Когда президент и правительство РФ объявили 2010-й Годом учителя, российские педагоги занервничали: “Ой, не к добру!” Ведь путь в никуда у нас традиционно начинается с благих намерений власти и громких названий. В 2009-м, в Год равных возможностей, в стране, например, закрылось рекордное количество реабилитационных центров и спецучилищ для учащихся-инвалидов. А теперь государство с рвением взялось помогать средней школе.
Чем это чревато, “Мир новостей” рассказал в прошлом номере в материале “Государство подписывает приговор бесплатному образованию”. Мы пытались этому противостоять. Да и о том, что общую школу намереваются коммерциализировать, наше издание первым из российских СМИ сообщило несколько месяцев назад. Заслуженные учителя, с которыми мы общались при подготовке публикации, тогда еще верили, что Минобр и депутаты откажутся от этой затеи. Комитеты образования в регионах откровенно именовали ее бредом. А ведомство, возглавляемое Андреем Фурсенко, категорически отказывалось пояснять собственные инициативы. На явное противоречие между желанием федеральных чиновников наделить школу правом на самоокупаемость и Конституцией РФ указывал организатор Всероссийского родительского собрания и руководитель информационного портала для педагогов (Санкт-Петербург) Евгений Барановский. Статья 43 Основного закона гласит: “Каждый гражданин РФ имеет право на образование, государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях”.
- Законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, принятый Госдумой, недавнее заявление министра Фурсенко о 60-процентной самоокупаемости средних учебных заведений к 2015 году, предложение Путина вывести за рамки школьного образования рисование, физкультуру и другие предметы - звенья одной цепи, - так Барановский комментирует последние события. - Конституция, как видим, властям не помешала. Тем более в ней нет ни строчки об объемах и формах обучающих программ, что чиновники и использовали для перевода российской школы на самофинансирование. Учителей в Москве и Санкт-Петербурге департаменты образования в данный момент инструктируют, сколько и за что брать. Уточняют, что будут три обязательных бесплатных предмета (допустим, русский язык, математика и биология), остальные - за деньги. Причем изучение трех обязательных дисциплин гарантирует учащимся “тройку” на ЕГЭ. Многие педагоги - в растерянности, родители бастуют. 1 мая в Питере состоялся митинг протеста.
И не только в Санкт-Петербурге. Похожие акции прошли на днях в городах Урала, Сибири, Дальнего Востока. Люди требуют немедленного вмешательства в ситуацию Совета Федерации России и президента.
В ряде учебных заведений дорогостоящие дисциплины из разряда “необязательных”, по словам родителей, появятся уже в начале нового учебного года. Эксперимент, по слухам, отработают на начальной школе, а к зиме за учебу будут платить и родители старшеклассников.
В Москве некоторые учебные заведения, судя по информации в прессе, уже готовятся к реализации нового закона. Так, спецшкола с углубленным изучением иностранных языков № 1257 Южного административного округа столицы якобы намерена перевести начальные классы на платную основу с сентября, сделать необязательными предметами чтение, природоведение, рисование и брать за их изучение с учащихся по 500 рублей в месяц. Родители говорят, что учителя уже предупредили их о дополнительных платных уроках математики и английского языка, которые не втискиваются в предполагаемое количество бесплатных часов. Общие расходы потянут на 1-1,5 тысячи в неделю.
Впрочем, в самой школе информацию опровергают: “Это ложь, не имеющая под собой никаких оснований. Не знаем, кто такую ерунду придумал”.
- В нашем и других округах пока не планируют делить школьные программы на платные и бесплатные предметы, - сообщила “МН” помощник начальника департамента Южного окружного управления образования Наталья Лошкарева. - Ни у кого нет нормативов и стандартов основных и дополнительных дисциплин. Они не определены государством.
- Сейчас не определены, завтра выберут, - вздыхает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков. - Разговоры чиновников о дополнительном образовании - это лукавство. Профессионалам понятно, что в школе, нацеленной на получение прибыли, в разряд “необязательных” дисциплин попадет большая часть развивающих предметов. Нынешние реформы - не что иное, как попытка двигаться вверх по ведущей вниз лестнице. Весь мир пытается подтянуть обычные школы до уровня элитных, а мы стараемся превратить общее образование в рынок, где будет действовать один принцип: чем больше денег учебное заведение берет с родителей, тем оно эффективнее. Государство отказывается от социальной функции, образование перестает быть общедоступным. Россия и так тратила на него немного: 3,5% средств - из федерального бюджета и 5,5% - от всей совокупности средств (федеральных, региональных, муниципальных), тогда как Америка расходует на те же цели 11% своего ВВП, Китай - 12%, Япония - 13%. Чувствуете разницу? К слову, упомянутые выше 3,5% из федерального бюджета на образование - это 400 млрд рублей. А на весьма сомнительную программу “Чистая вода”, которую лоббирует спикер Грызлов, готовы потратить 15 трлн рублей (подробнее см. на стр. 28). С 2011 года российская школа фактически станет совершенно независимым от государства коммерческим предприятием. Да и негосударственные образовательные учреждения пострадают. Их ждет жесткая конкуренция. Выживут только элитные или корпоративные. Например, заведения, где учатся дети управляющих банками. К чему все перечисленное приведет? К социальному взрыву.
Чем это чревато, “Мир новостей” рассказал в прошлом номере в материале “Государство подписывает приговор бесплатному образованию”. Мы пытались этому противостоять. Да и о том, что общую школу намереваются коммерциализировать, наше издание первым из российских СМИ сообщило несколько месяцев назад. Заслуженные учителя, с которыми мы общались при подготовке публикации, тогда еще верили, что Минобр и депутаты откажутся от этой затеи. Комитеты образования в регионах откровенно именовали ее бредом. А ведомство, возглавляемое Андреем Фурсенко, категорически отказывалось пояснять собственные инициативы. На явное противоречие между желанием федеральных чиновников наделить школу правом на самоокупаемость и Конституцией РФ указывал организатор Всероссийского родительского собрания и руководитель информационного портала для педагогов (Санкт-Петербург) Евгений Барановский. Статья 43 Основного закона гласит: “Каждый гражданин РФ имеет право на образование, государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях”.
- Законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, принятый Госдумой, недавнее заявление министра Фурсенко о 60-процентной самоокупаемости средних учебных заведений к 2015 году, предложение Путина вывести за рамки школьного образования рисование, физкультуру и другие предметы - звенья одной цепи, - так Барановский комментирует последние события. - Конституция, как видим, властям не помешала. Тем более в ней нет ни строчки об объемах и формах обучающих программ, что чиновники и использовали для перевода российской школы на самофинансирование. Учителей в Москве и Санкт-Петербурге департаменты образования в данный момент инструктируют, сколько и за что брать. Уточняют, что будут три обязательных бесплатных предмета (допустим, русский язык, математика и биология), остальные - за деньги. Причем изучение трех обязательных дисциплин гарантирует учащимся “тройку” на ЕГЭ. Многие педагоги - в растерянности, родители бастуют. 1 мая в Питере состоялся митинг протеста.
И не только в Санкт-Петербурге. Похожие акции прошли на днях в городах Урала, Сибири, Дальнего Востока. Люди требуют немедленного вмешательства в ситуацию Совета Федерации России и президента.
В ряде учебных заведений дорогостоящие дисциплины из разряда “необязательных”, по словам родителей, появятся уже в начале нового учебного года. Эксперимент, по слухам, отработают на начальной школе, а к зиме за учебу будут платить и родители старшеклассников.
В Москве некоторые учебные заведения, судя по информации в прессе, уже готовятся к реализации нового закона. Так, спецшкола с углубленным изучением иностранных языков № 1257 Южного административного округа столицы якобы намерена перевести начальные классы на платную основу с сентября, сделать необязательными предметами чтение, природоведение, рисование и брать за их изучение с учащихся по 500 рублей в месяц. Родители говорят, что учителя уже предупредили их о дополнительных платных уроках математики и английского языка, которые не втискиваются в предполагаемое количество бесплатных часов. Общие расходы потянут на 1-1,5 тысячи в неделю.
Впрочем, в самой школе информацию опровергают: “Это ложь, не имеющая под собой никаких оснований. Не знаем, кто такую ерунду придумал”.
- В нашем и других округах пока не планируют делить школьные программы на платные и бесплатные предметы, - сообщила “МН” помощник начальника департамента Южного окружного управления образования Наталья Лошкарева. - Ни у кого нет нормативов и стандартов основных и дополнительных дисциплин. Они не определены государством.
- Сейчас не определены, завтра выберут, - вздыхает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков. - Разговоры чиновников о дополнительном образовании - это лукавство. Профессионалам понятно, что в школе, нацеленной на получение прибыли, в разряд “необязательных” дисциплин попадет большая часть развивающих предметов. Нынешние реформы - не что иное, как попытка двигаться вверх по ведущей вниз лестнице. Весь мир пытается подтянуть обычные школы до уровня элитных, а мы стараемся превратить общее образование в рынок, где будет действовать один принцип: чем больше денег учебное заведение берет с родителей, тем оно эффективнее. Государство отказывается от социальной функции, образование перестает быть общедоступным. Россия и так тратила на него немного: 3,5% средств - из федерального бюджета и 5,5% - от всей совокупности средств (федеральных, региональных, муниципальных), тогда как Америка расходует на те же цели 11% своего ВВП, Китай - 12%, Япония - 13%. Чувствуете разницу? К слову, упомянутые выше 3,5% из федерального бюджета на образование - это 400 млрд рублей. А на весьма сомнительную программу “Чистая вода”, которую лоббирует спикер Грызлов, готовы потратить 15 трлн рублей (подробнее см. на стр. 28). С 2011 года российская школа фактически станет совершенно независимым от государства коммерческим предприятием. Да и негосударственные образовательные учреждения пострадают. Их ждет жесткая конкуренция. Выживут только элитные или корпоративные. Например, заведения, где учатся дети управляющих банками. К чему все перечисленное приведет? К социальному взрыву.
Обсуждения Достойное образование - только детям банкиров?