«И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник Труб, священное собрание» (Лев.23:23-24, Числа 29:1). Точнее, Тора называет этот день, 1-го тишрея, днем «напоминания о трубном звуке» или «днем трубления в шофар». В иудейской традиции данный праздник именуется «Рош-га-Шана» – «глава (начало) года», или Новый Год.
Время Рош-га-Шана – это время размышлений о прожитом годе и время покаяния. Это подобно остановке, необходимой для анализа и размышлений для того, чтобы человек мог сделать правильный выбор, как написано: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс.45:11). Человек обладает бесценным даром – свободой выбора. Свобода выбора – это в определенном смысле власть человека. Человеку позволено делать все, что он пожелает. Но за все это его ждет или награда, или расплата. И именно наказание помогает осознать, каким путем не стоит идти, какие из представленных возможностей не следует использовать.
Приготовления к Рош-га-Шана начинаются за месяц до него, с начала месяца элул. Это последний месяц еврейского календаря и служит для подготовки к наступающему Новому Году. Заканчивается годичный цикл, и чтобы войти в следующий год без бремени старых проблем, грехов и ошибок, человек должен совершить покаяние – «тшуву». В иудейской традиции элул – месяц очищения, прощения и покаяния. Название месяца «элул» происходит от арамейского ве-элилу – «исследовать», «рассматривать», «анализировать». Оно говорит о том, что в месяце элул человек исследует себя, анализирует свои ошибки, готовится к очищению.
Плач Иер. 3:40: «Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу».
Соф. 2:1: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный».
2Кор.13:5: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
Согласно иудейской традиции, в дни покаяния, во время праздника Труб люди должны слышать звук шофара. В Пс.80:4-5, говорится: «Трубите в шофар в первый день месяца, установленный нам для празднования, ибо это – закон для Израиля, в этот день вершит суд Бог Иакова».
Когда мы в Писании встречаемся с трублением первый раз, мы становимся свидетелями дарования Торы: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх.19:16). Прежде чем получить Тору, народ должен был очиститься, освятиться, покаяться в грехах. Только тогда Святой Бог мог вручить им Свой драгоценный дар. Протяжный звук божественного шофара звучал как призыв к покаянию. В память об этом мы слушаем звуки шофара на праздник Рош-га-Шана. Принято читать тексты из пророков, где говорится о шофаре и о покаянии (Ос.14:2-3; Иоил.2:15; Иез.33:3; Ам.3:6).
Также трубление возвещало коронацию нового царя. Звук шофара напоминал евреям о господстве Бога над всеми народами земли: «Ибо Господь Всевышний страшен, - великий Царь над всею землею … Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс.46:3,6). Принять Всевышнего своим Царем – это гораздо больше, чем просто произнести молитву покаяния. Это добровольная отдача всех сфер своей жизни в послушание Царю. Нам, людям, дана невероятная возможность – признать Бога Царем над собой. При принятии такого рода решений к нам могут прийти мысли, что Царь очень много от нас требует, взваливает на нас кучу обязанностей. Но мы забываем, что взамен Он обещает помощь и такую любовь, какую до сих пор не видело человечество. Он – Тот единственный, Который может позаботиться о нас, чтобы нам было выгодно стать Его подданными.
В книге Неем.8:1-13 рассказывается о празднике Рош-га-Шана. Его праздновали только что вернувшиеся из Вавилонского плена евреи. Собрался народ, и священники начали читать Тору. Читали внятно и присоединяли толкование. Народ внимал услышанному. Люди, обличаемые Законом, поняли, что они грешны. И это вызвало у них печаль и слезы – они осознавали свои грехи. А далее мы читаем о чем-то необыкновенном – священники приказали народу радоваться! Народ начал радоваться, есть, пить и веселиться. Они радовались прощению Господа, которое можно получить, если искренно раскаяться в своих грехах.
На Рош-га-Шана читается отрывок из Торы о рождении Исаака в Быт.21:1-34. Из 1Цар.1:1-2:10 зачитывается о Хане, матери пророка Шмуэля, которая долгие годы была бесплодна. Наконец, после долгих ее молитв, Бог дал ей сына! В благодарность Господу Хана поет для Него гимн: «Ликует сердце мое от помощи Господа, я победила, не боюсь я врагов моих – ибо веселюсь я, спасена я Тобой!». Далее – отрывок из Торы (Быт.22:1-19), который называется «Акедат Ицхак», или «Связанный Исаак». В нем рассказывается о том, как Авраам, повинуясь Богу, принес жертву. Этой жертвой должен был стать единственный сын Авраама Исаак. У этой истории есть замечательная параллель в Новом Завете, где говорится, что Бог не пощадил Своего единородного Сына Иешуа для искупления грехов всех людей мира.
Еврейская традиция рассматривает принесение Авраамом в жертву Исаака как высокий образец преданности Богу, как символ готовности к самым тяжелым утратам во имя верности воле Божией. «Страна Мориа», упоминаемая в Библии, отождествляется с горой Мориа в Иерусалиме, на которой Соломон впоследствии воздвиг Храм (2Пар.3:1). Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где произошла Акеда (связывание) Исаака.
Исаак стал прообразом смерти и воскресения Иешуа Мессии. Почти все, что происходило с Исааком, произошло и с Иешуа:
1.Чудо рождения.
Сарра родила Исаака, когда ей было 90 лет и ее чрево состарилось. Она не могла иметь детей. Но Бог, обещавший Аврааму сына от Сарры, исполнил Свое обещание, и она смогла чудесным образом принять семя мужа и родить здорового ребенка. Также и Мирьям (Мария), которая была девственницей, смогла зачать от Духа Святого и родить святое и безгрешное дитя – Иешуа.
2. Им обоим были даны имена до рождения.
Сарра рассмеялась (ивр. – цахак), когда услышала, что у нее будет ребенок (Быт.17:17), поэтому родившееся дитя назвали Исаак, что означает «смех» или «он засмеялся» (ивр. – Ицхак). «Сарра, жена твоя, родит тебе сына и ты наречешь ему имя: Исаак» (Быт.17:19). А при рождении Иешуа: «И наречешь Ему имя Иешуа, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21).
3. Они были послушны своим отцам.
Исаак был послушен своему отцу и выполнил все, что тот ему повелел. Про Иешуа написано: «Хотя Он и Сын, но страданиями навык к послушанию». (Евр.5:8).
4. Восхождение на гору.
Исаак нес на себе дрова для жертвенника, на котором отец должен был принести его же в жертву на горе Мориа. Две тысячи лет назад Иешуа нес на Себе крест, на котором Его должны были распять.
5. «Смерть» и «воскресение».
Бог испытал готовность Авраама принести Исаака в жертву (Евр.11:17-19). Иешуа Мессия Своей смертью полностью заплатил всю цену за нас, освободив от закона греха и смерти.
На Рош-га-Шана мы говорим друг другу: «Лешана това тикатейву» – «Пусть вас запишут на хороший год». Слово «запишут» взято из Пс.68:29, где говорится о «книге жизни», в которую записывают имена праведников.
На праздник Йом – Троа (Рош-га-Шана) в синагогах принято трубить в шофар 100 раз. В этот праздник используется три звука:
- долгий (ткия),
- с тремя перерывами (шварим),
- рыдающий с девятью паузами (труа).
Трубление в шофар указывает на грядущее воскресение из мертвых:
«И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мат.24:31).
Во время второго пришествия Иешуа будет звучать небесный шофар точно так же, как это было во время дарования Торы. (Исх.19:18-19). Таким звуком при втором пришествии Иешуа Мессии будут созваны на суд умершие:
«…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и шофаре Божьем сойдет с неба, и мертвые в Мессии воскреснут прежде» (1Фес.4:16). Подобно этому ежегодное трубление в Йом – Троа призывает каждого духовно воскреснуть – начать новую жизнь перед лицом судящего Творца.
Итак, трубление в дни праздника Труб – это прообраз того, как мертвые воскреснут и придут на суд. Об этом напоминает резкий, тревожно-пронзительный звук шофара (1Кор.15:52). Воскресение из мертвых и последующее торжество праведников пророк Даниил предвещает такими словами: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда». (Дан.12:2-3).
Писание также говорит о роли шофара в будущем восстановлении Израиля, когда еврейский народ собирается в земле Израиля для встречи с Машиахом:
«И будет в тот день: вострубит Великий шофар (шофар га-гадоль), и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис.27:13).
Подобно Исайе, пророк Захария писал, как Сам Господь будет трубить в тот день, когда Он освободит Свой народ от атак вражеских армий:
«И явится над ними Господь, и, как молния, вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (Зах.9:14).
Встреча с Машияхом будет означать окончательное восстановление Израиля (Рим.11:26-27). Его будет сопровождать суд Бога над всеми народами на основании их отношения к Своему Сыну и к народу Израиля. Бог вынесет Свой приговор как каждому человеку, так и целым народам. В Новом Завете о Судном Дне Бога над всеми народами мы читаем следующее:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.»(Мат.25:31-33).
Хотя Йом – Троа (Рош-га-Шана) напоминает о дне Суда, он лишен грусти и уныния. Наоборот, мы поступаем в этот праздник так, как сказано в Пс.2:11: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом».
Пресс-центр КЕМО
Время Рош-га-Шана – это время размышлений о прожитом годе и время покаяния. Это подобно остановке, необходимой для анализа и размышлений для того, чтобы человек мог сделать правильный выбор, как написано: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс.45:11). Человек обладает бесценным даром – свободой выбора. Свобода выбора – это в определенном смысле власть человека. Человеку позволено делать все, что он пожелает. Но за все это его ждет или награда, или расплата. И именно наказание помогает осознать, каким путем не стоит идти, какие из представленных возможностей не следует использовать.
Приготовления к Рош-га-Шана начинаются за месяц до него, с начала месяца элул. Это последний месяц еврейского календаря и служит для подготовки к наступающему Новому Году. Заканчивается годичный цикл, и чтобы войти в следующий год без бремени старых проблем, грехов и ошибок, человек должен совершить покаяние – «тшуву». В иудейской традиции элул – месяц очищения, прощения и покаяния. Название месяца «элул» происходит от арамейского ве-элилу – «исследовать», «рассматривать», «анализировать». Оно говорит о том, что в месяце элул человек исследует себя, анализирует свои ошибки, готовится к очищению.
Плач Иер. 3:40: «Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу».
Соф. 2:1: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный».
2Кор.13:5: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
Согласно иудейской традиции, в дни покаяния, во время праздника Труб люди должны слышать звук шофара. В Пс.80:4-5, говорится: «Трубите в шофар в первый день месяца, установленный нам для празднования, ибо это – закон для Израиля, в этот день вершит суд Бог Иакова».
Когда мы в Писании встречаемся с трублением первый раз, мы становимся свидетелями дарования Торы: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх.19:16). Прежде чем получить Тору, народ должен был очиститься, освятиться, покаяться в грехах. Только тогда Святой Бог мог вручить им Свой драгоценный дар. Протяжный звук божественного шофара звучал как призыв к покаянию. В память об этом мы слушаем звуки шофара на праздник Рош-га-Шана. Принято читать тексты из пророков, где говорится о шофаре и о покаянии (Ос.14:2-3; Иоил.2:15; Иез.33:3; Ам.3:6).
Также трубление возвещало коронацию нового царя. Звук шофара напоминал евреям о господстве Бога над всеми народами земли: «Ибо Господь Всевышний страшен, - великий Царь над всею землею … Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс.46:3,6). Принять Всевышнего своим Царем – это гораздо больше, чем просто произнести молитву покаяния. Это добровольная отдача всех сфер своей жизни в послушание Царю. Нам, людям, дана невероятная возможность – признать Бога Царем над собой. При принятии такого рода решений к нам могут прийти мысли, что Царь очень много от нас требует, взваливает на нас кучу обязанностей. Но мы забываем, что взамен Он обещает помощь и такую любовь, какую до сих пор не видело человечество. Он – Тот единственный, Который может позаботиться о нас, чтобы нам было выгодно стать Его подданными.
В книге Неем.8:1-13 рассказывается о празднике Рош-га-Шана. Его праздновали только что вернувшиеся из Вавилонского плена евреи. Собрался народ, и священники начали читать Тору. Читали внятно и присоединяли толкование. Народ внимал услышанному. Люди, обличаемые Законом, поняли, что они грешны. И это вызвало у них печаль и слезы – они осознавали свои грехи. А далее мы читаем о чем-то необыкновенном – священники приказали народу радоваться! Народ начал радоваться, есть, пить и веселиться. Они радовались прощению Господа, которое можно получить, если искренно раскаяться в своих грехах.
На Рош-га-Шана читается отрывок из Торы о рождении Исаака в Быт.21:1-34. Из 1Цар.1:1-2:10 зачитывается о Хане, матери пророка Шмуэля, которая долгие годы была бесплодна. Наконец, после долгих ее молитв, Бог дал ей сына! В благодарность Господу Хана поет для Него гимн: «Ликует сердце мое от помощи Господа, я победила, не боюсь я врагов моих – ибо веселюсь я, спасена я Тобой!». Далее – отрывок из Торы (Быт.22:1-19), который называется «Акедат Ицхак», или «Связанный Исаак». В нем рассказывается о том, как Авраам, повинуясь Богу, принес жертву. Этой жертвой должен был стать единственный сын Авраама Исаак. У этой истории есть замечательная параллель в Новом Завете, где говорится, что Бог не пощадил Своего единородного Сына Иешуа для искупления грехов всех людей мира.
Еврейская традиция рассматривает принесение Авраамом в жертву Исаака как высокий образец преданности Богу, как символ готовности к самым тяжелым утратам во имя верности воле Божией. «Страна Мориа», упоминаемая в Библии, отождествляется с горой Мориа в Иерусалиме, на которой Соломон впоследствии воздвиг Храм (2Пар.3:1). Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где произошла Акеда (связывание) Исаака.
Исаак стал прообразом смерти и воскресения Иешуа Мессии. Почти все, что происходило с Исааком, произошло и с Иешуа:
1.Чудо рождения.
Сарра родила Исаака, когда ей было 90 лет и ее чрево состарилось. Она не могла иметь детей. Но Бог, обещавший Аврааму сына от Сарры, исполнил Свое обещание, и она смогла чудесным образом принять семя мужа и родить здорового ребенка. Также и Мирьям (Мария), которая была девственницей, смогла зачать от Духа Святого и родить святое и безгрешное дитя – Иешуа.
2. Им обоим были даны имена до рождения.
Сарра рассмеялась (ивр. – цахак), когда услышала, что у нее будет ребенок (Быт.17:17), поэтому родившееся дитя назвали Исаак, что означает «смех» или «он засмеялся» (ивр. – Ицхак). «Сарра, жена твоя, родит тебе сына и ты наречешь ему имя: Исаак» (Быт.17:19). А при рождении Иешуа: «И наречешь Ему имя Иешуа, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21).
3. Они были послушны своим отцам.
Исаак был послушен своему отцу и выполнил все, что тот ему повелел. Про Иешуа написано: «Хотя Он и Сын, но страданиями навык к послушанию». (Евр.5:8).
4. Восхождение на гору.
Исаак нес на себе дрова для жертвенника, на котором отец должен был принести его же в жертву на горе Мориа. Две тысячи лет назад Иешуа нес на Себе крест, на котором Его должны были распять.
5. «Смерть» и «воскресение».
Бог испытал готовность Авраама принести Исаака в жертву (Евр.11:17-19). Иешуа Мессия Своей смертью полностью заплатил всю цену за нас, освободив от закона греха и смерти.
На Рош-га-Шана мы говорим друг другу: «Лешана това тикатейву» – «Пусть вас запишут на хороший год». Слово «запишут» взято из Пс.68:29, где говорится о «книге жизни», в которую записывают имена праведников.
На праздник Йом – Троа (Рош-га-Шана) в синагогах принято трубить в шофар 100 раз. В этот праздник используется три звука:
- долгий (ткия),
- с тремя перерывами (шварим),
- рыдающий с девятью паузами (труа).
Трубление в шофар указывает на грядущее воскресение из мертвых:
«И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мат.24:31).
Во время второго пришествия Иешуа будет звучать небесный шофар точно так же, как это было во время дарования Торы. (Исх.19:18-19). Таким звуком при втором пришествии Иешуа Мессии будут созваны на суд умершие:
«…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и шофаре Божьем сойдет с неба, и мертвые в Мессии воскреснут прежде» (1Фес.4:16). Подобно этому ежегодное трубление в Йом – Троа призывает каждого духовно воскреснуть – начать новую жизнь перед лицом судящего Творца.
Итак, трубление в дни праздника Труб – это прообраз того, как мертвые воскреснут и придут на суд. Об этом напоминает резкий, тревожно-пронзительный звук шофара (1Кор.15:52). Воскресение из мертвых и последующее торжество праведников пророк Даниил предвещает такими словами: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда». (Дан.12:2-3).
Писание также говорит о роли шофара в будущем восстановлении Израиля, когда еврейский народ собирается в земле Израиля для встречи с Машиахом:
«И будет в тот день: вострубит Великий шофар (шофар га-гадоль), и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис.27:13).
Подобно Исайе, пророк Захария писал, как Сам Господь будет трубить в тот день, когда Он освободит Свой народ от атак вражеских армий:
«И явится над ними Господь, и, как молния, вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (Зах.9:14).
Встреча с Машияхом будет означать окончательное восстановление Израиля (Рим.11:26-27). Его будет сопровождать суд Бога над всеми народами на основании их отношения к Своему Сыну и к народу Израиля. Бог вынесет Свой приговор как каждому человеку, так и целым народам. В Новом Завете о Судном Дне Бога над всеми народами мы читаем следующее:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.»(Мат.25:31-33).
Хотя Йом – Троа (Рош-га-Шана) напоминает о дне Суда, он лишен грусти и уныния. Наоборот, мы поступаем в этот праздник так, как сказано в Пс.2:11: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом».
Пресс-центр КЕМО
Обсуждения О еврейских библейских праздниках: Йом - Троа