Кладбище машин

Гибнущая машина начинает издавать пронзительный визг, а потом – хлоп! – и разлетается лобовое стекло. Звяк, звяк! – взрываются фары. Проходит несколько секунд, и наш седан превращается в лепешку полметра толщиной, а дробилка снова разевает свою пасть, готовясь заглотить новую, чуть тронутую ржавчиной жертву.
Кладбище машин
Мы присутствуем лишь при одном из этапов высокоэффективного технологического процесса, направленного на то, чтобы машины после смерти вернулись к исходным элементам, из которых когда-то их сделали, и получили шанс родиться заново – и так снова, снова и снова…

Каждый год в США продается 17 миллионов автомобилей. Это означает, что примерно такое же количество выталкивается с дорог в объятия перерабатывающей промышленности, которая утилизирует порядка 350 000 тонн металлолома в месяц. БЧльшую часть утиля – куски стали, меди, алюминия и резины – на предприятиях южного Мичигана подвергают многократному дроблению, сортировке и переплавке. В дело идет почти все, из чего состоял старый автомобиль. А недалеко от этих заводов рабочие «Большой тройки» – концернов General Motors, Ford и DaimlerChrysler – суетятся вокруг автосборочных конвейеров, создавая новые машины. Грустно думать, что и их ждет та же судьба.

Автомобиль стал, пожалуй, самой одушевленной машиной из всех, что окружают человека, и процесс его уничтожения – зрелище трагичное, но одновременно захватывающее и прекрасное. Провожая в последний путь своего стального друга, невольно задумываешься, сколько дорог оставлено за его кормой, сколько приключений было пережито за его рулем, сколько нудных часов он простоял в самых разнообразных пробках, пока не прибыл в последнюю гавань, чтобы стать просто лепешкой металлолома.

Из всех потребительских продуктов в мире автомобиль утилизируется наиболее эффективно и практически без остатка – в США в переработку поступает 95% всех автомобилей. Этот показатель радикально превосходит масштабы переработки по таким лидерам вторсырья, как старые газеты (74%), алюминиевые банки (51%) и стекло (22%). БЧльшая часть материала, полученного от переработки автомобилей, обретает новую жизнь в новых машинах – обивка, испачканная пролитым кофе, станет в будущей жизни воздушным фильтром, измочаленные шины превратятся в накладки тормозных педалей и половые коврики. После того как одна из установок на заводе Fritz Enterprises разжует автомобиль на мелкие кусочки, «дробленый лом» пройдет на конвейере мимо огромных электромагнитов, которые выудят из него обломки стали. Груды того, что осталось, отправятся на перерабатывающий завод компании Huron Valley Steel в Бельвилле. Высокотехнологичный процесс флотации отсортирует из них алюминий, а вся неметаллическая труха будет продана в Индию или Китай, где все еще остается рентабельной окончательная ручная сортировка.

Алюминий, медь и цинк – наиболее ценные материалы, содержащиеся в старых машинах. Компания Huron Valley отправляет алюминий на литейный завод компании Fritz Products в Ривер-Руж, где Кен Филипковский и Лари Дюпуи переплавляют металл и отливают чушки, готовые к использованию в новом производстве. «Вторичный алюминий найдет применение где угодно – от автомобилей до садовых мангалов, – говорит Филипковский, бригадир смены на заводе (на фотографии он стоит). – Каждый раз, когда я вижу что-нибудь алюминиевое, задумываюсь, не наш ли это металл».

В конце концов около 25% от каждой машины заканчивает жизнь на мусорных свалках. Объяснить это можно лишь тем, что площади под свалки пока еще дешевы, а технологии утилизации неметаллических материалов – дороги. Впрочем, так будет продолжаться недолго – дорожают и территории, и ресурсы. И все равно – пока мы сидим за рулем, не стоит забывать: ненасытная дробилка всегда голодна, и когда-нибудь придет очередь вашей машины.

Смерть автомобиля – умело спланированный, высокотехнологичный ритуал, к сожалению, не во всех странах. В России лишь малая часть старых автомобилей утилизируется примерно так же, как в Америке. У нас до сих пор не существует общенациональной системы утилизации автомобилей. Если в Европе и Америке ответственность за утилизацию несет производитель, то у нас – его последний владелец. Там утилизацию оплачивают автокомпании, а человек, сдающий машину в утиль, напротив, получает за это деньги. У нас деньги берут с владельца. Так что неудивительно, что большинство автомобилей в России умирают медленно и неинтересно, без всяких реинкарнаций. Они просто сгнивают на обочинах, во дворах и гаражных кооперативах.
×

По теме Кладбище машин

Безопасность машин

К сожалению, на дороге встречается всякое, и автомобиль, даже самый маленький...
Журнал

День без машин

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России призывает горожан 22 сентября...
Журнал

Ученые нашли свинец в воде из кофе-машин некоторых компаний

Уровень свинца, содержащегося в воде из кофе-машин, в 10 раз превышает...
Журнал

Навязчивая идея и изобретатель мира машин

Человек давно живет в мире машин. Огромных монстров уже в век пара темные люди...
Журнал

Луддиты и восстание против машин

Луддиты — участники уличных протестов конца XVIII – начала XIX века в Англии...
Журнал

Кладбище планет

Камни из космоса – не редкие гости на Земле. Каждый год сквозь плотные слои...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество