Спасение ВАЗа обходится казне слишком дорого

Удручающие новости о состоянии нашего автомобильного рынка приходят буквально отовсюду. Так, на днях дальневосточное таможенное управление опубликовало статистику, согласно которой через него за 5 месяцев 2009 года в Россию ввезли чуть более 18 тысяч автомобилей. Если сравнить эту цифру с данными аналогичного периода прошлого года, то выходит, что импорт уменьшился более чем в 10 раз. Сопоставимо упали и бюджетные поступления: примерно с 17,3 до 3,2 млрд рублей. И это речь только о Дальнем Востоке. На западных границах динамика примерно такая же, хотя точной статистики пока не обнародовано. Так что общие потери государства за полгода, скорее всего, превысят 20 миллиардов.

Таков закономерный итог введения заградительных пошлин на подержанные автомобили, которые власти установили в начале этого года. Планировалось при этом, что люди, лишенные возможности выбора, тут же бросятся скупать ВАЗы. Не тут-то было.

Так, ассоциация европейского бизнеса опубликовала данные о продаже новых автомобилей в январе - мае. Всего было продано 645,2 тысячи машин. Это на 47% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем динамика отрицательная. Майское падение составило уже 58%. Продукция АвтоВАЗа продается хоть и лучше иномарок, но и по ней спад составляет 45%. Конечно, в основном дело в кризисе, но и в ошибках чиновников тоже.

Так, льготные кредиты почти никто не берет. Ставки по ним все равно высокие. А многим “жигули” и задаром не нужны. Например, жителям Дальнего Востока, куда за бюджетные деньги тольяттинские машины доставляют вообще бесплатно. На эти цели из казны выделена огромная сумма - 2 миллиарда рублей. Так вот, почти за полгода в рамках программы продали всего несколько сотен машин. О таком итоге, кстати, предупреждали большинство экспертов. Но для чиновников происходящее, похоже, стало сюрпризом, и теперь они судорожно ищут выход из положения.

Например, Владимир Путин, затеявший всю эту историю с пошлинами, теперь призывает не изобретать велосипед и обратиться к западному опыту. Во многих странах, например в Германии и во Франции, людям, сдающим старую машину и покупающим продукцию местного автопрома, государство дает несколько тысяч евро. В результате спад продаж удалось если не совсем остановить, то по крайней мере серьезно замедлить. Как подобная схема будет работать в России, пока неясно. Вроде бы речь идет о компенсации за старый автомобиль в 50 тысяч рублей. Однако неясно, будут ли принимать любые машины или только отечественные и какие именно автомобили можно купить в рамках программы. Если чиновники пойдут по пути с льготными госкредитами, то толку точно не будет. Сейчас стоимость машин, которые можно приобрести с помощью государства, составляет всего 350 тысяч рублей, и это касается в основном вазовской продукции. Правительство, правда, думает о том, чтобы поднять планку до 600 тысяч. Тогда под льготы попадут практически все бюджетные иномарки, собранные в России. Но если процедура получения кредита останется такой же сложной, а кредитные ставки - высокими, прорыва ждать не стоит.

В любом случае, если власти все-таки решатся платить за старые машины, это станет большим шагом вперед. А процедуру всегда можно подкорректировать.

Возможно, осенью правительству придется вернуться и к вопросу о пресловутых пошлинах, которые пока введены на год. Резонов для пересмотра ставок сразу несколько. Помимо вышеупомянутых недопустимых убытков для казны и низкой эффективности они приносят еще и социальный вред. Протесты перегонщиков и потенциальных покупателей хоть и поутихли, но продолжаются.

А вот кто в этой катастрофической ситуации чувствует себя хорошо, так это АвтоВАЗ. Выпросив огромную госпомощь, руководство предприятия теперь чуть ли не ежедневно обещает в недалеком будущем завалить страну недорогими и качественными автомобилями. Как собственной разработки, так и на базе платформ Renault. Впрочем, подобные обещания мы слышим из Тольятти уже десятки лет. Обострение оптимизма у менеджеров завода наступает, как правило, в тот момент, когда от правительства нужно получить деньги или эти деньги освоить. Впрочем, если продажи будут падать дальше, то и на ВАЗе начнутся проблемы. Так, уже сейчас появились сообщения, что с осени завод может ввести неполную неделю для рабочих, сократив им зарплаты.

Пожалуй, единственная хорошая новость, касающаяся автомобилей, пришла с Ижевского автозавода. Там вроде бы возобновляется сборка автомобилей Kia. “МН” уже писал, что руководству предприятия никак не удавалось договориться с корейцами о цене машино-комплектов. В результате завод, обремененный огромными долгами, оказался на грани краха, и были планы по увольнению чуть ли не всех его работников. Сейчас проблема с машино-комплектами решена, и сокращение персонала будет не столь катастрофичным. Впрочем, удастся ли ижевцам в условиях нынешнего спада продаж выбраться из финансовой пропасти - большой вопрос.
×

По теме Спасение ВАЗа обходится казне слишком дорого

Москва: жилье по соседству с призраками обходится недешево

Конечно, средняя цена квартир в мистически прославленных районах зависит не...
Журнал

Слабоумие обходится мировому сообществу в $604 млрд в год

Обслуживание слабоумных больных обходится мировой экономике примерно в $604 млрд...
Журнал

Морское пиратство обходится мировой экономике в $7–12 млн

Морское пиратство обходится мировой экономике в $7–12 млн в год, сообщили в...
Журнал

Жизни рыки слишком громки

Новая рецензия Shrike на 'Зябнет зябликом душа...' Дмитрий-Три: Хорошее...
Журнал

Роберт Максвелл: человек, который слишком много знал

Несмотря на то, что Максвелл был бизнесменом – британским медиа-магнатом, до сих...
Журнал

Новая российская ракета-носитель оказалась слишком тяжелой

Новая российская ракета-носитель «Русь-М», которую разрабатывает ракетно...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество