Все началось с того, что профессор Саймон Гехтер и доктор Бенедикт Херрманн из Ноттингемского университета (Великобритания), а также доктор Кристиан Тони из Университета Сен-Галлен (Швейцария) решили разобраться с хорошо известным психологическим феноменом: почему одни члены общества готовы пожертвовать личной выгодой ради общего блага, другие же только и думают о том, как воспользоваться их щедростью?
Исследование базировалось на игре финансового характера, специально разработанной учеными. Участникам предлагалось выбирать - вложить свои средства (специальные жетоны) в общий котел или, придержав их при себе, получить плоды трудов других. Оказалось, что сотрудничество быстро сходило на “нет”, если тех, кто не инвестировал в общее благо (наживаясь на чужом великодушии), не наказывали “рублем”. Однако поведение игроков кардинально менялось, когда предавалась огласке информация о вкладах всех и каждого, а игроки получали право наказывать других, отбирая у них жетоны. Игроки охотно расставались с одним из своих жетонов для того, чтобы наказать скупых инвесторов или “халявщиков” за то, что те ставили свои личные интересы выше общего блага и наживались на других. Причем, если степень сотрудничества во всех 16 городах была примерно одинаковой, то в том, как наказывали “халявщиков”, проявились поразительные различия между нациями. В таких странах, как США, Швейцария и Великобритания, “халявщики” смирялись с наказанием, после чего намного охотнее шли на сотрудничество, в результате со временем их доходы от игры увеличивались. Однако в таких странах, как Греция и Россия, “халявщики” стремились отомстить тем, кто их наказал, - в результате сотрудничество ради общего блага проваливалось. Такое поведение людей во время игры совпадает и с данными социологических исследований о нормах общественного сотрудничества и верховенстве закона в различных странах.
Выводы напрашиваются сами собой. Принцип “жабу готов проглотить, лишь бы другому насолить” процветает в относительно коррумпированных и недемократических обществах, основанных на авторитарных и патриархальных социальных институтах. Граждане подобных стран считают, что приемлемо уклоняться от уплаты налогов или нарушать законы, так как правонарушения часто остаются безнаказанными. Да и социальное сотрудничество в этих странах весьма сильно подавляется. Между тем именно совместный труд ради общего блага является двигателем прогресса в любом социуме. Этим, по всей видимости, и объясняются слабые экономические успехи стран, чьи граждане не склонны к сотрудничеству.
Исследование базировалось на игре финансового характера, специально разработанной учеными. Участникам предлагалось выбирать - вложить свои средства (специальные жетоны) в общий котел или, придержав их при себе, получить плоды трудов других. Оказалось, что сотрудничество быстро сходило на “нет”, если тех, кто не инвестировал в общее благо (наживаясь на чужом великодушии), не наказывали “рублем”. Однако поведение игроков кардинально менялось, когда предавалась огласке информация о вкладах всех и каждого, а игроки получали право наказывать других, отбирая у них жетоны. Игроки охотно расставались с одним из своих жетонов для того, чтобы наказать скупых инвесторов или “халявщиков” за то, что те ставили свои личные интересы выше общего блага и наживались на других. Причем, если степень сотрудничества во всех 16 городах была примерно одинаковой, то в том, как наказывали “халявщиков”, проявились поразительные различия между нациями. В таких странах, как США, Швейцария и Великобритания, “халявщики” смирялись с наказанием, после чего намного охотнее шли на сотрудничество, в результате со временем их доходы от игры увеличивались. Однако в таких странах, как Греция и Россия, “халявщики” стремились отомстить тем, кто их наказал, - в результате сотрудничество ради общего блага проваливалось. Такое поведение людей во время игры совпадает и с данными социологических исследований о нормах общественного сотрудничества и верховенстве закона в различных странах.
Выводы напрашиваются сами собой. Принцип “жабу готов проглотить, лишь бы другому насолить” процветает в относительно коррумпированных и недемократических обществах, основанных на авторитарных и патриархальных социальных институтах. Граждане подобных стран считают, что приемлемо уклоняться от уплаты налогов или нарушать законы, так как правонарушения часто остаются безнаказанными. Да и социальное сотрудничество в этих странах весьма сильно подавляется. Между тем именно совместный труд ради общего блага является двигателем прогресса в любом социуме. Этим, по всей видимости, и объясняются слабые экономические успехи стран, чьи граждане не склонны к сотрудничеству.
Обсуждения Неэффективная месть