Эта история началась с того, что москвич Анатолий Смирнов обратился в автосервис. А закончилась тем, что он был вынужден чинить машину по второму разу, неудачно судился и еще остался должен 30 тысяч рублей судебных издержек.
Toyota начала барахлить в конце минувшего лета - появилась вибрация при торможении. Поэтому 27 августа Анатолий Ефимович пригнал ее в сервис на 2-й Рыбинской улице, где уже несколько раз ремонтировался и не ждал подвоха. Отношение к клиенту было самое теплое - мастер даже подбросил его до метро на своем автомобиле. На следующий день, когда пенсионер приехал за своей легковушкой и обнаружил, что появились новые проблемы, никакого недоверия опять же не возникло.
- Принимая машину, я увидел, что на приборной панели горят две лампочки: неисправность двигателя и коробки переключения передач, - вспоминает Анатолий Смирнов. - Мы с мастером проехали круг, но так и не выяснили, в чем дело. Он предложил мне расплатиться и приехать через пару дней, когда будет на месте автоэлектрик. Я спешил на дачу, поэтому согласился.
Однако в следующий раз с пенсионером в сервисе говорили уже совсем по-другому. Дескать, неисправность налицо, но вина не наша - в таком виде вы машину и оставляли. Сын Анатолия Ефимовича съездил к знакомому механику, который обнаружил, что кто-то сломал зубчатое колесико, измеряющее обороты оси, и повредил датчик автоматической блокирующей системы. Все это тут же починили, а пенсионер отправился в первый автосервис требовать платы за ремонт.
- Там мне отказали, я обратился в суд, назначили экспертизу, - рассказывает незадачливый автовладелец. - В результате проигрыш и обязательство оплатить автосервису судебные издержки и стоимость экспертизы.
- Обжаловать решение практически нереально, - уверена юрист МОО “Общественный контроль” Мария Свиридова, специализирующаяся на автомобильных конфликтах. - Слишком много ошибок сделал потребитель. Прежде всего, с автосервисом не было заключено договора. Так происходит повсеместно, однако заказ-наряд и акт выполненных работ надо требовать, сервис не имеет права отказать. Но если все-таки отказывается - обращайтесь в Роспотребнадзор или жалуйтесь дилерам, если сервис авторизованный.
Договор должен быть полноценным - с фамилией, должностью и подписью того, кто принимает заказ, а также списком предоставляемых услуг и их стоимостью. Если машина на какой-то срок остается у механиков без присмотра хозяина, нужно составить и акт приемки-передачи. В него надо внести все видимые дефекты и неисправности, вплоть до мелких вмятин и царапин. Тогда любое повреждение со стороны автосервиса легко будет доказать. Стоит зафиксировать и комплектность, например, наличие литых дисков, а то вдруг пропадут.
Конечно, не каждый готовится к походу в автосервис, как на войну. И даже когда пенсионеру вернули его машину с неисправностями, не все еще было потеряно. Но он допустил вторую ошибку.
- Нельзя было просто так уезжать, поверив мастеру на слово, - объясняет Мария Свиридова. - Надо было составить двухсторонний акт: дескать, выявлена неисправность, в настоящее время устранить невозможно из-за отсутствия специалиста. Необязательно требовать, чтобы в документе автосервис пообещал все исправить за свой счет, - по закону ему все равно придется это сделать. Если составлять акт отказываются, надо искать свидетелей или вызывать по телефону милицию. Обычно это действует безотказно - стоит набрать 02, и автосервис готов чинить все сам.
Повреждение вашей собственности - достаточное основание для вызова людей в форме. Возможно, ждать представителей правопорядка придется долго, но оно того стоит.
Самой же фатальной ошибкой Анатолия Ефимовича было то, что он отремонтировал машину до суда и даже до экспертизы. Теперь доказать, что ее повредили именно в первом сервисе, просто нереально.
- Надо было прийти в автосервис с двумя копиями заявления с просьбой устранить неисправность в семидневный срок и получить на один из экземпляров подпись и печать организации, - советует Свиридова. - Не ставят печати - не беда. Идите на ближайшую почту и отправляйте свои заявления заказными письмами с описью вложения по юридическому и фактическому адресам сервиса. Не получив в положенный срок (7 дней) ответа или получив отрицательный, обращайтесь в суд. Исполнитель самостоятельно проведет экспертизу.
Если случай неоднозначный, то лучше все-таки перестраховаться и до суда заказать собственную экспертизу автомобиля. Это будет стоить примерно 10-12 тыс. руб., однако, если ответчик проиграет, он вернет эти деньги. Но не забудьте предупредить эксперта, что оценить ситуацию надо объективно, а не заведомо писать заключение в вашу пользу. Не секрет, что многие эксперты именно так и работают, а ложь может сослужить в суде плохую службу. Если же эксперт честно скажет, что шансов в споре у потребителя немного, это позволит отделаться малой кровью. Кстати, некоторые эксперты оформляют заключение “не в пользу клиента”, как консультацию и берут за него меньше денег.
Ну и, наконец, сам иск лучше составлять не по шаблону, который висит у мирового судьи, а с помощью специалиста, чтобы заявление выглядело грамотно и “работало” на вас максимально.
- Вообще же моя практика показывает, что если потребитель действует правильно, то автосервис устраняет свои ошибки в досудебном порядке, - резюмирует юрист.
Toyota начала барахлить в конце минувшего лета - появилась вибрация при торможении. Поэтому 27 августа Анатолий Ефимович пригнал ее в сервис на 2-й Рыбинской улице, где уже несколько раз ремонтировался и не ждал подвоха. Отношение к клиенту было самое теплое - мастер даже подбросил его до метро на своем автомобиле. На следующий день, когда пенсионер приехал за своей легковушкой и обнаружил, что появились новые проблемы, никакого недоверия опять же не возникло.
- Принимая машину, я увидел, что на приборной панели горят две лампочки: неисправность двигателя и коробки переключения передач, - вспоминает Анатолий Смирнов. - Мы с мастером проехали круг, но так и не выяснили, в чем дело. Он предложил мне расплатиться и приехать через пару дней, когда будет на месте автоэлектрик. Я спешил на дачу, поэтому согласился.
Однако в следующий раз с пенсионером в сервисе говорили уже совсем по-другому. Дескать, неисправность налицо, но вина не наша - в таком виде вы машину и оставляли. Сын Анатолия Ефимовича съездил к знакомому механику, который обнаружил, что кто-то сломал зубчатое колесико, измеряющее обороты оси, и повредил датчик автоматической блокирующей системы. Все это тут же починили, а пенсионер отправился в первый автосервис требовать платы за ремонт.
- Там мне отказали, я обратился в суд, назначили экспертизу, - рассказывает незадачливый автовладелец. - В результате проигрыш и обязательство оплатить автосервису судебные издержки и стоимость экспертизы.
- Обжаловать решение практически нереально, - уверена юрист МОО “Общественный контроль” Мария Свиридова, специализирующаяся на автомобильных конфликтах. - Слишком много ошибок сделал потребитель. Прежде всего, с автосервисом не было заключено договора. Так происходит повсеместно, однако заказ-наряд и акт выполненных работ надо требовать, сервис не имеет права отказать. Но если все-таки отказывается - обращайтесь в Роспотребнадзор или жалуйтесь дилерам, если сервис авторизованный.
Договор должен быть полноценным - с фамилией, должностью и подписью того, кто принимает заказ, а также списком предоставляемых услуг и их стоимостью. Если машина на какой-то срок остается у механиков без присмотра хозяина, нужно составить и акт приемки-передачи. В него надо внести все видимые дефекты и неисправности, вплоть до мелких вмятин и царапин. Тогда любое повреждение со стороны автосервиса легко будет доказать. Стоит зафиксировать и комплектность, например, наличие литых дисков, а то вдруг пропадут.
Конечно, не каждый готовится к походу в автосервис, как на войну. И даже когда пенсионеру вернули его машину с неисправностями, не все еще было потеряно. Но он допустил вторую ошибку.
- Нельзя было просто так уезжать, поверив мастеру на слово, - объясняет Мария Свиридова. - Надо было составить двухсторонний акт: дескать, выявлена неисправность, в настоящее время устранить невозможно из-за отсутствия специалиста. Необязательно требовать, чтобы в документе автосервис пообещал все исправить за свой счет, - по закону ему все равно придется это сделать. Если составлять акт отказываются, надо искать свидетелей или вызывать по телефону милицию. Обычно это действует безотказно - стоит набрать 02, и автосервис готов чинить все сам.
Повреждение вашей собственности - достаточное основание для вызова людей в форме. Возможно, ждать представителей правопорядка придется долго, но оно того стоит.
Самой же фатальной ошибкой Анатолия Ефимовича было то, что он отремонтировал машину до суда и даже до экспертизы. Теперь доказать, что ее повредили именно в первом сервисе, просто нереально.
- Надо было прийти в автосервис с двумя копиями заявления с просьбой устранить неисправность в семидневный срок и получить на один из экземпляров подпись и печать организации, - советует Свиридова. - Не ставят печати - не беда. Идите на ближайшую почту и отправляйте свои заявления заказными письмами с описью вложения по юридическому и фактическому адресам сервиса. Не получив в положенный срок (7 дней) ответа или получив отрицательный, обращайтесь в суд. Исполнитель самостоятельно проведет экспертизу.
Если случай неоднозначный, то лучше все-таки перестраховаться и до суда заказать собственную экспертизу автомобиля. Это будет стоить примерно 10-12 тыс. руб., однако, если ответчик проиграет, он вернет эти деньги. Но не забудьте предупредить эксперта, что оценить ситуацию надо объективно, а не заведомо писать заключение в вашу пользу. Не секрет, что многие эксперты именно так и работают, а ложь может сослужить в суде плохую службу. Если же эксперт честно скажет, что шансов в споре у потребителя немного, это позволит отделаться малой кровью. Кстати, некоторые эксперты оформляют заключение “не в пользу клиента”, как консультацию и берут за него меньше денег.
Ну и, наконец, сам иск лучше составлять не по шаблону, который висит у мирового судьи, а с помощью специалиста, чтобы заявление выглядело грамотно и “работало” на вас максимально.
- Вообще же моя практика показывает, что если потребитель действует правильно, то автосервис устраняет свои ошибки в досудебном порядке, - резюмирует юрист.
Обсуждения В автосервис - как на войну