Смерть – спасение от нищеты

На недавнем совещании в Курске по вопросам качества жизни российских пенсионеров президент Дмитрий Медведев предложил федеральным и региональным чиновникам “переосмыслить ряд базовых подходов к решению проблем пожилых людей”.
Смерть – спасение от нищеты
Задуматься о проблеме старости власть заставили цифры. Более 40 миллионов граждан нашей страны - люди старше 60 лет. К 2020 году на каждого трудоспособного россиянина, по подсчетам экспертов, будет приходиться по одному пенсионеру. В темпах старения и убыли населения мы опережаем многие государства мира. А условия, в которых оказались наши старики, вообще не поддаются никаким сравнениям.

“НЕ ХОЧУ БЫТЬ ОБУЗОЙ”

После того как в Муромцевском районе Омской области покончила с собой ветеран Великой Отечественной войны, инвалид I группы Вера Конищева, многие местные пенсионеры прекратили обивать пороги администраций, просить помощи у социальных служб даже по очень весомым причинам. “Иначе сами себя в тупик загоним, как несчастная старушка”. Перед смертью Конищева действительно жаловалась чиновникам на плохие жилищные условия, плакала из-за бесконечных отказов в предоставлении ей квартиры, терпеливо ждала, что государство рано или поздно вспомнит о ней - участнице войны, отдавшей родной стране все, что у нее было: годы, здоровье, силы. Когда исчезли надежды, 90-летняя Вера Васильевна оставила предсмертную записку “Не хочу быть обузой” и выпила уксус.

Скандал замяли, а губернатора Омской области Москва еще и наградила памятной медалью “65 лет Победы” за “активную работу с ветеранами”.

Также безрезультатно искал понимание и сочувствие у чиновников житель города Шелехова Иркутской области 63-летний пенсионер Владимир Кривошеев. Инвалид 2-й группы долго ждал решения по какому-то пустяковому, с точки зрения сотрудников мэрии, но важному для него делу, а потом пришел к зданию городской администрации, облил себя горючей смесью и вспыхнул как свечка. Никто из тамошнего “белого дома” не только не выбежал на улицу, но и не вызвал “скорую” и милицию.

- А с нами давно не церемонятся. Никому нет дела, что старики прозябают в кривеньких деревянных домишках, голодают, умирают в нищете. Тут и в огонь, и в петлю полезешь, - возмущается пенсионерка из поселка Риколатва Мурманской области Тамара Андреева.

“ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ” ВОЗМОЖНОСТИ

На курском совещании с участием главы государства из уст чиновников применительно к пожилым людям впервые прозвучало определение “эксклюзия” (исключение). Они наконец-то заметили, что люди старше 60 чувствуют себя выброшенными из социальной жизни страны.

- Так и есть - вышвырнули. Оставили нас на произвол судьбы, - по-своему комментирует выводы руководителей разных рангов мурманская пенсионерка Тамара Андреева. - А зачем за примером далеко ходить? Про себя и соседей расскажу. Две трети населения нашей Риколатвы - бабушки да дедушки с пенсиями от 7 до 9 тысяч рублей. На оплату коммунальных услуг мы ежемесячно тратим от 5 до 7 тысяч. Жаловались на сумасшедшие тарифы в областную администрацию - не помогло. Ни на копейку не снизили. Лечиться старикам негде - в поселке закрыли единственную амбулаторию. Ездить в районную больницу тоже не можем - автобусную остановку перенесли на окраину, нам с больными ногами и клюшками туда не добраться. Буханка хлеба в поселке стоит 29 рублей, другие продукты тоже подорожали. Какой тут рацион питания! С отоплением - постоянные проблемы. Осенью на улице - плюс два, а в домах - семь градусов тепла. Всю зиму в избах сидим укутавшись. Неужели ради такого финала мы по 30-40 лет на государство работали?

По словам главы Союза пенсионеров России Валерия Рязанского, 6 миллионов россиян старше 60 лет - люди с низким уровнем материального обеспечения. Это значит, что 6 миллионов немолодых мужчин и женщин существуют на пенсию, едва превышающую прожиточный минимум - 5790 рублей.

- Но по 6-7 тысяч рублей получают лишь те, чей трудовой стаж был минимальным, или кто занимался совсем уж простой работой, - рассуждает глава Союза пенсионеров, первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия” в Госдуме Валерий Рязанский. - Каждый человек самостоятельно создает свою пенсионную историю.

Незатейливую “пенсионную историю” блокадницы Таисии Константиновны Володиной корреспонденту “МН” описали в аппарате уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Общий трудовой стаж жительницы города Ломоносов Ленинградской области - 38 лет. Бывшая блокадница получает от государства пенсию в размере 5970 рублей. За коммунальные услуги отдает 1000. На оставшиеся 4 тысячи рублей она может позволить себе купить исключительно хлеб, крупы и молоко. Социальные службы в ответ на обращения Володиной рекомендуют ей оформить инвалидность. Тогда, дескать, будете получать больше. “Но Бог, то ли к счастью, то ли к несчастью, наградил меня отличным здоровьем, - вздыхает пенсионерка. - Лгать, документы подтасовывать не хочу - совесть не позволит”.

А в это самое время доходы отправленных на покой бюрократов неуклонно растут. Неделю назад, например, Дмитрий Медведев подписал указ об очередном увеличении пенсий федеральным чиновникам, и те в итоге превысят пособия обычных пенсионеров в два раза. Видимо, кабинетные мужи создали более ценную “пенсионную историю” и сделали для страны больше, чем блокадница Володина.

В ПРИЮТАХ ЖИЗНЬ ДЛИННЕЕ

Глава Союза пенсионеров России Валерий Рязанский подробно пересказывает, о чем в Курске совещались президент, руководство Минздравсоцразвития, губернаторы. О социальном одиночестве пожилых людей, об их медицинском обслуживании, об адресной защите пенсионеров в регионах. Министра здравоохранения Татьяну Голикову особенно волновала, судя по ее выступлению, тема “беззубой старости”. Голикова убеждена, что российские дедушки и бабушки особенно остро нуждаются в льготах при лечении в стоматологических клиниках.

А ничего, что в стране повсеместно закрываются сельские и районные больницы? И что благодаря новациям правительства с января 2011 года многие медицинские услуги в клиниках станут платными? Или, кроме зубов, отечественным пенсионерам лечить нечего?

Для корреспондента “Мира новостей” настоящим открытием стали факты, приведенные Валерием Рязанским. Сейчас в России 1534 дома ветеранов. Через 3-5 лет их количество умножится, поскольку люди старше 60... стремятся продлить собственную жизнь. В домах ветеранов ее средняя продолжительность - 82 года. Для сравнения: в обычных условиях средняя продолжительность жизни женщин - 72,4 года, мужчин - 62. Получается, старикам безопаснее находиться в приютах, чем в городах, где десятки служб и ведомств специализируются на работе с ними - пенсионерами?

“ИМ НЕ ДАЛИ ПОДГОТОВИТЬСЯ К СТАРОСТИ”

- У пожилых людей в России множество проблем материального и нематериального плана, - объясняет “МН” научный сотрудник Института социологии РАН Юлия Лежнина. - Большинство из них имеют низкий уровень обеспечения, несмотря на то что многие готовились к пенсии, откладывали деньги, но дефолт 1990-х, кризисы 2000-х лишили граждан достойной старости, а государство не сгладило их переход на пенсию. Другая важная проблема - социальная эксклюзия. Пенсионеры не задействованы в производстве, в стране не существует системы структурирования социально-экономических отношений, хотя есть ряд трудовых позиций, которые можно было бы передать пожилым людям, и их работа стала бы продуктивной. К тому же половина стариков - одинокие люди, инвалиды, испытывающие потребность в заботе и внимании. А пенсионная система в ее нынешнем виде не позволяет адекватно решать проблемы. У россиян нет уверенности, что, работая сейчас на будущую пенсию, они со временем не окажутся у разбитого корыта. Все вопросы надо рассматривать в комплексе, требуется целевая национальная программа. И, по-моему, государство начинает это осознавать. Однако пока мы слышим только разговоры о качестве жизни пенсионеров, но не видим конкретных действий.

К сожалению, таких действий уже никогда не дождутся Вера Конищева из Омской области, ветеран войны Михаил Михайленко, который покончил с собой в Хакасии из-за равнодушия чиновников. Похожие случаи были в Сыктывкаре и Нижнем Тагиле. Еще страшнее закончилась тяжба 86-летнего ветерана Николая Дудина с департаментом соцзащиты в Вышнем Волочке. Доведенный бюрократами до отчаяния, он поджег себя в интернате, где жил. В огне вместе с Дудиным погибли 8 человек. Российские пенсионеры перестают верить в возможность “достойной старости” и выбирают смерть.
×

По теме Смерть – спасение от нищеты

Причины генетической нищеты

Четыре истории, которые изменят ваше представление о истоках Генетической Нищеты...
Журнал

Спасение недвижимости

Заброшенные бензоколонки и химчистки, железнодорожные станции, фабрики и...
Журнал

Спасение ВАЗа обходится казне слишком дорого

Удручающие новости о состоянии нашего автомобильного рынка приходят буквально...
Журнал

Спасение от старости предложил микроб

Пилюля создана на основе химического вещества, найденного в почве загадочного...
Журнал

Спасение от кризиса

Выжить в условиях социально-экономического краха люди, оставшиеся без работы...
Журнал

Американская реформа здравоохранения - спасение или агония?

Америка в агонии. Все внимание людей занято реформой здравоохранения. Кто прав...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация