Обратить большинство в веру могут 10% истинно верующих

Исследователи из Политехнического института Ренсселара (США) выяснили, что если 10 процентов населения имеет непоколебимую веру, их точка зрения обязательно будет принята большинством.

В своем исследовании учёные хотели понять, в какой момент вера меньшинства становится мнением большинства. «Если доля сторонников ниже 10%, в распространении их идей нет никакого видимого прогресса, — отмечает соавтор исследования Болеслав Шимански. — Чтобы это мнение получило большинство, потребуется количество времени, сравнимое с возрастом Вселенной. Но как только показатель превышает 10%, идея распространяется, как пламя».

В качестве примера специалист указывает на недавние события в Тунисе и Египте: «В этих странах диктаторы находились у власти десятилетиями, а потом были свергнуты за считанные недели».

Важный аспект открытия заключается в том, что процент приверженцев некоей идеи, необходимый для изменения мнения большинства, существенно не меняется в зависимости от типа социальной сети. Иными словами, критическая доля «убеждённых» всегда примерно равна 10% — независимо от того, как и где это мнение возникает и распространяется.

Исследователи разработали компьютерные модели различных типов социальных сетей. Одна из них позволяла каждому человеку связаться с любым другим участником сети. Во второй модели определённые лица имели вокруг себя большее количеством людей и становились концентраторами внимания или лидерами. Третья модель предполагала, что все обладают примерно одинаковым количеством социальных связей. В первоначальном состоянии все модели состояли из обладателей некоего традиционного мнения, открытых, тем не менее, для чужого мнения.

Как только сети начали работу, учёные «вселили» в них некоторое количество людей, твёрдо придерживавшихся какого-то одного убеждения.

«В целом мы сторонимся непопулярных мнений и всегда стремимся прийти к локальному консенсусу, — говорит соавтор Самет Шринивасан. — Эту динамику мы тоже учли». Каждый участник модели говорил с другими о своём мнении. Если слушатель придерживался тех же убеждений, вера обоих росла. Если же мнения не совпадали, слушатель обращался к другому — и если тот проповедовал то же, что и первый, слушатель наконец «обращался» в новую веру. «Сначала человек начинает сомневаться в своих взглядах, а потом принимает новый взгляд на вещи», — поясняет г-н Шринивасан.

Исследователи считают, что их выводы обладают огромным значением. Например, они помогут с максимальной эффективностью убедить целый город переехать, пока не начался ураган, или распространить информацию о профилактике в сельской местности.
×

По теме Обратить большинство в веру могут 10% истинно верующих

Иметь веру в человека

Чем объясняется ваш столь глубокий интерес к психологии? Ансельм Грюн: До 24 лет...
Журнал

Взгляд на веру с Востока и Запада

Не люблю длинных статей, поэтому пишу коротко. В данном материале я хочу...
Журнал

Члены сект психически более здоровые люди, чем большинство россиян

Если оторваться от идеологического контекста и говорить о психическом здоровье...
Журнал

Обратить процесс старения

Ученые открыли способ обратить вспять процесс старения, который позволяет...
Журнал

Большинство россиян не верит в реформу МВД

Большинство россиян не верит в реформу МВД, называя ее «декоративными...
Журнал

Ученым удалось обратить преждевременное старение

Американским ученым удалось обратить преждевременное старение генноинженерных...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Отговорки