В ряду пышных императорских летних резиденций Европы выделяется Царское Село под Петербургом. Выделяется не своей древностью – всего-то 300 лет! Выделяется поистине царской роскошью Екатерининского дворца. Что ж удивляться, сама Екатерина Великая (так называют ее в Европе) была его благоустроительницей. Выделяется особой пышностью парков, сам город – огромный парк.
Еще выделяется особой судьбой его многочисленных памятников: фактически из руин поднимался городок и царские дворцы после Великой Отечественной войны. Реставрационные работы ведутся здесь постоянно на протяжении 60 лет. К юбилею впервые открылся Арабесковый зал в Екатерининском дворце, несколько залов в Александровском дворце, который многие десятилетия занимали военные.
Обновлены шесть павильонов в Екатерининском парке. «За 3 года отреставрировано 112 памятников архитектуры, часть которых была закрыта для посещения из-за плачевного состояния», – рассказала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова. Воссоздан на голом месте Екатерининский собор.
Однако может быть, самое главное, чем выделяется Царское Село – город Пушкин – своей невидимой составляющей – особой одухотворенной аурой. Она превратила местечко Саарская мыза в истинную жемчужину русской культуры XVIII-XX веков. Genis loci (Дух места) привлек сюда великих творцов культуры. Упомянем лишь несколько имен знаменитых обитателей Царского Села: М. Ломоносов и Н. Карамзин, Александр Пушкин и плеяда лицеистов, Сергей Есенин, Николай Гумилев, Анна Ахматова и другие таланты поэзии «Серебряного века».
Программа праздничных мероприятий 300-летия была рассчитана на пять дней. Некоторые из них проводились как общегородские события: официальные поздравления властей и городов-побратимов из стран Европы и США, парады и гулянья на улицах и в парках. Другую часть составили дела и события, не озвученные громом оркестров, но рассчитанные на долгую жизнь, в отличие от праздников. Это и отреставрированные памятники, и многочисленные выставки.
В истории все переплетено невидимыми нам нитями. В день рождения Анны Ахматовой, 25 июня, которая, как и ее великий предшественник, стала Поэтом именно в Царском Селе, в музее-Лицее представлена новая постоянная экспозиция "Живем мы памятью Лицея". Открыл ее и провел первую экскурсию директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов.
Всем известна по школьным учебникам картина И. Репина "Пушкин на Лицейском экзамене". Именно в этот Белый зал прямым коридором из Екатерининского дворца вошел Александр I в 1811 году c Грамотой, повелевающей открытие Лицея. Как и тогда, на празднике в 2010 году, под нежные звуки арфы два «лицеиста», которых присутствующие тут же узнали по строгим синим мундирам с высоким красным воротником, торжественно вынесли из глубины дворцового коридора эту Грамоту.
С. Некрасов рассказал, что одновременно с подготовкой выставки научные сотрудники создавали двухтомную энциклопедию Лицея. Первый том уже готов, его можно полистать на мониторе, второй увидит свет к 200-летию Лицея. Количество и разнообразие экспонатов выставки дает право саму выставку назвать энциклопедией XIX – XX веков. Она повествует и об истории создания нового для России учебного заведения, и об открытии в нем музея лицеистов, и о воссоздании музея в здании Лицея после войны.
В 1879 году Лицейское общество праздновало 80-летие со дня рождения А. Пушкина и приняло решение создать Пушкинский Музей Императорского Александровского Лицея. Так появился первый музей в России, посвященный поэту. На выставке можно увидеть толстую книгу – первый путеводитель по музею, в котором было собрано уже 2,5 тысячи мемориальных предметов.
В Царском Селе Лицей оставался до 1843 года, когда Николай I распорядился о переводе его в столицу. Последний его выпуск состоялся в 1917 году, затем здание было конфисковано Временным правительством.
Вскоре после революции оставшиеся в России лицеисты по сфабрикованному "делу лицеистов" были обвинены во враждебном отношении к cоветской власти и заговоре. Более 80 лицеистов были сосланы в лагеря, многие из них погибли.
24 января 1944 года, при освобождении города Пушкина от немецкой оккупации, знамя Победы было поднято над Лицеем – самой высокой точкой в городе в ту пору. Позже здание лицея служило жильем для жителей разрушенного города, а в 1949 году к 150-летию А. Пушкина здесь был организован мемориальный музей-Лицей.
Выставка "Живем мы памятью Лицея" представляет уникальные экспонаты первого пушкинского музея, например, шкатулку, где хранился знаменитый, до сих пор не найденный, перстень Пушкина. Сохранились также папка-футляр, в которой находился автограф стихотворения Пушкина "19 октября", который и стал первым приобретением коллекции; модель первого памятника Пушкину, установленному в Москве (скульптор Опекушин) и многое другое. Сотни исторических документов, рисунков, портретов, мемориальных предметов быта и искусства, окружавших лицеистов, повествуют об истории Лицея и его знаменитых выпускниках, оставивших огромный след в культуре и истории России.
В церемонии открытия экспозиции приняли участие праправнук поэта Александр Пушкин и его жена Мария Пушкина-Дурново, прибывшие из Бельгии. А. Пушкин, единственный прямой потомок поэта по мужской линии, возглавляет Союз русских дворян в Бельгии. Его супруга, также принадлежащая к этому древнему роду, ведет просветительскую деятельность в Пушкинском фонде Бельгии, организует выставки, театральные постановки, посвященные русской культуре. М. Пушкина рассказала, что с тех пор, как в 1999 году Брюсселю был подарен памятник Пушкину, бельгийцы стали проявлять больше интереса к его творчеству.
«Популярными стали ежегодные встречи у памятника 6 июня, в день рождения поэта. Возлагаются цветы и читаются его стихотворения на русском и французском языках», – сказала она.
В 1817 году друг Пушкина Антон Дельвиг сочинил для первого лицейского выпускного акта Гимн лицеистов. Он звучал каждую весну ровно 100 лет. В преддверии 200-летия Лицея он прозвучал вновь на открытии юбилейной экспозиции. «Не зарастет к нему народная тропа», – сказано провидцем.
Еще выделяется особой судьбой его многочисленных памятников: фактически из руин поднимался городок и царские дворцы после Великой Отечественной войны. Реставрационные работы ведутся здесь постоянно на протяжении 60 лет. К юбилею впервые открылся Арабесковый зал в Екатерининском дворце, несколько залов в Александровском дворце, который многие десятилетия занимали военные.
Обновлены шесть павильонов в Екатерининском парке. «За 3 года отреставрировано 112 памятников архитектуры, часть которых была закрыта для посещения из-за плачевного состояния», – рассказала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова. Воссоздан на голом месте Екатерининский собор.
Однако может быть, самое главное, чем выделяется Царское Село – город Пушкин – своей невидимой составляющей – особой одухотворенной аурой. Она превратила местечко Саарская мыза в истинную жемчужину русской культуры XVIII-XX веков. Genis loci (Дух места) привлек сюда великих творцов культуры. Упомянем лишь несколько имен знаменитых обитателей Царского Села: М. Ломоносов и Н. Карамзин, Александр Пушкин и плеяда лицеистов, Сергей Есенин, Николай Гумилев, Анна Ахматова и другие таланты поэзии «Серебряного века».
Программа праздничных мероприятий 300-летия была рассчитана на пять дней. Некоторые из них проводились как общегородские события: официальные поздравления властей и городов-побратимов из стран Европы и США, парады и гулянья на улицах и в парках. Другую часть составили дела и события, не озвученные громом оркестров, но рассчитанные на долгую жизнь, в отличие от праздников. Это и отреставрированные памятники, и многочисленные выставки.
В истории все переплетено невидимыми нам нитями. В день рождения Анны Ахматовой, 25 июня, которая, как и ее великий предшественник, стала Поэтом именно в Царском Селе, в музее-Лицее представлена новая постоянная экспозиция "Живем мы памятью Лицея". Открыл ее и провел первую экскурсию директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов.
Всем известна по школьным учебникам картина И. Репина "Пушкин на Лицейском экзамене". Именно в этот Белый зал прямым коридором из Екатерининского дворца вошел Александр I в 1811 году c Грамотой, повелевающей открытие Лицея. Как и тогда, на празднике в 2010 году, под нежные звуки арфы два «лицеиста», которых присутствующие тут же узнали по строгим синим мундирам с высоким красным воротником, торжественно вынесли из глубины дворцового коридора эту Грамоту.
С. Некрасов рассказал, что одновременно с подготовкой выставки научные сотрудники создавали двухтомную энциклопедию Лицея. Первый том уже готов, его можно полистать на мониторе, второй увидит свет к 200-летию Лицея. Количество и разнообразие экспонатов выставки дает право саму выставку назвать энциклопедией XIX – XX веков. Она повествует и об истории создания нового для России учебного заведения, и об открытии в нем музея лицеистов, и о воссоздании музея в здании Лицея после войны.
В 1879 году Лицейское общество праздновало 80-летие со дня рождения А. Пушкина и приняло решение создать Пушкинский Музей Императорского Александровского Лицея. Так появился первый музей в России, посвященный поэту. На выставке можно увидеть толстую книгу – первый путеводитель по музею, в котором было собрано уже 2,5 тысячи мемориальных предметов.
В Царском Селе Лицей оставался до 1843 года, когда Николай I распорядился о переводе его в столицу. Последний его выпуск состоялся в 1917 году, затем здание было конфисковано Временным правительством.
Вскоре после революции оставшиеся в России лицеисты по сфабрикованному "делу лицеистов" были обвинены во враждебном отношении к cоветской власти и заговоре. Более 80 лицеистов были сосланы в лагеря, многие из них погибли.
24 января 1944 года, при освобождении города Пушкина от немецкой оккупации, знамя Победы было поднято над Лицеем – самой высокой точкой в городе в ту пору. Позже здание лицея служило жильем для жителей разрушенного города, а в 1949 году к 150-летию А. Пушкина здесь был организован мемориальный музей-Лицей.
Выставка "Живем мы памятью Лицея" представляет уникальные экспонаты первого пушкинского музея, например, шкатулку, где хранился знаменитый, до сих пор не найденный, перстень Пушкина. Сохранились также папка-футляр, в которой находился автограф стихотворения Пушкина "19 октября", который и стал первым приобретением коллекции; модель первого памятника Пушкину, установленному в Москве (скульптор Опекушин) и многое другое. Сотни исторических документов, рисунков, портретов, мемориальных предметов быта и искусства, окружавших лицеистов, повествуют об истории Лицея и его знаменитых выпускниках, оставивших огромный след в культуре и истории России.
В церемонии открытия экспозиции приняли участие праправнук поэта Александр Пушкин и его жена Мария Пушкина-Дурново, прибывшие из Бельгии. А. Пушкин, единственный прямой потомок поэта по мужской линии, возглавляет Союз русских дворян в Бельгии. Его супруга, также принадлежащая к этому древнему роду, ведет просветительскую деятельность в Пушкинском фонде Бельгии, организует выставки, театральные постановки, посвященные русской культуре. М. Пушкина рассказала, что с тех пор, как в 1999 году Брюсселю был подарен памятник Пушкину, бельгийцы стали проявлять больше интереса к его творчеству.
«Популярными стали ежегодные встречи у памятника 6 июня, в день рождения поэта. Возлагаются цветы и читаются его стихотворения на русском и французском языках», – сказала она.
В 1817 году друг Пушкина Антон Дельвиг сочинил для первого лицейского выпускного акта Гимн лицеистов. Он звучал каждую весну ровно 100 лет. В преддверии 200-летия Лицея он прозвучал вновь на открытии юбилейной экспозиции. «Не зарастет к нему народная тропа», – сказано провидцем.
Обсуждения Царское Село