Боевые искусства. Ушу

Характерная для Китая тенденция выделять во всех вещах и явлениях две стороны – Янскую (активную, явную) и Иньскую (пассивную, скрытую) – отразилась и в традиционном делении стилей на «внешние» и «внутренние».

«Внешние» стили (Вайцзя) ассоциируются со светлым мужским началом Ян, а «внутренние» стили (Нейцзя) – с темным женственным Инь.
Боевые искусства. Ушу
Согласно этой же теории, каждое качество, достигая своего предельного состояния, зарождает противоположное. Так, через «мягкость» «внутренних» стилей достигают огромной силы и динамичности, а через «жесткие» методы «внешних» стилей приходят к «мягкости». Кроме того, каждая школа Ушу строится на определенном соотношении твердого и мягкого, явного и скрытого, активного и пассивного.

Традиционно в Китае понятие «внешний» не содержит в себе никакой негативной оценки. Под «внешним» имеется ввиду подчеркнутая воинственность и динамичность техники. Кроме того, понятие «внешнее» относится к относительно более жесткому виду внутреннего усилия Цзин, а также к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т.п.

Группа стилей Вайцзя является гораздо более многочисленной и разнообразной, чем группа стилей Нейцзя. Иногда стили Вайцзя называют также «Шаолиньскими» благодаря китайскому монастырю, который многие называют самым выдающимся монастырем на земле.

В действительности было два монастыря Шаолинь.

Первоначальный — в провинции Хэнань на севере Китая, он существует и поныне.

Был и другой монастырь Шаолинь — в провинции Фуцзянь на юге.

Когда заподозрили, что там скрываются революционеры, армия династии Цин сравняла его с землей.Северный монастырь Шаолинь был основан в 495 г. н.э. индийским монахом по имени Батуо. Он считался храмом китайских императоров, где на протяжении веков монахи возносили небу молитвы о процветании империи. Многие из шаолиньских монахов были философами, поэтами, учеными и удалившимися от мирской суеты генералами в отставке. Среди них были выдающиеся люди, такие, как всемирно известный китайский астроном И Син, известный путешественник и переводчик Сю-ань Цзан и “чудотворный” целитель Чжань Чжи.

В 527 г. н. э. в монастырь Шаолинь прибыл преподобный Бодхидхарма, чтобы преподавать медитацию. Для того чтобы укрепить дух и тело монахов, Бодхидхарма обучил их двум комплексам упражнений. Первый из них — “восемнадцать рук лоханя”, второй — основа “мускульных метаморфоз”.

Позже эти системы упражнений легли в основу шаолиньского гунфу и цигун. Поэтому Бодхидхарма почитается как первый патриарх кунг-фу монастыря Шаолинь. Он также основал чань(или дзэн)-буддизм.

Представители «внутренних» школ нередко критиковали «шаолиньцев» за то, что их сила груба и поверхностна, техники «прямолинейны», а все искусство сводится к изучению различных приемов. Действительно, некоторые школы «внешнего» Ушу в народной и военной среде были всего лишь нехитрыми системами рукопашного боя и боя с различным традиционным оружием. Основной задачей таких школ было как можно скорее обучить людей элементарным боевым техникам и достаточно простым способам увеличения их физических возможностей. Однако традиционные школы, развивавшиеся и выжившие в довольно жесткой конкуренции, школы монастырские и семейные (клановые) нельзя упрекнуть в «поверхностности».

Многолетние программы обучения в таких школах предусматривали множество сложнейших методов внутренней работы Нейгун, как жестких, так и мягких систем Цигун. Не говоря уже об основной практике буддийских и, в особенности, чаньских монахов – медитации, опыт которой мог иметь решающее значение в подготовке искусного бойца. Так же неоднозначно обстоит дело с известным принципом «заимствования чужого усилия», то есть искусством использовать усилие атакующего против него же самого при минимальном приложении собственной силы. Этот принцип, ставший главнейшим во «внутренних» стилях Ушу, отнюдь не чужд традиционным «внешним» стилям. Именно умение использовать чужую силу и считалось признаком настоящего мастерства (гунфу) абсолютно во всех стилях Ушу.

Методы обретения мастерства во «внутренних» стилях более мягкие и естественные, однако ввиду их неявного характера они могут быть очень сложны и расплывчаты для начинающих. Явные, ощутимые результаты обычно достигаются только через несколько лет постоянной практики, а полное освоение мастерства требует десятилетий. Методы Шаолиня, суровые, требующие больших волевых и физических затрат, более понятны и ясны в ощущениях и дают сравнительно быстрый эффект в боевом мастерстве. Известно, что подавляющее число знаменитых мастеров «внутренних» стилей Ушу в юности прошли серьезную подготовку в традиционных «внешних» стилях.

Семейство «внешних» школ ушу состоит из множества разнообразных стилей среди которых принято выделять два основных направления – Бэй Пай (Северные школы) и Нань Пай (Южные школы). Разница между стилями Севера и Юга в какой-то мере отражает особенности телосложения северных и южных народностей Китая.

Северянам, обычно более рослого и часто даже могучего телосложения, было выгодно держать в рукопашном бою среднюю и дальнюю дистанцию, активно используя удары ногами и длинные перемещения.

Южане, как правило, небольшого роста, предпочитали в бою близкую или среднюю дистанцию, очень устойчивые позиции, компактные перемещения и технику ударов руками. Кроме того, южанам необходимо компенсировать недостаток мышечной массы особо мощным «выбросом усилия» во время ударов. Компактность южных стилей обусловлена также условиями жизни южан: маленькие семейные дворики, узкие улочки, в прибрежных районах – «жизнь на воде» в лодках и домах на сваях.

Типичными примерами Северного направления могут служить разнообразные стили, составляющие Ушу Суньшанского Шаолиньского монастыря: Хун цюань – «красный кулак», Пао цюань – «пушечный кулак», Таньтуй – «пружинящая нога»; а также стили китайских мусульман: Ча цюань, Ша цюань и другие. Типичные Южные стили сгруппированы вокруг Фуцзяньского Шаолиня: Хунцзя цюань – «стиль семьи Хун», ЦайЛиФо цюань, Юнчун цюань (в европейском произношении Вин Чун), Ланьшань цюань (Ламсон куэн) – кулак Лазурной Горы и другие. Среди Северных и Южных школ Ушу есть категория стилей, которую можно выделить в особую группу. Это стили «Подражательные».

Надо сказать, что практически во всех стилях есть движения в той или иной степени имитирующие животных. Однако в обычных школах имитируют лишь принцип, характерный для движений какого-либо животного (например, в шаолиньских школах Севера и Юга распространены техники 5 зверей – Дракона, Змеи, Тигра, Леопарда и Журавля), в то время как в стилях подражательных имитируют помимо принципа и сам образ животного. Поэтому иногда эти стили называют образными. К этой группе относятся: Танлан цюань – «стиль богомола», Хоу цюань – «стиль обезьяны», Байхэ цюань – «стиль белого журавля» и другие.

Своим многообразием стили Ушу обязаны и тому факту, что в Средневековом Китае боевым искусством занимались очень разные социальные слои населения. Это, во-первых, буддийские и даосские монахи, а также конфуцианцы, во-вторых, «бродячие удальцы» – разбойники, в-третьих, ученые, чиновники, крестьяне, офицеры императорской армии, члены тайных обществ. Много школ передавалось «в семье» – от отца к сыну. Такие школы назывались «семейные». Следует отметить, что среди множества стилей китайского Ушу невозможно выбрать лучший, сильнейший. Каждый предоставляет возможности, а все остальное делает человек. Знаменитая поговорка гласит: «Силу побеждает Техника, а Технику – Дух». Поэтому практика любого стиля Ушу – это, прежде всего, духовная практика.
×

По теме Боевые искусства. Ушу

Боевые искусства

В современном мире воинские искусства Востока, до сих пор вызывают немало...
Журнал

Манифест Нового Искусства - Искусства синтеза

Искусство — праздник напитывания пространства мыслью Творца. Торжество...
Журнал

Пентагон намерен использовать боевые лазеры против пиратов

В ближайшем будущем Пентагон готовится использовать корабельные боевые лазеры...
Журнал

Шаолиньское ушу

После недолгой медитации китаец размахнулся и со всей силы шарахнул себя по...
Журнал

Занятия Ушу

Олимпийских видов спорта вскоре может стать больше. Китай намерен добиваться...
Журнал

Традиция ушу

Есть ли «тайный код» в ушу? Прошло почти два десятилетия с момента начала...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество