль -- это важничанье человека перед природой.

92. "Не существует человека, ибо не существовало первого человека!" -- так заключают животные.

93. Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением. --

94. Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не /следовало бы/ жить, -- мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: "ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное", -- что, разумеется, есть ложь.

95. /Условия существования/ некоего существа, поскольку они выражают себя в плане /"долженствования"/, суть его /мораль/.

96. Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.

97. Во всякой морали дело идет о том, чтобы /открывать/ либо /искать высшие состояния жизни/, где /разъятые/ доселе способности могли бы соединиться.

98. В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно -- сотворить себе такое /право/.

99. Право на новые собственные /ценности/ -- откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.

100. "Послушание" и "закон" -- это звучит из всех моральных

чувств. Но "произвол" и "свобода" могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали.

101. Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в /помыслах/ обращен против закона. Мы же свободны -- что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя! --

102. В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.

103. Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя.

104. "Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, -- но если ты не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона", -- сказал Иисус одному человеку, нарушившему субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам.

105. Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали.

106. "Добро и зло суть предрассудки Божьи", -- сказала змея. Но и сама змея была предрассудком Божьим.

107. "Религиозный человек", "глупец", "гений", "преступник", "тиран" -- все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.

108. Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого /Ларошфуко/?

109. Сквозь /Ларошфуко/ просвечивает весьма /знатный/ образ мыслей тогдашнего общества: сам он -- разочарованный идеалист, подыскивающий, по /инструкции христианства/, /скверные наименования/ для движущих сил своей эпохи.

110. "Есть герои как в злом, так и в добром" -- это совершенная наивность в устах какого-нибудь /Ларошфуко/.

111. Сотворить идеал -- /это значит/: /переделать/ своего дьявола в /своего/ Бога. А /для этого/ надобно прежде всего сотворить своего дьявола.

112. Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела --

113. Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими.

114. Нельзя связывать /одним/ словом презренного человека с человеком страшным.

115. Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.

116. Нечистая совесть -- это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

117. Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью".

118. Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

119. Моральное негодование есть коварнейший способ мести.

120. Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

121. Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до крайности.

122. Не следует искать морали (того менее -- моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; /моралисты/ в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, -- их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении.

123. "Серьезный", "строгий", "нравственный" -- так называете вы его. Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача -- досадуя на то, что мы не позволяем ему этого.

124. Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием -- это несчастливый брак!

125. Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.

126. У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности, обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег.

127. Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее, изобретательнее, будет мир/выглядеть/ "само-отверженнее".

128. К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.

129. Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь пробивается великий источник всяческого верхоглядства.

130. Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны.

131. Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия.

132. Всегда говорят о /причинах/ аффектов и называют их /поводы/.

133. В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект.

134. При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится к творческим натурам, сулящим большую пользу.

135. Побороть свой аффект -- значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.

136. Мы находим у различных людей /одинаковое количество/ страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разно/направленных/. /Добро/ и /зло/ отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.

137. Почитание само есть уже страсть -- как и оскорбление. Через /почитание "страсти"/ становятся /добродетелями/.

138. Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье – быть сплошным желанием и вместо исполнения -- все новым желанием.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме О Морали

Виды морали

Представьте, что вам необходимо сделать сложный выбор: дать пропитание одному...
Журнал

Гипотеза о происхождении морали

Психологи из Университета Торонто попытались выяснить природу такой сложной...
Журнал

Происхождении морали

Психологи из Университета Торонто попытались выяснить природу такой сложной...
Журнал

Происхождении морали

Психологи из Университета Торонто попытались выяснить природу такой сложной...
Журнал

Коллапс британской морали

Канал новостей Sky сообщил, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон...
Журнал

Проблема обоснования морали

Вопрос о том, почему человек должен придерживаться норм морали (если должен) и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Трехцветная кошка в доме: приметы
Мистическая математика или песни Богини Намаккаль Лакшми