Платные дороги

Мало кто знает, что дискуссию о платных дорогах можно было завершить уже восемь лет назад. Именно тогда в Псковской области на обычную государственную дорогу поставили первый шлагбаум. Лиха беда начало. Все мы сегодня наслышаны о скандальном строительстве будущей платной трассы Москва - Питер через Химкинский лес.
Платные дороги
А недавно министр транспорта РФ Игорь Левитин сказал, что автодорога из Карачаево-Черкесской Республики в Сухум (Абхазия) должна быть платной и строиться на основе государственно-частного партнерства. О езде за деньги по нашим пока что еще общим дорогам задумываются и на Ставрополье, и еще в ряде регионов страны. В общем, процесс, как говорится, пошел.

ДЕНЬГИ - НА КОЧКУ!

...Ехать по первой платной дороге России, что под Псковом, - удовольствие ниже среднего. Ямочный ремонт. Колдобины, неровности. Разметка не всегда дотягивает до нормы. Что же получается? Мы, налогоплательщики, на эту дорогу деньги в один прекрасный день выложили на бочку, а пошли они на кочки? Да и какая это платная дорога по мировым стандартам? Невозможно представить себе, что в Германии, Италии, Франции такая вот трасса будет представлять собой только одну неширокую полосу, да еще и в одну сторону. При этом вы не найдете никаких специальных стоянок для отдыха, никаких более-менее приличных кафе с туалетами, мотелей. У нас поставили где надо будочку с вахтером, шлагбаум и распахнули широкую мошну в ожидании прибылей. Я спросил у собиральщика купюр по имени Николай:

- А что, деньги идут на содержание дорог или в карман владельцу шлагбаума?

- Не знаю, - буркнул он, - не мое дело. Вы платите, если хотите, и проезжайте, а нет, тогда...

И он махнул рукой куда-то в неопределенную сторону. “А может, это тоже городской сумасшедший, как это случилось недавно в Северной столице, - подумалось мне. - Там недавно некий мужчина перекрыл Фурштатскую улицу и собирал с водителей мзду за проезд. Его, правда, вскоре задержали и доставили в милицию, где выяснилось, что он состоит на учете у психиатра”. Но нет, в Псковской области платная дорога функционирует на самом деле. Тут их целых четыре, действующих с начала 2002 года. Правда, платят пока что только транзитные автомашины. И что интересно - гости этой области в скором времени будут четырежды платить за сомнительное удовольствие передвигаться по нашим, извините за выражение, направлениям. Первый раз - уплатив положенные налоги со своих личных доходов (13% подоходного), часть из которых пойдет в строку бюджета на дорожное строительство. Второй раз - уплатив за новый акциз, который государство собирается вскоре заложить в цену бензина (от 1 до 4 руб. за литр). Третий раз - уплатив так и не отмененный транспортный налог, четвертый - непосредственно плата за проезд по платной дороге. Не многовато ли будет, господа чиновники?

А главное - этому грабежу средь бела дня придана вполне законная форма, все происходит в рамках действующего ФЗ “Об автомобильных дорогах”. Псковские региональные власти прочитали там, что им хотелось. В частности, то, что они имеют право объявить платной любую дорогу областного значения. Вот и объявили. Ведь кое-кому в голову почему-то не пришла вполне разумная мысль: сначала надо построить современную дорогу, а потом ее перегораживать и взимать плату за проезд.

Глава госкомпании “Автодор” Сергей Костин считает, что России надо примерно 12 тыс. км платных автодорог. Это позволит существенно облегчить бремя бюджетных расходов. Зато это бремя тяжким грузом ляжет на семьи миллионов автолюбителей страны.

ПЛАТИМ ЗА ТО, ЧТОБЫ ПЛАТИТЬ ДАЛЬШЕ

Но что Псков! Даже в Иркутске недавно появилась, пожалуй, первая в Сибири частная платная дорога. Ее владелец - местный предприниматель Алексей Котельников. Он выкупил часть дороги, за свой счет провел ее ремонт и установил шлагбаум. Теперь желающие проехать по частной дороге должны заплатить ее владельцу. С грузовиков взимают 200 рублей, с легковых авто - значительно меньше - 20 рублей. Новая дорога ведет в садоводческий кооператив “Ангара”, где насчитывается порядка 350 домов. По словам самого предпринимателя, ремонт дороги обошелся ему в сумму более 1 млн рублей. Конечно, инвестор имеет право вернуть свои инвестиции с прибылью. Но многие его соседи считают, что они до сих пор имеют право ездить по этой дороге бесплатно. Вот и разбери их...

А в государственной корпорации “Автодор” тоже собираются торжественно запустить первую официально платную дорогу уже в октябре. Трасса длиной 60 километров станет дублером загруженного участка федеральной трассы “Дон” (М4) на перегоне Хлевное - Задонск. А к концу 2010 года на этой же трассе будет открыт и еще один платный перегон, в Тульской области. Всего же на трассе “Дон” к 2015 году планируют открыть 18 платных участков протяженностью около 700 км при длине основной трассы 1500 км.

Принцип действия наших чиновников прост: владение автомобилем в России всегда считалось роскошью. А за роскошь надо платить. Особенно, когда через год недавно уложенную дорогу надо перекладывать заново. Но имеет ли такой вот “рыночный подход” реальную перспективу в России? Вот что сказал нам главный специалист отдела статистики НИИ “Росдорстройэкспертиза” Василий Стрелецкий: “К сожалению, мировой опыт показывает: дорожная проблема чисто рыночного решения не имеет. В Германии, во Франции, в Италии и в других странах предоставляются облигационные займы или кредиты дорожным фирмам. Срок - 25 лет. Потом их приходится продлевать в среднем до 50 лет. А наше государство не способно вкладывать деньги на такой период. К тому же на Западе ни одна частная дорога себя не окупила.

Добавим к этому следующее: большая часть российских экспертов считают ненормальной ситуацию, при которой не обязательно строить новые дороги, зато можно объявить платными те, что уже есть. И тот факт, что федеральный центр намерен именно за счет автомобилистов начать строительство новых дорог, ни к чему хорошему не приведет. Строительство платных дорог за счет водителей, которые потом по этим трассам и будут же ездить за свои деньги, трудно назвать разумным деянием и даже словом. Напрашиваются совсем другие, крепкие слова...

Во всем мире за ремонт и содержание платных дорог отвечают те фирмы, которые их строят и собирают деньги за проезд. А у нас норовят все расходы переложить на плечи автолюбителей, развивая при этом коррупцию у чиновников. Ведь все мы видели, как зимой в грязное месиво лопатами кидают горячий асфальт, потому что это выгодно за счет “зимнего коэффициента”. И пока это не изменится - никакие платные дороги нас не спасут.

Они будут всегда планово-убыточными, поскольку строят их из рук вон плохо и за их состояние никто толком отвечать не хочет. Те же платные дороги станут также каждый год ремонтироваться, в отличие от западных автобанов, которые строят на десятилетия эксплуатации. Пока в России нет культуры строительства, пока система устроения дорог в целом порочна и коррумпирована - строителями в рамках “частно-государственного партнерства” будут браться кредиты на “частные” дороги, а расплачиваться за кредиты будет государство, будут все так же процветать “откаты” и “распилы”. И за все это длящееся безобразие нас теперь хотят заставить платить. Еще и еще.

СПРАВКА

По расчетам дорожников, путешествие по платной дороге владельцу легковушки обойдется в один рубль, водителю обычного грузовика - в четыре, дальнобойщику на фуре - в восемь рублей за километр.
×

По теме Платные дороги

Платные роды

Мифы о бесплатной медицине развеяны давным-давно. Если вы хотите получить...
Журнал

Платные трассы

Сколько будет стоить проезд по платным участкам трассы "Дон" и "Минск", которые...
Журнал

Целительница с большой дороги

Современники Петра Первого отмечали, что он был здравомыслящим и весьма...
Журнал

Железные дороги

Если вы думаете, что появление даже не самих железных дорог, а только идеи их...
Журнал

Плохие дороги

Ухабы на дорогах – неизбежное зло уже при скорости движения, чуть большей...
Журнал

Дороги древних

Дороги тянутся далеко в пустыню, окружающую Чако-Каньон, а отдельные фрагменты...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек