Но, невзирая ни на что, программу решено претворять в жизнь ударными темпами. И это грозит обернуться тем, что начнется массовое движение против строительства народных гаражей, которые и без того у горожан крайне непопулярны - они оказались настолько дорогими (350 тыс. руб. за машино-место) и недоступными для простых москвичей, что спрос в разы ниже чиновничьих ожиданий.
СЧАСТЬЕ ПОД ОКНАМИ
Бескудниковский бульвар - зеленый и тихий, по левой его стороне сейчас массово сносят пятиэтажки, а справа хрущевки уже заменили новыми панельными домами и башнями из монолитного железобетона. Половина жильцов там - переселенцы из пятиэтажек и бывшие очередники, другая половина - представители среднего класса, накопившие на квартиру в этом не самом дорогом районе столицы. Въезжали и те и другие в чистенькие новые кварталы с большими газонами и зелеными скверами, но теперь им предлагают потесниться. На все мало-мальски незастроенные пятачки хотят пристроить по так называемому народному гаражу.
И теперь гаражи возводят прямо под окнами у того самого народа. Причем под окнами - это еще слабо сказано, паркинги строятся по самой дешевой технологии, а значит, подземной части не имеют и торчат вверх всеми своими этажами. Более того, поскольку дешевые народные паркинги не имеют капитальных наружных стен и защищены в лучшем случае сеткой, то газовать машины будут прямо в окна жильцов - 35 метров до жилого здания чиновники считают нормальной дистанцией для такого гаражного строительства.
Возле дома номер 6 по Бескудниковскому бульвару еще не так давно была композиция из деревенского колодца и скульптурного аиста с гнездом в обрамлении цветов и прочей зелени - даже какой-то конкурс по благоустройству здешние жители выиграли. Теперь вместо всей этой красоты забор, бытовки и пара синих туалетных кабинок. Здесь должен вырасти паркинг-этажерка на 296 машино-мест, который достанет то ли до четвертого, то ли до шестого этажа соседних домов.
- Когда я покупал тут квартиру, для меня принципиально было, чтобы под окнами имелось свободное пространство, - вспоминает житель дома 6, корпус 3 Олег Салихов. - Представитель застройщика сказал, что строить здесь ничего не планируется. А теперь, оказывается, есть решение о размещении народного гаража.
У дома номер 20 - та же история, только площадка поменьше. Поэтому 164-местный паркинг будет возвышаться аж на 6 этажей, этакая башня для машин. Сейчас тут скверик - газон, кусты, высаженные ДЕЗом, и с десяток взрослых деревьев. Все это, конечно, придется выкорчевать. “Совсем дышать нечем будет”, - наперебой причитают местные бабушки. “Лучше бы площадку детскую сделали”, - вторит им многодетная мать Людмила Новикова. Даже кто-то из автовладельцев поддерживает: “У железной дороги есть место - пусть там гараж построят. Я скорее готов каждый день туда ходить, чем любоваться этим сооружением у себя под окнами”.
СТРОЙКУ ПОДДЕРЖАЛИ?
Когда чиновники говорят, что конфликты вокруг народных гаражей - это борьба автовладельцев и пешеходов, они лукавят. Вот, например, около 30-го дома по Бескудниковскому бульвару местные автомобилисты поголовно против строительства. Поскольку дорогущий гараж хотят поставить прямо на месте активно используемой экологической парковки (это такие решетки, на которые ставят машину, а в свободных ячейках растет трава, одновременно получается автостоянка и газон).
- Я полностью против этого народного гаража, - возмущается плотный молодой человек с борсеткой и ключами от машины в руках. - При таких ценах я себя уже и народом не считаю. Что же это за народный гараж, если, работая на заводе в неплохой должности, я не могу себе его позволить.
Но это все слова, а вот цифры. Местные активисты уже опросили жителей всех прилегающих к стройкам домов. Против гаражей оказалось где 78% опрошенных квартир, где - все 80%. Тех, кто “за”, можно пересчитать по пальцам, остальных просто не удалось застать дома.
Однако местные чиновники уже объявили: общественные слушания прошли успешно, люди стройку в целом поддержали. Только вот странные протоколы у этих слушаний. Один из них оказался в распоряжении редакции “МН”. Если верить этой бумажке, то девять жителей высказались за народные гаражи, в том числе - подозрительный однофамилец главы управы, и всего четыре - против. А все остальные 40 с лишним человек якобы пришли на слушания просто так и ни замечаний, ни предложений не имели. Причем среди этих “молчунов” сразу видно несколько активистов борьбы со стройкой. В общем, чушь какая-то с этим протоколом.
ДЕНЕГ МОЖЕТ И НЕ ХВАТИТЬ
Префект Северного округа Москвы Олег Митволь не исключает, что фальсификация действительно имела место.
- Мы будем проверять ситуацию с общественными слушаниями в Бескудникове, - заявил он “МН”. - К этой управе масса претензий, сейчас лично мной возбуждено шесть уголовных дел против чиновников бескудниковской управы.
Но пока власти проверяют и разбираются, строители действуют. Так, возле дома номер 30 уже начали разбирать экологическую парковку. А возле 20-го возводят забор. Начало июля во дворе дома ознаменовалось настоящей баталией.
Приехал автокран, и строители попытались связать забор проволокой. Жильцы этому активно противодействовали. После двух часов безуспешной борьбы с народом строители согласились наконец показать какие-то документы. Выяснилось, что у рабочих на руках только план постройки гаража и нет ни одного из необходимых разрешений на ее начало.
Почетный адвокат России Леонид Ольшанский советует действовать именно так:
- Главное - не дать замкнуть периметр забора, - объясняет адвокат. - До тех пор жители - обороняющаяся сторона и имеют право заявлять, что это их придомовая территория, и требовать от застройщиков документы. А у 90% московских строек что-нибудь с документами обязательно не в порядке. Когда забор стоит, решение суда требуют уже с того, кто пытается этот забор сломать. У народных гаражей есть одна слабость, которая на руку жителям. Здесь крутится меньше денег, чем в любом другом строительстве, а значит, денег на охрану и подавление народного сопротивления может и не хватить.
В других районах Москвы эта программа вызвала массовое недовольство потому, что народные гаражи хотят построить на месте обычных. Так, в Огородном проезде планируется снести около 500 железных гаражных боксов, причем земля под строительство была официально выделена гражданам еще полвека назад. На Осенней улице с той же целью хотят снести четыре ГСК: “Осень”, “Осенний”, “Механик” и “Восход” - всего около тысячи машино-мест. В Тропареве-Никулине на месте сносимого гаражного кооператива на 500 машин планируется построить “народную” этажерку аж на 520 машино-мест. Ни в одном из случаев компенсации владельцам боксов не предлагают, зато предлагают купить места в будущем “народном” гараже.
А в целом ситуация та же, что и с обычной точечной застройкой. Вместе с народными гаражами в Москву в массовом порядке вернулось это частично искорененное в столице явление. Со всеми вытекающими последствиями.
СЧАСТЬЕ ПОД ОКНАМИ
Бескудниковский бульвар - зеленый и тихий, по левой его стороне сейчас массово сносят пятиэтажки, а справа хрущевки уже заменили новыми панельными домами и башнями из монолитного железобетона. Половина жильцов там - переселенцы из пятиэтажек и бывшие очередники, другая половина - представители среднего класса, накопившие на квартиру в этом не самом дорогом районе столицы. Въезжали и те и другие в чистенькие новые кварталы с большими газонами и зелеными скверами, но теперь им предлагают потесниться. На все мало-мальски незастроенные пятачки хотят пристроить по так называемому народному гаражу.
И теперь гаражи возводят прямо под окнами у того самого народа. Причем под окнами - это еще слабо сказано, паркинги строятся по самой дешевой технологии, а значит, подземной части не имеют и торчат вверх всеми своими этажами. Более того, поскольку дешевые народные паркинги не имеют капитальных наружных стен и защищены в лучшем случае сеткой, то газовать машины будут прямо в окна жильцов - 35 метров до жилого здания чиновники считают нормальной дистанцией для такого гаражного строительства.
Возле дома номер 6 по Бескудниковскому бульвару еще не так давно была композиция из деревенского колодца и скульптурного аиста с гнездом в обрамлении цветов и прочей зелени - даже какой-то конкурс по благоустройству здешние жители выиграли. Теперь вместо всей этой красоты забор, бытовки и пара синих туалетных кабинок. Здесь должен вырасти паркинг-этажерка на 296 машино-мест, который достанет то ли до четвертого, то ли до шестого этажа соседних домов.
- Когда я покупал тут квартиру, для меня принципиально было, чтобы под окнами имелось свободное пространство, - вспоминает житель дома 6, корпус 3 Олег Салихов. - Представитель застройщика сказал, что строить здесь ничего не планируется. А теперь, оказывается, есть решение о размещении народного гаража.
У дома номер 20 - та же история, только площадка поменьше. Поэтому 164-местный паркинг будет возвышаться аж на 6 этажей, этакая башня для машин. Сейчас тут скверик - газон, кусты, высаженные ДЕЗом, и с десяток взрослых деревьев. Все это, конечно, придется выкорчевать. “Совсем дышать нечем будет”, - наперебой причитают местные бабушки. “Лучше бы площадку детскую сделали”, - вторит им многодетная мать Людмила Новикова. Даже кто-то из автовладельцев поддерживает: “У железной дороги есть место - пусть там гараж построят. Я скорее готов каждый день туда ходить, чем любоваться этим сооружением у себя под окнами”.
СТРОЙКУ ПОДДЕРЖАЛИ?
Когда чиновники говорят, что конфликты вокруг народных гаражей - это борьба автовладельцев и пешеходов, они лукавят. Вот, например, около 30-го дома по Бескудниковскому бульвару местные автомобилисты поголовно против строительства. Поскольку дорогущий гараж хотят поставить прямо на месте активно используемой экологической парковки (это такие решетки, на которые ставят машину, а в свободных ячейках растет трава, одновременно получается автостоянка и газон).
- Я полностью против этого народного гаража, - возмущается плотный молодой человек с борсеткой и ключами от машины в руках. - При таких ценах я себя уже и народом не считаю. Что же это за народный гараж, если, работая на заводе в неплохой должности, я не могу себе его позволить.
Но это все слова, а вот цифры. Местные активисты уже опросили жителей всех прилегающих к стройкам домов. Против гаражей оказалось где 78% опрошенных квартир, где - все 80%. Тех, кто “за”, можно пересчитать по пальцам, остальных просто не удалось застать дома.
Однако местные чиновники уже объявили: общественные слушания прошли успешно, люди стройку в целом поддержали. Только вот странные протоколы у этих слушаний. Один из них оказался в распоряжении редакции “МН”. Если верить этой бумажке, то девять жителей высказались за народные гаражи, в том числе - подозрительный однофамилец главы управы, и всего четыре - против. А все остальные 40 с лишним человек якобы пришли на слушания просто так и ни замечаний, ни предложений не имели. Причем среди этих “молчунов” сразу видно несколько активистов борьбы со стройкой. В общем, чушь какая-то с этим протоколом.
ДЕНЕГ МОЖЕТ И НЕ ХВАТИТЬ
Префект Северного округа Москвы Олег Митволь не исключает, что фальсификация действительно имела место.
- Мы будем проверять ситуацию с общественными слушаниями в Бескудникове, - заявил он “МН”. - К этой управе масса претензий, сейчас лично мной возбуждено шесть уголовных дел против чиновников бескудниковской управы.
Но пока власти проверяют и разбираются, строители действуют. Так, возле дома номер 30 уже начали разбирать экологическую парковку. А возле 20-го возводят забор. Начало июля во дворе дома ознаменовалось настоящей баталией.
Приехал автокран, и строители попытались связать забор проволокой. Жильцы этому активно противодействовали. После двух часов безуспешной борьбы с народом строители согласились наконец показать какие-то документы. Выяснилось, что у рабочих на руках только план постройки гаража и нет ни одного из необходимых разрешений на ее начало.
Почетный адвокат России Леонид Ольшанский советует действовать именно так:
- Главное - не дать замкнуть периметр забора, - объясняет адвокат. - До тех пор жители - обороняющаяся сторона и имеют право заявлять, что это их придомовая территория, и требовать от застройщиков документы. А у 90% московских строек что-нибудь с документами обязательно не в порядке. Когда забор стоит, решение суда требуют уже с того, кто пытается этот забор сломать. У народных гаражей есть одна слабость, которая на руку жителям. Здесь крутится меньше денег, чем в любом другом строительстве, а значит, денег на охрану и подавление народного сопротивления может и не хватить.
В других районах Москвы эта программа вызвала массовое недовольство потому, что народные гаражи хотят построить на месте обычных. Так, в Огородном проезде планируется снести около 500 железных гаражных боксов, причем земля под строительство была официально выделена гражданам еще полвека назад. На Осенней улице с той же целью хотят снести четыре ГСК: “Осень”, “Осенний”, “Механик” и “Восход” - всего около тысячи машино-мест. В Тропареве-Никулине на месте сносимого гаражного кооператива на 500 машин планируется построить “народную” этажерку аж на 520 машино-мест. Ни в одном из случаев компенсации владельцам боксов не предлагают, зато предлагают купить места в будущем “народном” гараже.
А в целом ситуация та же, что и с обычной точечной застройкой. Вместе с народными гаражами в Москву в массовом порядке вернулось это частично искорененное в столице явление. Со всеми вытекающими последствиями.
Обсуждения Народ против народных гаражей