Японские физики продемонстрировали голографическое изображение, сохраняющее естественные цвета при подсвечивании белым и рассматривании под любым углом.
Реализованный ими процесс записи голограммы стандартен — он основан на «сложении» двух волн, одна из которых идёт непосредственно от источника, а другая отражается от образца.
Реализованный ими процесс записи голограммы стандартен — он основан на «сложении» двух волн, одна из которых идёт непосредственно от источника, а другая отражается от образца.
Возникающую интерференционную картину сохраняет слой фоторезиста, нанесённый на стеклянную пластину. При записи можно использовать сразу три лазера (красный, зелёный и синий), но авторы обошлись одним, изменяя геометрию эксперимента и троекратно повторяя облучение.
В то же время, ученые выбрали нетривиальный метод реконструкции изображения. На слой фоторезиста они наносили металлическое — золотое или серебряное — покрытие, а при «воспроизведении» голограммы её облучали белым светом под тремя разными углами. В результате создавались резонансные условия для поверхностных плазмон-поляритонов на отдельных длинах волн.
Поверхностными плазмон-поляритонами называют квазичастицы, возникающие при взаимодействии фотонов и электронов (поверхностных плазмонов) в металле, то есть при падении белого света на заготовку. Эти квазичастицы распространяются в виде поверхностной электромагнитной волны вдоль границы раздела сред и сами могут конвертироваться в фотоны, за счёт которых физики и реконструировали красную, зелёную и синюю версии голограммы и получили полноцветное изображение.
В процессе тестирования методики были созданы качественные голограммы яблока, цветка, классической фигурки оригами (журавля) и некоторых других объектов. Все они были размером около двух сантиметров.
Как отмечает ScienceNOW, для практического использования технология непригодна: она не слишком экономична, позволяет получать только статичные голограммы и плохо масштабируется. «Меня больше интересовала физика процесса, — поясняет один из участников исследования Сатоши Кавата (Satoshi Kawata) из Университета Осаки. — Никто не думал о том, что плазмоны можно использовать для формирования изображений, а мы показали, что это вполне реально».
В то же время, ученые выбрали нетривиальный метод реконструкции изображения. На слой фоторезиста они наносили металлическое — золотое или серебряное — покрытие, а при «воспроизведении» голограммы её облучали белым светом под тремя разными углами. В результате создавались резонансные условия для поверхностных плазмон-поляритонов на отдельных длинах волн.
Поверхностными плазмон-поляритонами называют квазичастицы, возникающие при взаимодействии фотонов и электронов (поверхностных плазмонов) в металле, то есть при падении белого света на заготовку. Эти квазичастицы распространяются в виде поверхностной электромагнитной волны вдоль границы раздела сред и сами могут конвертироваться в фотоны, за счёт которых физики и реконструировали красную, зелёную и синюю версии голограммы и получили полноцветное изображение.
В процессе тестирования методики были созданы качественные голограммы яблока, цветка, классической фигурки оригами (журавля) и некоторых других объектов. Все они были размером около двух сантиметров.
Как отмечает ScienceNOW, для практического использования технология непригодна: она не слишком экономична, позволяет получать только статичные голограммы и плохо масштабируется. «Меня больше интересовала физика процесса, — поясняет один из участников исследования Сатоши Кавата (Satoshi Kawata) из Университета Осаки. — Никто не думал о том, что плазмоны можно использовать для формирования изображений, а мы показали, что это вполне реально».
Обсуждения Продемонстрирована цветная плазмонная голография