Аптеки узкого профиля

Аналитики спрогнозировали изменения на отечественном фармацевтическом рынке

В России могут появиться аптеки узкого профиля. Такой прогноз сделали эксперты отраслевого аналитического агентства ЦМИ «Фармэксперт». По мнению аналитиков, в ближайшие два года сокращение ассортимента в аптеках станет одной из основных тенденций.
Аптеки узкого профиля
Особенно это будет заметно по крупным сетям. В итоге на рынок могут прийти «нишевые» аптеки, сосредоточенные на продаже одной или нескольких групп лекарственных средств.

В ежегодном прогнозе возможных событий на российском фармацевтическом рынке аналитики «Фармэксперта» отметили, что во второй половине 2009 года и в 2010-м возможно появление аптек узкого профиля.

«Потребители могут столкнуться с тем, что в аптеках произойдет дифференциация ассортимента». То есть какой-то минимум препаратов останется у всех, его будут строго контролировать, но в аптеках типа «А» будут одни лекарства, а в аптеках типа «Б» - другие, - говорит директор по маркетинговым проектам отраслевого аналитического агентства Давид Мелик-Гусейнов. - Уже сейчас население начинает чаще покупать лекарства в несетевых аптеках, и, видимо, этот процесс продолжится до конца кризиса. Возможно, появится больше мелких аптечных сетей-дискаунтеров».

Меньше аптек в России не станет, но и появления новых ожидать не стоит. Как не стоит ожидать и снижения цен на лекарства. Наоборот, по оценкам участников рынка, цены, несмотря на усилия государства, будут только расти. Никаких особых новых лекарств на фармрынок России, скорее всего, в нынешнем и следующем году не поступит, считает Мелик-Гусейнов. Если раньше российский рынок двигали и увеличивали именно инновационные препараты, то теперь такие инвестиции будут заморожены.

Эксперты считают, что оптовики и аптеки сократят закупки препаратов-аналогов, их выбор в аптеках уменьшится. Меньше станет в рознице и убыточных лекарств, а это в первую очередь отечественные препараты.

«Безусловно, государство хочет принять ряд мер, способных приостановить развитие этой ситуации, - считает Мелик-Гусейнов, - но предлагаемые решения скорее работают на стабильном рынке, когда не нужно лавировать в неожиданно возникающих экономических проблемах».

Как отмечают эксперты, для инвесторов самым интересным в нынешнем и следующем году будет вложение средств в M&A-активность: совсем скоро, с лета, эксперты ожидают начала «золотого года слияний и поглощений», поскольку фармбизнес в России явно переоценен. Сейчас дистрибьюторы и розница уже лучше осознают свою реальную стоимость.

«Если еще год назад одна условная аптека, выставленная на продажу, оценивалась примерно в шести-восьмимесячный оборот, то сегодня такая оценка снизилась до размеров пятимесячного оборота, говорят эксперты. Идет масштабная реструктуризация активов, цены на них будут постепенно снижаться», - комментирует Мелик-Гусейнов.

Эксперты предполагают, что на фармрынок могут прийти крупные инвесторы, скорее всего, из смежных или далеких от фармации отраслей, из тех сфер промышленности и бизнеса, где дела сейчас обстоят хуже всего.

Осторожно относятся аналитики к заявлениям российских чиновников о возможном строительстве отечественных заводов по производству лекарств. На такие проекты уйдет не один год кропотливой работы, а средний период окупаемости таких вложений - три-пять лет. Государство же хочет получить на выходе таких проектов дешевые препараты, а спрос населения на них постепенно падает.

Прогнозируя действия государства, эксперты считают, что ведомства ближе ко второй половине 2009 года будут активнее регулировать цены на препараты. Производителей лекарств, входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, заставят регистрировать предельные отпускные цены. Вероятно, будет минимизирована предельная величина надбавок для оптовиков и розничной продажи.

Кроме того, возможно, государство предпримет попытку сформировать предельные надбавки для групп регионов, собранных по принципу федеральных округов или часовых поясов, ужесточится контроль системы распределения лекарств по госпрограммам, будет объявлена война складским запасам (по данным Росздравнадзора, дорогостоящей продукции на региональных складах «зависло» на 15 млрд рублей). Контроль деятельности регионов будет усилен, часть чиновников могут потерять рабочие места.

Скорее всего, бюджеты на закупку лекарств для льготников не будут сокращены, а возможно, даже несколько увеличатся, но их покупательская способность станет ниже (то есть лекарств на эти деньги можно будет купить меньше, чем планировалось). Поэтому эксперты прогнозируют «просадки» объемов госзакупок препаратов во втором полугодии 2009--2010 годов, так что дефицит лекарств сохранится.

Производители, имеющие госзаказ, дабы остаться на плаву, начинают заблаговременно учитывать такие тенденции: усиливают коммерческие продажи, выходят на смежные рынки сбыта, в том числе на рынок поставок лекарств для клиник с использованием административного давления.

Отечественные фармпроизводители так и будут находиться в менее выгодном положении, чем иностранные. Слабая финансовая «подушка», а также ограниченность доступа к кредитам не позволяют им чувствовать себя на рынке уверенно. Потребители критично относятся к продукции отечественного фармпрома, не лучшая репутация которого не позволяет отечественным компаниям сделать рывок вперед.

Эксперты считают, что до конца 2010 года ни преференции в госпрограммах, ни стратегия «Фарма-2020» не изменят расклада сил на фармрынке. Тем более что стратегия «Фарма-2020», подготовленная рабочей группой Минпромторга, так и не была официально принята и профинансирована, и, скорее всего, ее реализацию отодвинут до лучших времен.

Примерно так же будет и с введением европейских правил надлежащего производства - стандартов GMP. Так что ожидать прорыва в качестве отечественных препаратов населению не приходится.

Иностранные производители не торопятся покупать компании на российском рынке и основой своей стратегии выберут скорее маркетинг в разных его вариациях. Все больше будет прямой рекламы препаратов.

Так, по отчетам различных информационных агентств, за период с сентября 2008 года по февраль 2009-го объем рекламы фармпродукции во всех СМИ вырос в среднем на 15%. В то время как реклама на рынках бытовой техники, продуктов питания, алкоголя резко упала.

Эксперты предсказывают, что влияние крупных оптовиков вновь увеличится, а среднему и мелкому оптовому бизнесу придется еще сложнее: владельцы мелких компаний могут уйти с рынка.

«В зону риска попадают региональные и «карманные» дистрибьюторы, - говорит Мелик-Гусейнов. - В аптечной рознице все меньше будут пользоваться спросом биологические добавки и товары для красоты и здоровья.

Владельцам бизнеса эксперты советуют следить за своей долей рынка и не задумываться о росте продаж. Уже в 2009 году им, скорее всего, придется изменить привычное отношение к таким показателям, как прибыль и рентабельность бизнеса. До конца года рост рынка в рублях ожидается в размере 33%, в упаковках он может уменьшиться до 3%, но эксперты предупреждают, что период май - июнь для фармбизнеса может быть критическим".

В связи с продолжающимся ростом цен на лекарства населению придется все большие личные ресурсы выделять на лечение. По данным директора Института проблем общественного здравоохранения Юрия Крестинского, доля населения России, вынужденная копить средства на лечение, за период с 2008 по 2009 год увеличилась с 10,9 до 29,2%.
×

По теме Аптеки узкого профиля

Первые аптеки Москвии

Принято считать, что аптечное дело в России началось в XVIII веке, когда Петр I...
Журнал

Узкая тропинка, которая ведет меня

В оригинальном тексте Зоара нет разделения на параграфы с номерами и статьи. Это...
Религия

Профиль 1_3 Исследователь-Мученик

Основное требование для комфортного существования человека с Профилем 1/3...
Психология

Профиль 1_4 Исследователь-Оппортунист

В каждом Профиле сочетаются две Линии – это ваши сознательные и подсознательные...
Психология

Профиль 2_4 Отшельник-Оппортунист

При знакомстве с Профилем 2/4 вы сразу поймете, что встретились с удивительным...
Психология

Профиль 2_5 Отшельник-Еретик

Любой Профиль – это объединение двух Линий (сознательной и подсознательной). В...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Золотая цепь духовности
Быть спокойным - самое ценное качество