Японская скульптура берет своё начало из религиозного искусства, в особенности из син-тоизма и буддизма. Работы над портретной скульптурой велись только при создании памятников у гробниц храмовых основателей. Из материалов традиционно использовались металл, бронза, дерево, которое лакировалось и красилось в светлые тона с добавлением позолоты.
К концу правления Токугавы такие традиционные скульптуры, за исключением миниатюрных работ, стали исчезать, так как в Японии буддистские храмы и знать потеряли контроль над страной.
Ранние формы скульптуры появились в Японии ещё в период правления Дземона (второе тысячелетие до нашей эры). Декоративные элементы в виде скрученных канатов использовались, в основном, для украшения глиняных горшков. Воздействие Запада привело японское искусство к созданию картин и героических персонажей из гипса, а также к той скульптуре, которая в парижской школе получила название «искусство формы». Подобные идеи, распространившиеся в Японии в XIX веке, наряду с возвращением государственного управления, возродили скульптуру как вид искусства.
После Второй мировой войны скульпторы отдалились от фигуративной французской школы Родена и Майоля и обратились к агрессивным и авангардным современным фор-мам и материалам, а порой к совершенно гигантским масштабам. Новые эксперименталь-ные скульптуры характеризовало изобилие материалов и вариантов техники исполнения, а также частое обращение к идеям оптической иллюзии и народным мотивам. Большое ко-личество инновационных мастеров выступало и в роли скульпторов, и в роли художников, их новые теории противопоставляли искусство материальным ценностям.
1970-е годы
В 70-х годах XX столетия контекстуальное расположение природных материалов (камня, дерева, бамбука и бумаги) находилось во взаимодействии с людьми и обстановкой, что нашло свое отражение в школе «моно-ха». Это течение положило конец модному на про-тяжении двух последних десятилетий антиформализму и авангарду.
Возникший интерес к взаимоотношениям человека и природы отразился и на искусстве Японии, он был воспринят как символ истинно японских ценностей. Более того, именно благодаря этому течению искусство вновь обратилось к народным художественным прин-ципам и формам. Среди таких принципов были, в частности, уважение к природе и различным буддистским понятиям, которые дали новый импульс архитекторам в поиске решений временных и пространственных проблем.
Западная идеология постепенно пересматривалась обществом, что, несомненно, отража-лось на деятельности художников, которые начали новый поиск средств к существованию и вдохновению. С конца 70-х до конца 80-х годов художники создали существенно новое течение в искусстве. Оно брало свои истоки из современного азиатского искусства, которое вскоре завоевало место на международной сцене. Японские мастера сфокусировались на собственной индивидуальности и интересе к национальным стилям, а не на адаптации или синтезе западных идей.
Скульптура, вышедшая на новый виток своего развития с открытием в 1969 году музея «Hakone Open-Air Museum», получила распространение и в 80-х годах. Городские парки и площади заполнялись скульптурами, а известные архитекторы проектировали свои здания так, чтобы в них было место скульптурам.
Всё большее распространение получали открытые музеи и выставки, в которых акцент делался на расположении скульптур в окружающей среде. Из-за того, что скульптуры из камня никогда не были традиционно японскими, большинство творений создавалось из безупречной стали с зеркальной поверхностью для акцентирования элегантности, из пла-стика или полированного алюминия ультрамодных форм. Сильное влияние современных высоких технологий на мастеров в результате привело к экспериментированию с кинетическими, эластичными формами и появлению гибких арок и скульптур, подсвеченных естественным и искусственным светом. Видео-компоненты и видео-искусство также стали распространяться с конца 70-х и 80-х годов.
Новые японские скульпторы-экспериментаторы сразу узнаваемы по своим работам, отражающим идеи буддизма, такие как проницаемость и возрождение, что противоречит западной концепции «законченности» скульптуры. В 80-х годах дерево и другие натуральные материалы также стали использоваться многими японскими скульпторами, которые начали размещать свои творения во внутренних дворах и закрытых пространствах.
Кроме того, принцип ритмичного движения смешался с формами, называемыми в Японии «синтетическим жестикуляционным движением». Такой подход в своих работах использовали Кийомизу Киубей и Нагасава Хидетоши, а также молодые мастера школы Тойа Шигео. В 70-х годах поиск национальной идентичности привел к обновлению японских форм, пространственного восприятия, ритмов и философских концепций, что в 80-х придало новые силы японской скульптуре.
Ранние формы скульптуры появились в Японии ещё в период правления Дземона (второе тысячелетие до нашей эры). Декоративные элементы в виде скрученных канатов использовались, в основном, для украшения глиняных горшков. Воздействие Запада привело японское искусство к созданию картин и героических персонажей из гипса, а также к той скульптуре, которая в парижской школе получила название «искусство формы». Подобные идеи, распространившиеся в Японии в XIX веке, наряду с возвращением государственного управления, возродили скульптуру как вид искусства.
После Второй мировой войны скульпторы отдалились от фигуративной французской школы Родена и Майоля и обратились к агрессивным и авангардным современным фор-мам и материалам, а порой к совершенно гигантским масштабам. Новые эксперименталь-ные скульптуры характеризовало изобилие материалов и вариантов техники исполнения, а также частое обращение к идеям оптической иллюзии и народным мотивам. Большое ко-личество инновационных мастеров выступало и в роли скульпторов, и в роли художников, их новые теории противопоставляли искусство материальным ценностям.
1970-е годы
В 70-х годах XX столетия контекстуальное расположение природных материалов (камня, дерева, бамбука и бумаги) находилось во взаимодействии с людьми и обстановкой, что нашло свое отражение в школе «моно-ха». Это течение положило конец модному на про-тяжении двух последних десятилетий антиформализму и авангарду.
Возникший интерес к взаимоотношениям человека и природы отразился и на искусстве Японии, он был воспринят как символ истинно японских ценностей. Более того, именно благодаря этому течению искусство вновь обратилось к народным художественным прин-ципам и формам. Среди таких принципов были, в частности, уважение к природе и различным буддистским понятиям, которые дали новый импульс архитекторам в поиске решений временных и пространственных проблем.
Западная идеология постепенно пересматривалась обществом, что, несомненно, отража-лось на деятельности художников, которые начали новый поиск средств к существованию и вдохновению. С конца 70-х до конца 80-х годов художники создали существенно новое течение в искусстве. Оно брало свои истоки из современного азиатского искусства, которое вскоре завоевало место на международной сцене. Японские мастера сфокусировались на собственной индивидуальности и интересе к национальным стилям, а не на адаптации или синтезе западных идей.
Скульптура, вышедшая на новый виток своего развития с открытием в 1969 году музея «Hakone Open-Air Museum», получила распространение и в 80-х годах. Городские парки и площади заполнялись скульптурами, а известные архитекторы проектировали свои здания так, чтобы в них было место скульптурам.
Всё большее распространение получали открытые музеи и выставки, в которых акцент делался на расположении скульптур в окружающей среде. Из-за того, что скульптуры из камня никогда не были традиционно японскими, большинство творений создавалось из безупречной стали с зеркальной поверхностью для акцентирования элегантности, из пла-стика или полированного алюминия ультрамодных форм. Сильное влияние современных высоких технологий на мастеров в результате привело к экспериментированию с кинетическими, эластичными формами и появлению гибких арок и скульптур, подсвеченных естественным и искусственным светом. Видео-компоненты и видео-искусство также стали распространяться с конца 70-х и 80-х годов.
Новые японские скульпторы-экспериментаторы сразу узнаваемы по своим работам, отражающим идеи буддизма, такие как проницаемость и возрождение, что противоречит западной концепции «законченности» скульптуры. В 80-х годах дерево и другие натуральные материалы также стали использоваться многими японскими скульпторами, которые начали размещать свои творения во внутренних дворах и закрытых пространствах.
Кроме того, принцип ритмичного движения смешался с формами, называемыми в Японии «синтетическим жестикуляционным движением». Такой подход в своих работах использовали Кийомизу Киубей и Нагасава Хидетоши, а также молодые мастера школы Тойа Шигео. В 70-х годах поиск национальной идентичности привел к обновлению японских форм, пространственного восприятия, ритмов и философских концепций, что в 80-х придало новые силы японской скульптуре.
Обсуждения Японская скульптура