Спойлеры-«прологи» увеличивают удовольствие, которое получает читатель. Особенно если речь идет о детективах и рассказах с неожиданным поворотом в конце, считают Николас Кристенфельд и Джонатан Ливитт, психологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего.
За так называемые спойлеры — краткое изложение подробностей сюжета книги или фильма — принято заранее извиняться. Спойлеры на веб-страницах часто выделяются шрифтом, совпадающим по цвету с фоном текста, чтобы никто не увидел их против своего желания. Однако, новое исследование показывает, заранее известные детали сюжета даже увеличивают удовольствие читателя.
Исследователи использовали в своих экспериментах 12 рассказов классиков мировой литературы (в том числе Джона Апдайка, Роальда Даля, Агаты Кристи, Рэймонда Карвера и Антона Павловича Чехова). Произведения делились на три группы: традиционные, содержащие загадку и с сутью, зависящей от неожиданного поворота в конце.
Каждый рассказ представлялся читателям в трёх вариантах: оригинальном, со спойлером в начале и со спойлером, интегрированным в сюжет примерно в середине. Каждая версия рассказа читалась как минимум 30 людьми.
Как выяснилось, участники исследования предпочитали рассказы со спойлерами оригинальным вариантам во всех трёх категориях. Разница была особенно сильной для повествований с загадкой и для иронических рассказов. При этом спойлеры благосклонно воспринимались публикой только в том случае, если они предваряли текст, а не были вплетены в него.
Авторы работы считают, что значение сюжета для литературного произведения сильно переоценено. «Сюжет — только предлог для хорошего письма, — поясняет профессор социальной психологии Кристенфельд. — Удовольствие при чтении приносит стиль». «Возможно, — предполагает аспирант Ливитт, — когда вы знаете, чем всё кончится, вам в когнитивном смысле легче усваивать информацию, и вы лучше понимаете смысл повествования».
Исследователи считают, что способность людей перечитывать известные им книги десятки раз и получать от этого удовольствие тесно связана с феноменом положительного восприятия спойлеров. Можно сказать, что читатель, прочитавший начальный спойлер, становится в позицию человека, читающего любимую книгу.
Следующая работа Кристенфельда и Ливитта будет посвящена исследованию психологической подоплёки скандалов вокруг фальшивых мемуаров. Учёные пытаются понять природу разочарования людей, прочитавших интересную историю, оказавшуюся вымышленной.
Исследователи использовали в своих экспериментах 12 рассказов классиков мировой литературы (в том числе Джона Апдайка, Роальда Даля, Агаты Кристи, Рэймонда Карвера и Антона Павловича Чехова). Произведения делились на три группы: традиционные, содержащие загадку и с сутью, зависящей от неожиданного поворота в конце.
Каждый рассказ представлялся читателям в трёх вариантах: оригинальном, со спойлером в начале и со спойлером, интегрированным в сюжет примерно в середине. Каждая версия рассказа читалась как минимум 30 людьми.
Как выяснилось, участники исследования предпочитали рассказы со спойлерами оригинальным вариантам во всех трёх категориях. Разница была особенно сильной для повествований с загадкой и для иронических рассказов. При этом спойлеры благосклонно воспринимались публикой только в том случае, если они предваряли текст, а не были вплетены в него.
Авторы работы считают, что значение сюжета для литературного произведения сильно переоценено. «Сюжет — только предлог для хорошего письма, — поясняет профессор социальной психологии Кристенфельд. — Удовольствие при чтении приносит стиль». «Возможно, — предполагает аспирант Ливитт, — когда вы знаете, чем всё кончится, вам в когнитивном смысле легче усваивать информацию, и вы лучше понимаете смысл повествования».
Исследователи считают, что способность людей перечитывать известные им книги десятки раз и получать от этого удовольствие тесно связана с феноменом положительного восприятия спойлеров. Можно сказать, что читатель, прочитавший начальный спойлер, становится в позицию человека, читающего любимую книгу.
Следующая работа Кристенфельда и Ливитта будет посвящена исследованию психологической подоплёки скандалов вокруг фальшивых мемуаров. Учёные пытаются понять природу разочарования людей, прочитавших интересную историю, оказавшуюся вымышленной.
Обсуждения Спойлеры в книгах только увеличивают удовольствие от чтения