Иметь веру в человека

Чем объясняется ваш столь глубокий интерес к психологии?

Ансельм Грюн: До 24 лет меня больше интересовала философия, в частности Хайдеггер, Сартр… Но в 1968 году у нас в аббатстве наступил период экзистенциального кризиса.
Иметь веру в человека
Обряды словно бы лишились смысла, все казалось каким-то устаревшим. Сам же я переживал эмоциональный кризис, сомневался: правильно ли выбрал предмет моих занятий, готов ли к предстоящему духовному пути? Мне нужно было проявить волю и рассудительность, а я был захвачен особенной дружбой с одной женщиной. Вот почему я заинтересовался групповой психотерапией и связями между психологией и духовностью, в частности работами Юнга. Несколько раз я ездил на трехнедельные курсы в центр экзистенциальной психологии в Шварцвальде, где занимался медитацией, телесными практиками, творчеством, релаксацией…

Монашеская жизнь оказалась проще или труднее, чем вы себе представляли, постригаясь в монахи?

Поначалу, конечно, я боялся жизни в замкнутом мире, но на деле это оказалось совсем не похоже на мои страхи. Преодолев кризис, я понял, что путь монашества помогает мне обрести определенное равновесие между одиночеством и жизнью в общине, молитвой и трудом… Это помогло мне удержаться в жизни. И потом, благодаря тому что я занимаюсь психологической помощью, у меня очень много контактов с внешним миром. Я и не представлял себе, что буду получать столько приглашений, что потребность в помощи будет так велика.

Когда вас называют «монахом-психотерапевтом», вы с этим согласны?

Я себя определяю немецким словом Seelsorger – «тот, кто заботится о душе». Я тот, кто лечит душу, но при этом еще и разбирается в психологии. Вначале я занимался с молодыми, которые не могли справиться со своими проблемами, а потом мы стали принимать в нашем аббатстве разных людей, приезжавших сюда за поддержкой. Еще у нас есть Recollectio-Haus, специальный дом, принимающий на трехмесячный срок священников и монахинь, переживающих кризис. В качестве духовного опекуна я работаю там вместе с психотерапевтами-мирянами – двумя мужчинами и одной женщиной, получившими подготовку в разных школах (гуманистическая психология, гештальт, поведенческая терапия). Я сам тоже встречаюсь со своим супервизором каждые полтора месяца.

От чего страдают эти люди церкви?

От депрессий и сомнений в своем призвании. Они сомневаются в том, что избрали верный путь, в их общинах возникают конфликты, или они находятся в разладе с собой. Обнаружив в себе гомосексуальные склонности, они не знают, как с этим справиться… В общем, те же трудности, что и в мирской жизни!

Как вы сочетаете психологические знания и веру?

Есть два вида веры: вера, «правильно функционирующая» (она укрепляет здоровье), и вера как бегство от реальности, особенно от нашей собственной внутренней реальности. Тут психология очень помогает: благодаря ей верующий не отворачивается от движений собственной души, от самопознания. Бегство от себя может только навредить нам. Возьмем, к примеру, страх – я могу пытаться бороться с ним, ожидая, что Бог его устранит, но если я не нашел его причины, если я не проделал необходимой психологической работы, то это ничего не даст. Надо понять, с чем связан этот страх, какие ожидания за ним стоят. Роль психологии состоит в том, чтобы верующий был искренен, чтобы он ничего не скрывал от самого себя. Наше представление о себе и образ Бога неразрывно связаны, так что если у нас негативное, нездоровое представление о самих себе, то мы и Бога представляем себе неверно. Все, что я приношу Богу, я должен сначала нащупать в себе сам.

Что такое «правильная» вера?

Она основывается на доверии к жизни, на ощущении, что мы в руках Господа и нам нет нужды опираться на похвалы и признание других. Верить в Бога – это еще

и верить в человека. Моя вера выражается в том, как я себя веду с другими людьми. Многие священники проповедуют о Боге, но если при этом на человека они смотрят пессимистично, значит, настоящей веры у них нет!

Вы опираетесь на труды отцов-пустынников и св. Бенедикта. В чем их глубокая целебная сила?

Отцы-пустынники наблюдали все человеческие страсти, эмоции и размышляли о том, как можно держать их в узде не подавляя. А устав св. Бенедикта задает рамки монашеской жизни, в нем очень подробно описаны ее ритуалы. Эти обряды и аскеза создают особое священное время, отделенное от мира, оно расширяет сердце и открывает его для духовности. Духовность – это большое сердце. В нас присутствуют все эмоции, все страсти, но еще в нас есть и место покоя, молчания, до которого надо суметь добраться. Сам Иисус сказал: «Царство Божие внутри нас». В этом месте, где пребывает Бог, я свободен от суждений других, от их ожиданий, никакая обида не может задеть меня, я здоров и целостен, и именно в этом месте и находится мое подлинное, исходное «Я».

Как мы можем добраться до такого места внутри себя?

Нужно сказать себе, что внутри нас есть это пространство свободы, – это уже помогает. Еще нужны ритуалы. Есть церковные обряды, исполненные мудрости, однако каждый может выработать и свои собственные. Я иногда в конце выступления предлагаю один ритуал. Это просто жест: скрестить руки на груди. Это хороший вечерний ритуал, означающий, что «я закрываю свою внутреннюю дверь». Конечно, полезно помедитировать 20–30 минут, но на это способен не каждый. А такой простой ритуал занимает одну-две минуты и позволяет по-другому начать следующий день. Обряды нужны как раз для того, чтобы «открывать или закрывать свою внутреннюю дверь», когда это нужно. Они дают нам ощущение, что мы сами живем свою жизнь, а не она управляет нами. И не так важно, в чем состоит этот ритуал! Одна молодая мать рассказала мне, что для нее такое священное время – это те пять минут, которые она проводит в ванне. Не нужно делать что-то сложное, просто любой ритуал нужно совершать, полностью осознавая то, что мы делаем.

Вы называете стресс «духовной болезнью». Что вы имеете в виду?

Стресс связан с неумением соразмерять. Я слишком много работаю, потому что не умею говорить «нет» и боюсь, что меня не будут любить. Не сама работа вызывает стресс, а плохие источники, в которых мы черпаем силы для ее выполнения, – перфекционизм, самопринуждение. Если я черпаю силы в Святом Духе, я могу многое сделать, не истощив своих сил, потому что я свободен от ощущения, что мне нужно что-то доказать, что я должен все делать безукоризненно. Образ креста показывает нам, что внутри нас есть добро и зло, сознательное и бессознательное, тень и свет. Он показывает нам нашу цельность, и нам нужно объять эти противоположности, (вос)соединить их в себе. Мы должны принять все грани своей индивидуальности.

Какое изречение Христа вдохновляет вас более всего?

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Евангелие от Иоанна, 10:10). В своих книгах я часто говорю о «подлинной жизни». Она наступает, когда я освобождаюсь от ярлыков, которые на меня навесили другие или я сам, когда мне удается найти мое глубинное «Я». Она призывает меня жить в настоящем, полностью присутствуя в том, что я делаю. Установив распорядок дня, мы способствуем тому, чтобы внутри нас тоже был порядок. И наконец, чтобы достичь подлинной жизни, мы должны понять, с какими иллюзиями следует расстаться. Мы часто ждем от жизни слишком многого. Должна ли она всегда быть райской? Нужно иметь мужество и смирение, спуститься в глубины себя и себя принять, признав наконец, что мы «средние». Только оплакав все несбывшееся, можно увидеть свой внутренний потенциал.

Но какова же тогда роль веры?

Никогда нельзя знать заранее, что исцелит нас: психотерапевт, слово, лекарство, Бог, который сам по себе тайна. Нужно смиренно принимать все. Верить не значит видеть жизнь в розовом свете, это значит довериться Божией воле. Это значит сказать себе, что жизнь приносит мне не все из того, чего я хочу, и все же принять ее. Благая весть христианства – это реалистическое послание, а не возвещение идеала. По образу креста, объемлющего собой смерть и воскресение, эта весть гласит, что все может преобразиться, перейти из тьмы в свет. Воскресение – это «здесь и сейчас». Это все, на что я уповаю.
×

По теме Иметь веру в человека

Обратить большинство в веру могут 10% истинно верующих

Исследователи из Политехнического института Ренсселара (США) выяснили, что если...
Журнал

Взгляд на веру с Востока и Запада

Не люблю длинных статей, поэтому пишу коротко. В данном материале я хочу...
Журнал

Иметь детей

Вы можете отложить стерилизацию до тридцати с лишним лет с тем, чтобы узнать, не...
Журнал

Иметь длинные волосы

Фраза «Хочу, чтобы…» становится уже символической. Символической потому, что она...
Журнал

Российская полиция после реформы будет иметь свою авиацию

Российская полиция после реформы системы МВД будет иметь свою авиацию, сказал...
Журнал

Вода на Луне может иметь кометное происхождение

Группа исследователей из Университета Теннесси в Ноксвилле (США) под...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество