Согласно статистике европейских природоохранных организаций, в Европе за 16 лет от столкновений с вышками электропередачи и высоковольтными линиями погибло около 25% молодых и 6% взрослых белых аистов (Ciconia ciconia). Такая же ситуация и с другими видами птиц, постоянно натыкающимися на высотные здания, самолёты и ЛЭП.
Профессор Грэм Мартин из Университета Бирмингема (Великобритания) объясняет, почему славящиеся своей зоркостью птицы так невнимательны.
В своей статье, опубликованной в журнале IBIS, ученый подчёркивает специфику взаимосвязей между зрительными возможностями птицы, интерпретацией полученной информации и поведением в воздухе.
Во-первых, в полёте птицы часто следят за тем, что происходит внизу. Виды, обладающие бинокулярным зрением (например, дневные хищники) просто наклоняют голову. Птицы с латеральным зрением вроде уток поворачивают голову боком к земной поверхности. И те и другие в этом случае перестают видеть происходящее прямо по курсу.
Во-вторых, зрение птиц настроено так, чтобы в первую очередь замечать движущиеся объекты, нежели оценивать детали рельефа. При охоте увидеть добычу куда важнее, чем всматриваться в открывающийся пейзаж. Поэтому птицы попросту не замечают даже очень крупные рукотворные объекты.
Кроме того, у птиц довольно ограниченный набор лётных скоростей. Многие из них просто не умеют летать медленно. В условиях плохой видимости (например, во время дождя, в тумане или просто при недостатке освещения) им трудно приспособиться к поступающим данным о возможных препятствиях на линии полёта.
Для предотвращения случайной гибели птиц люди стараются делать потенциальные источники опасности более заметными. Однако, ориентируются они при этом на свою манеру зрения и анализа зрительной информации. Профессор Мартин считает, что более действенными могут оказаться звуковые сигналы: звук скажет птицам о возможной опасности больше, чем «заметность» препятствия.
В идеале же экологам нужно научиться переключать птиц на другую «лётную линию» или вообще каким-то образом сбивать их с пути повышенной опасности, так как зоркие летуны хорошо видят, что
творится у них под крылом, и совершенно не обращают внимания на то, что происходит у них перед клювом.
В своей статье, опубликованной в журнале IBIS, ученый подчёркивает специфику взаимосвязей между зрительными возможностями птицы, интерпретацией полученной информации и поведением в воздухе.
Во-первых, в полёте птицы часто следят за тем, что происходит внизу. Виды, обладающие бинокулярным зрением (например, дневные хищники) просто наклоняют голову. Птицы с латеральным зрением вроде уток поворачивают голову боком к земной поверхности. И те и другие в этом случае перестают видеть происходящее прямо по курсу.
Во-вторых, зрение птиц настроено так, чтобы в первую очередь замечать движущиеся объекты, нежели оценивать детали рельефа. При охоте увидеть добычу куда важнее, чем всматриваться в открывающийся пейзаж. Поэтому птицы попросту не замечают даже очень крупные рукотворные объекты.
Кроме того, у птиц довольно ограниченный набор лётных скоростей. Многие из них просто не умеют летать медленно. В условиях плохой видимости (например, во время дождя, в тумане или просто при недостатке освещения) им трудно приспособиться к поступающим данным о возможных препятствиях на линии полёта.
Для предотвращения случайной гибели птиц люди стараются делать потенциальные источники опасности более заметными. Однако, ориентируются они при этом на свою манеру зрения и анализа зрительной информации. Профессор Мартин считает, что более действенными могут оказаться звуковые сигналы: звук скажет птицам о возможной опасности больше, чем «заметность» препятствия.
В идеале же экологам нужно научиться переключать птиц на другую «лётную линию» или вообще каким-то образом сбивать их с пути повышенной опасности, так как зоркие летуны хорошо видят, что
творится у них под крылом, и совершенно не обращают внимания на то, что происходит у них перед клювом.
Обсуждения Зоркие хищные птицы не смотрят, куда летят