Обратить большинство в веру могут 10% истинно верующих

Исследователи из Политехнического института Ренсселара (США) выяснили, что если 10 процентов населения имеет непоколебимую веру, их точка зрения обязательно будет принята большинством.

В своем исследовании учёные хотели понять, в какой момент вера меньшинства становится мнением большинства. «Если доля сторонников ниже 10%, в распространении их идей нет никакого видимого прогресса, — отмечает соавтор исследования Болеслав Шимански. — Чтобы это мнение получило большинство, потребуется количество времени, сравнимое с возрастом Вселенной. Но как только показатель превышает 10%, идея распространяется, как пламя».

В качестве примера специалист указывает на недавние события в Тунисе и Египте: «В этих странах диктаторы находились у власти десятилетиями, а потом были свергнуты за считанные недели».

Важный аспект открытия заключается в том, что процент приверженцев некоей идеи, необходимый для изменения мнения большинства, существенно не меняется в зависимости от типа социальной сети. Иными словами, критическая доля «убеждённых» всегда примерно равна 10% — независимо от того, как и где это мнение возникает и распространяется.

Исследователи разработали компьютерные модели различных типов социальных сетей. Одна из них позволяла каждому человеку связаться с любым другим участником сети. Во второй модели определённые лица имели вокруг себя большее количеством людей и становились концентраторами внимания или лидерами. Третья модель предполагала, что все обладают примерно одинаковым количеством социальных связей. В первоначальном состоянии все модели состояли из обладателей некоего традиционного мнения, открытых, тем не менее, для чужого мнения.

Как только сети начали работу, учёные «вселили» в них некоторое количество людей, твёрдо придерживавшихся какого-то одного убеждения.

«В целом мы сторонимся непопулярных мнений и всегда стремимся прийти к локальному консенсусу, — говорит соавтор Самет Шринивасан. — Эту динамику мы тоже учли». Каждый участник модели говорил с другими о своём мнении. Если слушатель придерживался тех же убеждений, вера обоих росла. Если же мнения не совпадали, слушатель обращался к другому — и если тот проповедовал то же, что и первый, слушатель наконец «обращался» в новую веру. «Сначала человек начинает сомневаться в своих взглядах, а потом принимает новый взгляд на вещи», — поясняет г-н Шринивасан.

Исследователи считают, что их выводы обладают огромным значением. Например, они помогут с максимальной эффективностью убедить целый город переехать, пока не начался ураган, или распространить информацию о профилактике в сельской местности.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Обратить большинство в веру могут 10% истинно верующих

Иметь веру в человека

Чем объясняется ваш столь глубокий интерес к психологии? Ансельм Грюн: До 24 лет...
Журнал

Взгляд на веру с Востока и Запада

Не люблю длинных статей, поэтому пишу коротко. В данном материале я хочу...
Журнал

Члены сект психически более здоровые люди, чем большинство россиян

Если оторваться от идеологического контекста и говорить о психическом здоровье...
Журнал

Обратить процесс старения

Ученые открыли способ обратить вспять процесс старения, который позволяет...
Журнал

Большинство россиян не верит в реформу МВД

Большинство россиян не верит в реформу МВД, называя ее «декоративными...
Журнал

Ученым удалось обратить преждевременное старение

Американским ученым удалось обратить преждевременное старение генноинженерных...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Суд. Раскодирование
Как влияет благодарность на мозг: исследование ученых