Внутренний врач

"Как это томительно, все время думать о сво ем здоровье... вечно беречься, всего опасаться, обходиться без запрещенного и все спраши вать: не повредит ли мне то-то и то-то? Вся жизнь наполняется страхом и опасениями... Все время наблюдаешь за собой, живешь с ог лядкой, становишься сам себе тюремным на блюдателем...
Внутренний врач
ра-дость жизни исчезает. Душой овладевает мнительность, ипохондрия. Не жизнь, а прозябание. Кому и зачем нужна та кая жизнь?.." Так жаловался я однажды в письме к моему деду, когда у меня начался процесс в легких и я должен был лечь в санаторий на много меся цев. Вот была тоска! Один этот градусник три раза в день, который я называл тогда "тюрьмо-метром"...

Я был молод, подвижен, разговорчив и как раз начал интересную научную работу, кото рая требовала постоянных справок в библиоте ке и выписок. И еще одно: я был влюблен... и не уверен в ее отношении ко мне. Ах, как я то гда терзался!.. Милый мой дед... Он давно уже скончался... Но я сохранил его ответное письмо. Оно настоль ко значительно и глубокомысленно, что его сле довало бы непременно напечатать. У моего деда философия вырастала из сердца, питалась созер цанием и сливалась с жизнью; но больших фило софских трудов после него не осталось. Вот его письмо от слова до слова.

"Ах ты, мой нетерпеливец, писал он мне. Чего ты томишься? Ведь я по твоему письму слышу, как ты тоскуешь. Пожалуйста, успо койся и не мешай твоему Врачу. Да нет, не са наторному, Бог с ним; он все равно будет де лать свое дело. Я разумею твоего собственного, внутреннего Врача, с которым ты не в ладах. А ты о нем ниче-го и не знаешь? Тогда я должен рассказать тебе про него. Но ты изволь спокой но лечь, поудобнее. Вот так, на спину... Удоб но? Ну и не напрягайся, не делай угрюмо-го ли ца! Если будешь предаваться мрачным мыс лям, то ничего не услышишь и не поймешь из моего рассказа. Пожалуйста, не хмурь бровей. Дыши спокойно и глубо-ко, будто засыпаешь. Ну вот, а теперь слушай меня сердцем и внут ренне проверяй каждое мое слово. У всякого из нас есть свой собственный, внут ренний Врач. Его нельзя ни видеть, ни слы шать. Он ведет скрытую, таинственную жизнь и не отвечает на прямые вопросы. Но к нему можно и должно "прислушиваться". Это и есть наш внутренний Врач, ко-торый нам дан на всю жизнь и с которым мы должны жить в ладах...

Ты, конечно, спросишь, как до него доби раться? А видишь ли, у нас есть особый дар внутреннего созерцательного внимания, и нам надо упражнять его. Надо прислуши-ваться к жизни нашего собственного инстинкта, той ве ликой и умной силы, без ко-торой наша жизнь была бы совсем невозможной. Эта сила растит и строит человече-ский организм это удиви тельное сожительство или "земное единожительство" личного тела и личной души. Он пе чется о нас, ведет нас и охраняет, присутствует во всех органах нашего естества. Можно было бы сказать, что каждому человеку дан от Бога некий внутренний "строитель".

Это он "просы пает" тебя по утрам, потому что ты достаточно поспал; он именно "просыпает" тебя изнутри, тогда как другие люди могут тебя только раз будить. Ты видал, вероятно, людей, которых никак не добудишься? Понятно почему: ты их насильно и произвольно будишь, а "их" орга нически внутренне "спит"... Ты подскольз-нешься на ходу а он уже позаботил-ся о том, чтобы ты не упал: он поддержал твое равнове сие. Ты порезал палец, и уже все сделано для того, чтобы ты не истек кровью; и пока ранка не заживет, она будет изнутри залечиваться твоим заботливым Врачом. Что бы ты ни пред принял, он все время заботится о тебе. Ты сегодня много поработал и хотел бы просидеть над кни-гами еще всю ночь; он считает это вредным и заявляет об этом в форме усталости и сонли вости.

И если ты будешь настаивать на своем, начнешь много курить и пить крепкий кофе, то ты окажешься с ним в разладе, и он может уст роить тебе внутрен-нюю "забастовку". Трудный и напряженный день прошел, тебе пора спать, и он сиг-нализирует тебе об этом: глаза твои слипаются, ты начинаешь зевать и становишь ся вял и сонлив. Это от него идут чувства голо да, жажды, холода, скуки и тоски: ты не бере жешь себя, ты не знаешь, что тебе нужно, а он знает все потребности твоего ор-ганизма и бере жет тебя. Это он предупреждает тебя о том, что тебе нужно больше углеводов (сахар), меньше соли, гораздо больше витаминов; это от него "мороз по коже", чихание, зубная боль, повы шенная температура, обложенный язык. Если ты не считаешься с этим тем хуже для тебя; он не может и не будет "уговаривать" тебя, а сделает тебя слабым и больным одумывайся и опоминайся, забрел в тупик ищи выхода...

О каждом излишестве (вино), о каждом упу щении (отморозил нос) он все время дает тебе знать. Живой человек есть целая система рав новесий: равно-весие тепловое, пищевое, сонно-бодрственное; равновесие в напряжении мус кулов и нервов; кровообращение, мера движе ния и покоя, мера горя и радостей, мера чувст венных наслаждений и мера целомудрия, мера сосредоточенной мысли и мера от-влечения и развлечения. Это он блюдет во всем необходи мую меру и надлежащее равновесие и знает, что тебе необходимо; это он сокращает твою ра ботоспособность, посылает мигрень или бессон ницу, или желание прыгать и бегать; или ва лит тебя на теплую лежанку, или устраивает тебе длительный невроз.

Это он побуждает беременную женщину есть мел или древесный уголь, потому что они ей необходимы для ребенка. Когда ты в темноте подходишь к незримой для тебя опасности он предупреждает тебя замиранием сердца и чувством непонятного ужаса. Надо приучиться прислушиваться ко всему этому. Таинствен ный Врач твоего инстинкта мудрее и дально виднее тебя. Он во всем требует равновесия, це лесообразности и меры. Он есть воплощение молчаливой творческой мудрости. А от нас он требует внимания и повиновения; и за это он посылает нам здоровье: само себя поддержи вающее равновесие жизни и легкое, бодрое са мочувствие... Это искусство прислушиваться к бессловесному голосу своего инстинктивного Вра-ча со временный человек, к сожалению, утратил. Первобытный человек обладал этим даром и был счастлив.

Но теперешний злосчастный умник не спосо бен к этому. Он гордится своим рассу-дочным мышлением и воображает, что сознательная мысль составляет главную суть и силу жизни. Он воображает, что "культура" одолела приро ду и подчинила ее себе. Он самодовольный рас судочник и гордец; и думает, что его произвол призван поко-рить богозданную природу и, мо жет быть, даже впоследствии заместить ее. Он до-ходит до того, что выдумывает всякие проти воестественные теории и способы жиз-ни и ста вит все вверх ногами. А его безбожие ослепляет его все более и более и зав-лекает его все дальше и дальше. Грех противоестественности стано вится все глубже у современного человека и ему уже не избежать справедливого возмездия. Упор-ное неповиновение природе может сло мать человеку хребет, ибо тот, кто восстает против богозданной природы, бунтует против Бога.

Поэтому нам надо кое в чем вернуться на зад к богозданной природе, чтобы вер-нуть себе дары неба. Мы должны научиться ладить с нашим инстинктивным строи-телем и таинст венным Врачом. Мы должны научиться вопро шать его, не надеясь на словесный ответ: чего бы ему "хотелось", чего бы он желал "избе жать", что ему под-ходит и что нет, и что он решительно отклоняет как вредное. Тут не сле дует ум-ничать, не надо ничего изобретать само му. Советоваться со своим Врачом совсем не значит потакать своим страстям и вожделени ям. Это совсем иное: человек внутренне со средотачивается и прислушивается к голосу своего организма; он вне-млет голосу своего ин стинкта, но не его слепоте и страстности, не его противоду-ховной жадности, а его духовной мудрости, данной ему от Бога и возлелеянной от природы. Человек как бы возрождает в себе тот акт, при котором дух владеет ин-стинктом до самой его глубины и из самой его глубины. Он совещается с духом сво-его инстинкта и оли цетворяет его в образе своего "Врача".

Это про буждает в душе древнюю, первозданную глуби ну, которая, может быть, уже совсем заглохла, а мо-жет быть, только засушена рассудком. Че ловек как бы стучится в дверь своего бого-дан ного и естественного Врача, чтобы приобщить ся его самодеятельной мудрости и возобновить в себе органическое самочувствие природы. Врач отвечает без слов; его мудрость не "ло гична", а "органична"; он молча указует "нужное", "одобряет", "под-тверждает" или "отводит не советует". Именно там, в этой глубине инстинктив-ной духовности, живет творческое зерно здоровья, тот дивный дар ор ганического самоисцеления, с которым мы должны вступить в связь.

Вот в этом-то и дело, мой нетерпеливый мальчик! Ты тоже утратил живую непо-средст венную связь с твоим строителем и Врачом; и вследствие этого ты заболел. Теперь тебе надо во что бы то ни стало восстановить эту связь. Тебе нужно не про-сто вылечиться от кашля и зарастить "раненое" легкое; тебе нужно начать новый об-раз жизни.

Ты должен вступить в живой ритм природы, как бы окунуться в поток... естествен-ного са моподдержания. Это нельзя сделать насильно, простым решением, в крат-чайшее время. Ты должен постепенно освоиться с мыслью, что здесь надо не прика-зывать, а повиноваться; не эксплуатировать свои силы по произволу, а блюсти меру напряжения и равновесия во всей жизни. Только повинуясь природе, можно ей по-велевать. Кто живет и творит вместе с ней, из нее, того она несет охотно и радостно как своего господина.

Ибо природа... ведет послушного и насильно тащит непокорного. Поэтому, если ты будешь доверять своему инстинктивному Врачу и слу шаться его тихих указаний и предупреждений, то тебе не надо будет постоянно тревожиться о своем здоровье: он будет делать это за тебя, Ты будешь жить, любить и творить, а он будет под держивать твое здоровье. Ты будешь блюсти его органические пожелания, а он бу-дет идти навстречу всем твоим духовным требованиям. Вы будете сообща живым, здоровым единст вом. И ты будешь здоров и будешь наслаждать ся прекрасным, уве-ренным спокойствием за себя и за свое дело.

Так-то, мой милый. Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают... Здо-ровье есть предначертанная Богом и угодная Ему гармония между личною при-родою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья и призван к тому, чтобы быть здоровым. В боль ном виде мы не соответствуем нашему назначе нию и Божьему замыслу; какая Ему радость от наших уродств и мучений?.. Он посылает нам недуг для того, чтобы мы выздоровели, как путь к здоровью. Поэтому бо-лезнь есть как бы таинственная запись, которую нам надо рас шифровать: в ней за-писано о нашей прежней, неверной жизни, и потом о новой, предстоя щей нам, муд-рой и здоровой жизни. Этот "шифр" мы должны разгадать, истолковать и осущест-вить. В этом смысл болезни.

И все это есть чудо, живое чудо природы, ве ликое чудо Божие, которого мы по при-вычке не замечаем; мы проходим мимо него, и наше заглохшее сердце остается хо-лодным и безраз личным. Подумай только, как это дивно: в ка ждом из нас заложена способность осуществ лять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела...; каждому из нас дан таинствен ный строитель и Врач, призванный к осущест влению этой гармонии...; каждый из нас обла дает даром погрузиться в себя духом и воззвать к этой предначертанной и обетованной гармо нии... Это значит сразу вернуться к природе и придать себя воле Божией... Но не верь мне на слово.

Постарайся увидеть это все самостоятельно. Воспользуйся для это го своей болезнью: она должна не только исцелить тебя (ибо в этом ее при-звание), но и умуд рить. А мудрость дается только через испыта ние и страдание. По-этому не сердись на свою болезнь; "дай себе отпуск"; представь себе, что ты уехал в путешествие и должен привезти с собою дружбу со своим Врачом, дар здоровья и органическую мудрость. Пережив все это сам, проверь, удостоверься и доведи себя до очевид ности. Для этого нужно терпение. Все прекрас ное на свете растет и разви-вается медленно. А ты ведь хочешь именно прекрасного предна чертанной от Бога жизненной гармонии. Взра сти ее, и вся жизнь твоя озарится по-новому: и любовь, и семья, и творчество, и старость..." С тех пор я и в самом деле пережил все это, проверил, удостоверился и дошел до очевидно сти. А письмо деда я читал и перечитывал мно го раз, так что теперь знаю его почти наи зусть..
×

По теме Внутренний врач

Внутренний мир

Центр вашего внутреннего мира всегда должен находиться в идеальном равновесии...
Журнал

Внутренний мир ребенка - в его комнате

Современные родители немало внимания уделяют развитию и воспитанию своих детей...
Журнал

Внутренний водитель

Итак, вы снова и снова пытались поговорить с Богом, но Он/Она почему-то не...
Журнал

Внутренний мир человека

Может быть, они не знали, как молиться? История говорит, что «невозможные вещи...
Журнал

Богатый внутренний мир

Испокон веков древние люди складывали мифы о мире и Вселенной, пытаясь объяснить...
Журнал

17 секретов, которые ваш врач никогда не откроет

37% врачей хотели бы сказать: – Пожалуйста, мойтесь, перед тем как прийти на...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество