Игра на арфе

С древнейших времён считалось, что существует универсальная связь между Духовностью, музыкой и врачеванием. Каждая клеточка нашего организма - это резонатор звука, она способна откликаться на любой звук вне тела. Мы можем стимулировать огромное количество ответных вибраций в своем теле и уме, научившись управлять и контролировать собственный голос, а также применяя некоторые музыкальные инструменты, тональности и виды музыки.
Игра на арфе
Музыка - один из наиболее древнейших способов исцеления от болезней. Еще Пифагор более 500 лет до нашей эры возвышал музыку над другими лечебными средствами, приписывая ей универсальность в исцелении Души и тела. Связь музыки и медицины древние греки символизировали в Аполлоне - покровителе искусств и его сыне Эскулапе - покровителе врачевания. Великий Аристотель подчеркивал терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Использовал лечебное действие музыки и Гиппократ. Виднейшие древнегреческие философы считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе восстанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние и влияют на физиологические ритмы людей.

Сменялись эпохи, греческие стили были изменены в Средневековье, средневековые - во времена перехода к Ренессансу, постепенно совершенствовались и навыки врачевания. Вера, что исцеление может происходить только тогда, когда есть гармония взаимоотношений между телом и Духом сохранилась и по сегодняшний день.

…Во все времена одним из самых удивительных инструментов, оказывающим благоприятное воздействие на состояние человека, являлась арфа. Арфа почиталась древними как подарок Богов, соединяя в себе земное и небесное. Считалось, что на ней играли те, кто обладал волшебным даром исцеления и пророчества. Множество мифов и легенд, дошедших до наших дней, повествуют о целебных свойствах арфы и чудесных превращениях. Так, почитавшийся в Ирландии Бог Дагда, имел «три благородных натяжения» или звучания арфы, способных вызвать глубокий сон, слёзы или смех; а в 11-ом столетии до н.э. иудейский поэт и арфист Давид успокоил царя Саула и изгнал «нечисть» с псалмами и сладкой музыкой, которую он извлекал из своей арфы. Инструмент применялся разными культурами для успокоения и гармонизации человеческого духа, использовался в Асклепиях – лечебных храмах. Длинные жильные струны вибрировали в ответном резонансе с телом слушателя, создавая ауру спокойствия и расслабления. Так зарождалась музыкальная терапия, положившая начало виброакустической арфотерапии и её дальнейшему использованию в качестве компонента лечения. Спустя тысячи лет арфа продолжает восхищать слушателей своим тембром и возможностями, открывая новое понимание принципов врачевания.

ЧТО ТАКОЕ АРФОТЕРАПИЯ?

Впервые виброакустическая терапия (VAT) была представлена норвежским музыкантом-изобретателем Олафом Скилле в 1982 году. Олаф использовал звуки низкой частоты (в основном в диапазоне 30-120 герц), которые генерировались музыкальным синтезатором и применялись для лечения различных заболеваний. Впоследствии было выявлено, что наилучшим образом с ролью терапевтического инструмента справляется именно арфа.

Первые научные эксперименты в области арфотерапии начали проводиться ещё в 1970-х годах. Профессор музыки и доктор философских наук Рональд Прайс вместе с арфисткой Лиз Сифани основали уникальный проект «Лечебные Арфы», исследующий влияение живой арфовой музыки на организм человека. Члены «Лечебных Арф» разделяли цели игры на арфе, принимая во внимание виды умственных, физических, эмоциональных или Духовных требований, с которыми им предстояло столкнуться. Осуществляя сеансы игры ежедневно, Прайс обнаружил облегчение мягкой формы мозгового паралича и дегенеративной болезни Паркинсона. Вдохновлённые примером «Лечебных Арф», арфисты всего мира откликнулись на призыв к развитию музыкотерапии, и в 1995 г состоялась Первая Международная Лечебная Конференция Арф. Так, в ходе последующих Конференций была установлена коллективная цель: наличие терапевтического арфиста в каждой больнице к 2020 году.

Врач-арфотерапевт прежде всего вовлечён в психологическое здоровье пациента. Слово «psychology» составлено из двух греческих слов, означающих «слово Души», или «разговор Души». Роль арфотерапевта заключается в том, чтобы слушать музыку Души, услышать уникальную внутреннюю симфонию в каждом из нас. Звучание арфы помогает войти в контакт с собственной сущностью, пульсом и ритмом, а специально разработанные методы и приёмы в игре могут произвести множество эффектов, способных улучшить физическое и психологическое состояние пациента.

Виброакустическая арфотерапия (VAHT) является нефармакологическим подходом к лечению психологических расстройств и снижению ощущения боли, фактически не имея никаких побочных эффектов. Обладая широким диапазоном звучания, арфа способна подвергнуть вибрации всё человеческое тело. Дополнительным благоприятным фактором является то, что инструмент состоит из натуральных материалов. Звук вибрирующей струны воспринимается подобно волне, проходящей сквозь тело - вибрации пронизывают ткани и клетки, обеспечивая положительное сенсорное стимулирование на организм человека.

Сеанс арфотерапии часто описывается как музыкальный массаж: во время исполнения последовательности мелодий на арфе, пациент ощущает резонансный ответ в определённой части его тела. Для усиления воздействия используется вибротактильное устройство: кушетка, кресло или стол. Исполняемая музыка подбирается индивидуально каждому организму - в определённой, соответствующей данному человеку тональности. Важно отметить, что одно из главных преимуществ арфотерапии заключается в обеспечении снижения приёма лекарственных препаратов и заменой их виброакустическими сеансами, тем самым позволяя уменьшить возникновение побочных эффектов. Каждый человек воспринимает музыкальные тоны по-разному, в зависимости от ряда сопутствующих факторов, поэтому арфотерапия – очень динамический процесс и должна быть подобрана сообразно уникальности человека.

АРФОТЕРАПИЯ – НОВЫЙ ВИТОК МЕДИЦИНЫ.

Сегодня арфотерапия является развивающейся областью медицины. В течение последних десятилетий были проведены исследования в больницах и хосписах мира, с участием госпитализированных пациентов, страдающих различными недугами в разной степени тяжести. Документировались происходящие изменения, фиксировалось физическое состояние пациента на начало и конец сессии арфотерапии, а также внутренние ощущения человека во время проведения сеанса арфотерапии. По совокупности полученных данных были разработаны методы лечения тех или иных заболеваний с помощью арфы. Было отмечено, что живая музыка арфы производит куда более сильный эффект, нежели записанная. Поэтому существует большой потенциал к развитию этой терапевтической процедуры внутри стационаров как возможность для пациентов уменьшить тревожность и боль, увеличить релаксацию.

Проведены широкие исследования по влиянию живой музыки арфы на пациентов с различной патологией. Так, например, доктор Джордж Патрик (США) еще в 1999 году исследовал 272 пациента с различными диагнозами : рак (97); заболевания сердца, легких и крови (55); инфекционных заболеваний (54); психических расстройств (32); и прочих заболеваний (34). Патрик установил, что 30 минутный сеанс привел к кумулятивному уменьшению боли и симптомов на 53%.(интенсивность боли и напряжения измерялись по специальной шкале.)

В США проведены обширные исследования по эффекту музыки арфы в сосудистой и торакальной хирургии. Во многих клиниках хирургические операции проводятся в прямом смысле под музыку. Кроме того, музыка может расслаблять человека как перед сложной процедурой или операцией, так и после нее.

В региональном медицинском центре в Орландо один 20-минутный сеанс живой музыки арфы (на третий день после операции) дал эффект по уменьшению боли, тревоги и некоторых других физиологических факторов в группе из 17 пациентов в отделении сердечной и торакальной хирургии. «Последствия музыки были сверх всяких ожиданий. Это открытие поддерживает гипотезу о том, что живая музыка арфы уменьшает симпатические тоны и увеличивает парасимпатические тоны сердца.»

В 2003 г в центральной массачусетской больнице в Бостоне было проведено обследование 182 пациентов, госпитализированных с диагнозом «рак». В исследовании принимали участие их семьи и друзья, а также обслуживающий персонал. Преимущественно арфу располагали у изголовья больного. Подвергнутые воздействию 20-50 минут живой арфовой музыки, 81 % пациентов сообщил про увеличение расслабления и спокойного настроения в результате сеанса арфотерапии, а послеоперационные больные отметили значительное снижение ощущения боли.

Со множеством клинических случаев столкнулась виброакустическая терапия в Норвегии, Англии, Германии, Финляндии, Швеции и Эстонии. Некоторые пациенты сообщили о стойкости эффектов в течение 36 часов!

…c 1995 г, когда арфистка Кристина Турин основала Международную Программу Арфотерапии (IHTP), было создано ещё несколько других учебных программ. За эти годы услуги многих арфистов были востребованы. Уровень их спросов реализовывается, и сейчас больницы и приюты в Соединенных Штатах и других городах мира начали нанимать арфистов, чтобы играть у кровати. Посмотреть список арфистов, которые работают в терапевтических установках, а также более подробно узанать об арфотерапии можно на следующем веб-узле: www.harptherapy.com.

По итогам исследований, проведённых учёными в изучении воздействия живой музыки арфы на организм человека, а также её влияния на психологическое состояние, были выявлены следующие эффекты:

- положительное воздействие на артерии и аорты, а также вены и лимфатические каналы, поскольку в первую очередь микровибрационную поддержку получают мышечные волокна.

- усиление насосной функции как лимфатических, так и венозных капилляров и мелких сосудов, вследствие чего улучшается дренаж тканей.

- микровибрационная терапия усиливает движение глазной жидкости и эндолимфы в полукруглых каналах внутреннего уха. Она ускоряет процесс детоксикации организма в целом, значительно усиливает капиллярный кровоток, и, как следствие, ускоряет процесс подачи кислорода от эритроцитов к тканям тела.

- значительно усиливается эффект расширения сосудов (он достигается за счет расширения артерий).

- при воздействии на область печени повышается производство интерферона, что оказывается крайне важным фактором при лечении заболеваний, связанных с иммунной системой (астма, диабет, красная волчанка, ревматоидный артрит и др.), а также при лечении вирусного гепатита.

- при виброакустическом воздействии на позвоночник, филогенетически более древнюю, чем мозг, структуру, неожиданно высокий лечебный эффект достигается у больных заболеваниями, связанными с подкорковыми узлами головного мозга, причем этот лечебный эффект оказывается несравнимо выше, чем эффект от других способов лечения.

- зафиксированы случаи заметного улучшения состояния при кожных заболеваниях (псориаз)

- применение в качестве гипотензивной терапии. При воздействии на область почек и надпочечников постепенно нормализуется артериальное давление и уменьшается содержание холестерина в крови, клубочковая фильтрафия увеличивается на 100-200 % даже у здоровых почек!

- для ускорения регенеративных процессов, противововспалительного эффекта и обогащения крови стволовыми кроветворными клетками.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить: виброакустическая арфотерапия объединила и утвердила в себе текущие принципы лечения, зарекомендовав себя полезностью оказанного действия. Использование арфы как терапевтического инструмента продолжает находить применение в самых разных уголках мира, являя собой новую ветвь врачевания. Список возможностей постепенно пополняется, открывая новые горизонты в изучении виброакустической арфотерапии. Однако, возвращаясь к истокам музыкотерапии, следует отметить, что самым удивительным и существенным воздействием арфотерапии было и остаётся восстановление внутренней гармонии и душевного спокойствия, без которых исцеление невозможно.

Арфа Элизбара: музыка «Умного спа».
Мы все мечтаем. Наши мечты делятся на материальные и Духовные. Мы хотим иметь собственный дом, хорошую машину, яхту и финансовое благополучие. Но потребность в любви, дружбе, здоровье, новых знаниях, продолжении жизни, удовольствиях ничуть не меньше. Но кто из нас мечтал о том, чтобы иметь собственную музыку, созданную лично для нас, приятную, исцеляющую, гармонизирующую, способную привести в равновесие чувства, настроения, потребности? Музыку которая может слиться с нашим ритмом сердца, обласкать Душу, настроить на нужный лад Дух и Разум. Музыку которая никогда не надоест, как не может надоесть сон, дыхание, жизнь. Скажете фантастика? Ничуть. И для этого нужен всего лишь один звонок мастеру. Звонок, который изменит жизнь к лучшему. Открытие терапевтического эффекта музыки принадлежит Пифагору. Он не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной».

Он полагал, «что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая Душа, и весь Мир в целом имеют музыкально-числовую основу». Пифагор воздействовал музыкой и пением на больных людей, устраняя многие болезни и страдания души и тела. Описан случай, когда Пифагор предотвратил поджог и убийство, воздействовав музыкой на разъяренного ревнивца, пытавшегося поджечь дом своей подруги. Когда ревнивец подкладывал к дверям дома хворост, флейтист неподалеку играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор попросил флейтиста сменить мелодию на более медленную и спокойную. После звуков новой мелодии разъяренный ревнивец присмирел, одумался, забрал свой хворост и ушел.

Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. «Некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность Души, чтобы не теряла она надежд и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости, против злобных и гневных порывов, против заблуждений Души. А были еще мелодии, которые умеряли желания». Почти на каждый случай жизни человека, общественной и личной, были заготовлены определенные музыкальные «заклинания». Солдаты, уходившие на войну, должны были исполнять те или иные музыкальные произведения только в лидийском ладу.

А женщине, прежде чем переступить порог своей спальни, просто необходимо было пропеть мужчине напев фригийского лада. Дорийский лад обеспечивал целомудренность, сохраняя внутреннюю чистоту, а ги-пофригийский действовал расслабляющим образом. Подобное воздействие создавалось не только ладовым накоплением мелодии, но и ритмом, способом исполнения и подбором инструментов. Исполнение определенной музыки происходило при массовых собраниях народа - в храмах, при жертвоприношениях, на состязаниях и многочисленных праздниках, доводя до нужного состояния целые толпы людей. Таким образом, в далекой древности великие ученые заметили эту таинственную и тесную связь между музыкой и подсознанием человека. Именно тогда было начато изучение и отбор определенных музыкальных элементов, оказывающих желаемое воздействие на психику и поведение человека. Индийские философы говорили, что в начале человеческой истории не было языка, была «вечная музыка». Люди выражали свои мысли и чувства звуками: низкими или высокими, долгими или короткими. Глубина тембра свидетельствовала о силе и мощи, а высота тона выражала любовь и мудрость.

Наши Предки Славяне говорили нараспев - отголоски их бытовой речи можно сегодня услышать в церкви, когда читаются Евангелие, Апостол и Псалтырь. Новгородское вече представляло собой в чистом виде оперу, с ариями, дуэтами и хорами. В замках и дворцах пение и музыка звучали почти круглосуточно, создавая благоприятный психологический фон жизни правителей.

«Умное спа» - это действенное комплексное оздоровление, подразумевающее в том числе и взаимоотношение людей определенных психологических типов с определенным вариантом музыки. Музыка способна излечить наши горести и хандру. Она заставляет заново пережить и воскресить в памяти дорогие нашему сердцу воспоминания. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка влияет на дыхание, пульс и кровяное давление. Музыка снижает стресс и повышает иммунитет. Музыка поднимает силу Духа. Музыка помогает росту растений, баюкает детей, заставляет полки маршировать на войну. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка - это дыхание Души и сознания. Через музыку Душа проявляется на Земле. Массаж - это та же музыка. На вибрациях, присущих музыкальному ладу, построено и массажное воздействие. Массажные приемы в зависимости от частоты оказывают на организм различное действие.

И у каждой ноты - своя частота. До - 261.63 Гц; До-диез - 277,18 Гц; Ре - 293,67 Гц; Ре-диез - 311,13 Гц; Ми - 329,63 Гц: Фа - 349,22 Гц; Фа-диез - 369,99 Гц; Соль - 391,99 Гц; Соль-диез - 415,30 Гц; Ля - 440,00Гц; Ля-диез - 466.16 Гц; Си - 493.88 Гц. В музыке важны звучание, вибрации, звуковысотность. фразировка. Есть извлечение звука «погла-живающе-выжимающее» - тенуто, есть «стучащее» - стаккато, есть мягкое, есть жесткое, есть тяжелое. И каждое звучание отражается в теле человека.

Гармоничное комплексное воздействие на оздоровление Души и тела в наше время осуществляет культура спа. В связи с тем, что потребность в процедурах высокая, а сеть спа-салонов множится с каждым днем, возникла необходимость в несколько ином уровне самого подхода к спа услугам. Так появилась идея создания «Умного спа». «Умный спа (sapiens spa)» - это авторское направление разновидности массажа сети салонов, руководит которыми Сергей Шурухт. В одном из них - «Спа Тибет» - свое видение музыки в концепции «Умного спа». «Умное спа» - это действенное комплексное оздоровление, подразумевающее в том числе и взаимоотношение людей определенных психологических типов с определенным вариантом музыки.

Здесь музыку индивидуализируют по аюрведическим типам (вата, питта, капха). Но можно отождествить музыку с типом психики, то есть темпераментом, а соответственно возможно подобрать музыку и по знакам зодиака, и по дате рождения, и в соответствии с наступившим годом и т. п. Однако в «Умном спа», подбирая программу оздоровления под конкретного клиента, с не меньшей тщательностью выбирают и музыкальное сопровождение процедуры.

Клиент должен сначала услышать музыку, настроиться на расслабление и лечение, привести в состоянии гармонии тело и Душу, а уже после этого почувствовать руки массажиста, ароматы масел, приятное тепло обертываний, умиротворяющий жар парной. Это во много раз увеличивает как наслаждение клиента, так и пользу от всех воздействий.

Сергей Шурухт в этом направлении работает в великолепном тандеме с замечательным талантливым арфистом и мультиинструменталистом Элизбаром (Эдуард Сухарь). Элизбар считает, что позиция, в которой какое-то стандартное звучание берется изначально как полезное, не подходит для спа. Звуки, лад, мелодия должны быть обязательно для каждого свои. Он пришел к этому не случайно. Когда растешь в семье врачей, где проблема телесного здоровья доминирует над остальными, волей-неволей начинаешь прислушиваться и к себе, и к другим.

Однажды, играя на арфе, в состоянии сильной простуды, Элизбар начал просто перебирать струны, исполняя арпеджио (последовательное исполнение тонов аккорда). Тогда ему казалось, что произошло чудо - неприятные ощущения в больном горле начали проходить, дыхание стало легким, исчезла головная боль. Так началось увлечение музыкотерапией. С того момента, когда он соединил в строке интернет-поисковика два абсолютно разных понятия «арфа» и «терапия» и увидел, что арфотерапия существует, стало абсолютно понятно, что это не сказка. Впрочем, отчасти все же сказка, потому что начало деятельности Элизбара положили именно сказки, сказы, сказания и легенды. Например, о юном царе Давиде, тайно помазанном на царство, «белокуром, с красивыми глазами и приятным лицом», ловком и отважном, имевшим кроткое и доброе сердце и славившимся пением и хорошей игрой на арфе. На первого израильского царя Саула со времен ссоры с пророком Самуилом часто нападала тоска и уныние, он делался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал, Саулу становилось лучше, и «злой Дух» отступал от него.

Точно также чудесно излечился и Александр Великий. В Древнем Египте, если врачи отказывались от больного, то в качестве последнего шанса к нему приходил арфист, чтобы структурировать организм. Именно такой музыкотерапией и занимается Элизбар. Его собственную жизнь перевернул Борис Гребенщиков. Он исцелил своим творчеством Душу хулиганствующего подростка, не интересовавшегося ничем, кроме улицы. Потому и музыкой он начал заниматься не с детства, а пришел к ней в достаточно взрослом возрасте, почти в 20 лет, а в 25-летнем возрасте его знали уже как профессионального виолончелиста. Сейчас Элизбар, помимо арфы и виолончели, играет на бузуки, цитерн, чаранго, калимба, бой-ране, различных флейтах, перкуссии, гитаре, мандолине. Музыкант творит в своем собственном жанре, выступая с группой «Ann'Sannat», чья музыка представляет некий микст джаза, блюза, фолка и неоклассики, а первые песни писались на стихи Гарсии Лорка. Название группы означает «песенные сказания эльфов», то есть сказки, отображенные в песнях. Первый диск группы вышел в 1998 году, а через год записали еще один, и все наиболее удачные композиции были собраны в один альбом под названием «Welcome into the morning». В этот альбом вошли как народные песни, так и авторские композиции. Диск представляет собой компиляцию кельтских, балканских средневековых мотивов и настроений, пропущенных через увлечения музыкантов разными стилями.

В 2007 году был издан первый сольный альбом Элизбара, посвященный арфе и волшебным сказкам -«Metamorphoses of Аnn». На диск «Metamorphoses of Аnn» вошли композиции собственного сочинения музыканта. За 13 лет существования Ann Sannat выступала с концертами во многих городах России, Украины, Румынии, Чехии, Венгрии. «У меня удивительная арфа, - считает Элизбар, - с безумно красивым голосом, но странное дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. В каждом - очень древняя история, а в бесчисленных сочетаниях звуков - длинные саги. Играешь, и будто сказки сказываешь. Странная арфа. В какой-то степени арфа - моя жена».

В христианской культуре арфа прочно связывается с музицированием ангелов, что также повлияло на ее символику в живописи и поэзии. Пушкин писал: «И внемлет арфе серафима / В священном ужасе поэт». Арфа своим звуком соединяет Небо и Землю, науку и искусство, тело и Душу. Божественный звук арфы, то историческое наследие, которое она имеет как инструмент умиротворения. В 1982 году норвежским музыкантом-изобретателем Олафом Скилле была впервые представлена виброакустическая терапия (ВАТ). Он использовал звуки низкой частоты (в основном в диапазоне 30-120 герц), которые генерировались музыкальным синтезатором и применялись для лечения различных заболеваний. Впоследствии было выявлено, что наилучшим инструментом, который, благодаря своим натуральным составляющим и особому звучанию подходит для виброакустической терапии, является именно арфа. Виброакустическая арфотерапия работает на принципе вибрирующего отклика тканей тела, что положительно сказывается на физиологических процессах. Это также влияет на психическое, эмоциональное и Духовное состояние личности.

Виброакустическая арфо-терапия работает на принципе вибрирующего отклика тканей тела, что положительно сказывается на физиологических процессах. Это также влияет на психическое, эмоциональное и духовное состояние личности. диапазон частот арфы позволяет глубоко проникать в ткани человека, становясь как бы его энергетическим партнером.

Сеансы арфотерапии Элизбара и изнутри, и со стороны выглядят весьма необычно. Пациент просто прислоняется к инструменту и, закрывая глаза, вслушивается в себя, в те ощущения, которые дарит звук, подбираемый именно для него, не вызывающий отторжение, тревогу и неуверенность, а дающий умиротворение, радость, гармонию. А музыкант, прикрыв глаза, покачивая головой в такт, чуткими пальцами трогает струны, будто прикасаясь к живому, трепетному, все понимающему существу. Звуки словно ощупывают человека, сверяясь с его восприятием, пробуют, шепчут, завораживают, и протягиваются тонкие ниточки, связывающие Душу и тело пациента с исцеляющей мелодией, волшебно рождающейся под руками Элизбара. «Странное дело, мне трудно играть чужие произведения, - говорит Элизбар. - Такое впечатление, что арфа перебирает еду, как капризный ребенок, предпочитая питаться только моими эманациями. Когда играешь свои импровизации, то арфа и я становимся одним целым, и становится она продолжением рук, мыслей». Музыка, которая нужна конкретному человеку, которая даст желаемый эффект, состоит из выбранных им самим звуков, которые созвучны его организму. И зависит это от типа инструмента, ритма, высоты тона, тембральности, ладовости, скорости. Только тогда она способна лечить.

Задачей Элизбара и его музыкантов, в рамках проекта «Умного спа» является создание музыки, соответствующей психологическому типу каждого конкретного клиента (в аюрведе - доши). Под свою собственную мелодию можно не только расслабляться, отдыхать и засыпать, она многократно усилит эффект от спа процедур и массажа. Ведь любое лечение, как и отдых, должно быть комплексным. Приблизительно это выглядит следующим образом: Музыка для доши Ваты: низкое, плавное, негромкое, спокойное звучание. Без ускорения. Один инструмент (типа флейты). Минорная тональность, пониженная пульсация, низкая флейта (бас баритон). Музыка для доши Питты: средние тона, средний темп. Несколько инструментов, арфа, дудук, диджириду (бурдонный, вибрационный), мелодично, умеренный темп модерато. Музыка для доши Капхи: быстрая, мелодичная музыка. Высокие тона. Средний вариант (звук воды). Полифония, гитара, арфа, мажор, модуляции, быстро, мелодично, смена ритма, свинг, от ля мажор до ми-мажор. Композиции Элизбара, сложны по структуре и политональны. В них очень гармоничное сочетание мелодий верхнего и нижнего регистров, и множество переливающихся звуковых сочетаний. Именно это разнообразие и многозвучие обеспечивают необходимый эффект воздействия на человека в спа.

Дифференцированно создаваемая музыка обеспечивает дополнительную полноту воздействия и полноту усвоения индивидуальной музыки Элизбара, а в сочетании с мануально-суггестивными комплексами процедур «Умного спа» достигается максимально возможный эффект оздоровления и восстановления психоэнергетического и физического баланса. Не зря Боэций в трактате «Наставления к музыке» писал: «Ничто не свойственно так человечности, как расслабляться от сладких ладов и укрепляться от противоположных им; и это не только в отношении отдельных лиц, профессий или возрастов, но распространяется на все профессии или возрасты; и юноши, как и старцы, столь же естественно подчиняются музыкальным ладам под действием некоего непроизвольного аффекта, и потому нет вообще возраста, который был бы чужд приятному наслаждению кантиленой».

Элизбару близко высказывание Конфуция о том, что в каждом государстве своя музыка. Чужой лад ведет к разладу. Все мы стремимся «наладить» отношения с собой, близкими, миром, редко задумываясь о корне этого слова. А ведь это тот самый «лад», который музыкант подбирает индивидуально. И если возможно исцелиться через свою собственную музыку, собственный лад, то совершенно непростительно упустить такой шанс. Тем более что для этого нужно сделать только один звонок.

В. Г. Кремлёвская, Москва массаж эстетика тела | № 1 | 2010

ВОЛНЫ СОЗНАНИЯ

... Послушаем кассету с записью Духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит” биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Что же происходит в мозге, когда человек «слышит» эти звуки.

В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует

Бета-волны — самые быстрые. Их частота варьируется, в классическом варианте, от 14 до 42 Гц (а по некоторым современным источникам, - более чем 100 Герц). В обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 Герц, доминируют в нашем мозге. Бета-волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета-волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации.

Ряд исследователей обнаружили, что некоторые люди имеют очень высокий уровень напряжения, включая высокую мощность электрической активности мозга в диапазоне быстрых бета волн, и очень низкую мощность волн релаксации в альфа и тета диапазоне. Люди такого типа так же часто демонстрируют характерное поведение, как курение, переедание, азартные игры, наркотическую или алкогольную зависимость. Это обычно успешные люди, потому что гораздо более чувствительны к внешним стимулам и реагируют на них значительно быстрее, чем остальные. Но для них ординарные события могут показаться крайне стрессовыми, заставляя искать способы понижения уровня напряжения и тревоги через прием алкоголя и наркотиков. Повышенный уровень напряжения – это одна из разновидностей нарушения баланса нейрорегуляторов в организме. Очевидно, что у таких людей соответствующая стимуляция мозга может значительно понизить уровень бета активности и, соответственно, повысить релаксирующие альфа и тета ритмы.

Например, Henry Adams, Ph. D. – основатель «Национального института ментального здоровья» (National Institute of Mental Health) и ведущий специалист исследовательских программ по алкоголизму в госпитале святой Элизабеты (St. Elizabeth's Hospital, Washington, D.C.) установил, что самые «горькие» пьяницы только после одной сессии альфа-тета релаксации, сопровождаемой короткими антиалкогольными внушениями, в течение последующих двух недель понизили уровень употребления алкоголя на 55%. В интервью корреспонденту доктор Adams заявил: «… это очень эффективная методика вместе с тем проста в подготовке и применении, свободна от существенного риска, какой-либо опасности и побочных медицинских эффектов. Теперь уже доказано, что она значительно уменьшает проявления абстинентного синдрома, обеспечивает состояние глубокой релаксации и тем самым уменьшает желание принимать наркотики…».

Альфа-волны возникают, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Биоэлектрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются “всплески” альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 Герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще “альфа-состоянием”. Исследования показали, что стимуляция мозга в альфа-диапазоне идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти.

В восточных боевых единоборствах есть такое понятие как «состояние мастера». Исследования методом ЭЭГ показали, что в этом состоянии в мозге человека преобладают альфа волны. На фоне альфа активности мозга скорость мышечной реакции в десять раз выше, чем в обычном состоянии. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека, альфа-волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху и эффективному обучению, а так же свидетельством о нарушениях в деятельности мозга или болезни. Именно в альфа-состоянии человеческий мозг продуцирует больше вета-эндорфинов и энкефалинов – собственных «наркотиков», отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Также альфа-волны являются своеобразным мостиком - обеспечивают связь сознания с подсознанием.

Многочисленными исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными Душевными травмами, имеют подавленную альфа активность мозга. Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате военных действий или экологических катастроф. Поскольку в альфа-диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, то становится понятным – почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на которых, кстати, строится вся традиционная безлекарственная психотерапия). Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что эти люди не способны генерировать достаточное количество альфа-волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа-диапазоне, у них резко возрастает.

Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 Герц. Это состояние называют еще “сумеречным”, поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. То есть чтобы сообщения, призванные изменить ваше поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона. Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипнагогическое (от греческого hipnos = сон и agnogeus = проводник, ведущий).

В каждой Восточной философско-эзотерической школе “гипнагогия” использовалась веками для творчества и самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих. Заметим, что применение гипнагогии не ограничивается Восточными религиями. История донесла до нас, что такие известные личности, как Аристотель, Брамс, Пуччини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан По, Чарлз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипнагогию для своего творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель. Используя тета-стимуляцию мозга всего за три недели можно научиться достигать творческих состояний в любое время и в любом месте - по желанию. Например, Эдисон трудился над своими изобретениями в очень напряженном режиме. Когда же в своих размышлениях он заходил в тупик, то садился в свое любимое кресло, брал металлический шар в руку (которую свободно опускал вдоль кресла) и засыпал. Заснув, он непроизвольно выпускал шар из руки и грохот падающего на пол шара будил его, и очень часто он просыпался со свежими идеями относительно проекта, над которым работал.

Дельта-волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта-волн находятся либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или “нефизическими” состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления. Недавними исследованиями установлено, что, как только человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность биоэлектрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью).

Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты абсолютно всех диапазонов, причем чем эффективней работа мозга, тем большая когерентность (синхронность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга.

Я влюблен в это чудо. Это какое-то таинственное существо, и, кажется, оно не имеет рода. Его всегда хочется, и видеть, и осязать, и слышать, и слушать. Его звуки пахнут, причём каждый на свой лад. В трех-четырех звуках можно отобразить и запах лужайки, и пар, поднимающийся над весенним озером, и запах утра, и даже может быть всех утр Мира.

Солнце село, мрак сгустился, день сегодня так короток: можно зажечь свечу и блики вперемешку с тенями заиграют на этом странно изогнутом корпусе. А если в темноте взглянуть через струны на свечу и тронуть струны, то, завибрировав, они начнут настоящий танец, состоящий из геометрических фигур. Но нужно сфокусировать зрение на струнах, и тогда видно, как одна ромбиком колеблется, другая спиралью извивается, третья кружками ходит. Красиво.

У меня удивительная арфа, с безумно красивым голосом, но, странное дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. в каждом - очень древняя история, а в безчисленных сочетаниях звуков - длинные саги. Играешь и будто сказаки сказываешь. звуки уходят навсегда, тая, как снежинки в теплом воздухе, как бы говоря - "прощай", но долго ещё эхо несёт отзвук этого прощания.

Странная арфа. В какой-то степени арфа - моя жена. Может, я сошел с ума? Ещё ни к какому инструменту я так мистически не относился и не испытывал подобных влечений. когда-то, что-то похожее было с виолончелью, но - нет, не то, не так. наверное, это как написать икону, или понюхать шейку новорожденного. Не знаю, трудно...

О Боже, как сладко, но без притори звучит этот аккорд... И странное дело, мне трудно играть чужие произведения. Такое впечатление, что арфа перебирает еду, как капризный ребенок, предпочитая питаться только моими эманациами. Но когда играешь свои импровизации, то арфа и я становимся как бы одним целым, возникает симбиоз "человеко-арфа", и становится она продолжением рук, мыслей. Мы срастаемся, как двое влюбленных, в то же время этот процесс как-то странен и как будто даже развратен.

В общем пробую я мою музу-лиру на вкус и понять не могу.

Элизбар.
×

По теме Игра на арфе

Игра с бесконечностью

Новая рецензия Shrike на 'Граница Бесконечности' stingX: К этому тезису склоняет...
Журнал

Игра Майя

Столичный город Чич'ен-Ица не имел равных в мире ни по размерам, ни по красоте...
Журнал

Игра Гарри Поттер

Пару недель назад мир встряхнул новейший голливудский киношедевр, основанный на...
Журнал

Игра гольф

Голландцы говорят, что у них в XIII веке был спорт под названием "colf...
Журнал

Игра Го

Го - это игра традиций. Существуя более 4-x тысяч лет, Го впитало в себя...
Журнал

Игра пасьянс

Учёные из Орегонского университета здоровья (Oregon Health & Science University...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество