Группа "Аквариум" выпустила очередной новый альбом - "Беспечный Русский Бродяга". Собственно, ничего в самом факте выпуска альбома сногсшибательного нет - это происходит с БГ каждый год. Но эта пластинка получилась удивительно хороша, и Борис Гребенщиков невообразимым образом предстает здесь в ракурсе, доселе от посторонних скрытом.
ЛАВКА СТРАННОСТЕЙ
Долго и мучительно росший, в том числе и на музыке "Аквариума", я в какой-то момент к ней странным образом охладел. То есть на концерты ходил, но творчество группы как-то не "цепляло". А тут по какому-то внутреннему наитию, совершенно для меня непонятному, покупаю последний альбом "Беспечный Русский Бродяга", слушаю его и чувствую - как-то хорошо на сердце становится. Что происходит? Отчего такие странности?
Об этом был первый вопрос Борису Гребенщикову, который я задал в его питерской студии на Пушкинской, 10, в преддверии традиционного летнего концерта группы. Выдержав долгую паузу, Борис Борисович ответил:
"Ну, во-первых, если бы не было странностей, лавочку нужно было бы закрывать. Прежде всего потому, что удручающее однообразие происходящего вокруг достаточно для того, чтобы вообще перестать жить... Что происходит - могу сказать. У нас есть определенный план, и какой-то из его секторов вас зацепил - на это и было рассчитано. У нас были разные альбомы, все они были рассчитаны на разное восприятие... Одно прошло мимо, другое, а это встало точно".
ЛЕТНИЕ СВЯЗИ
вопрос: Отчего-то, Борис Борисович, в последнее время мало что из музыки может по-настоящему приятно взволновать…
ответ: Прямо скажем - вообще ничего.
в: Откуда у вас эта привычка - давать эти "летние концерты"?
о: Мы в Петербурге играем, как правило, два раза в год, и поскольку "Аквариум" для меня очень сильно связан с летом в этом городе - еще с 70-х годов, я считаю своим долгом сыграть здесь летний концерт.
в: А что с вами происходило в далеких летних 70-х?
о: Летом мы, как правило, редко куда выезжали, предпочитая мотаться по городу. Ходили с места на место и везде играли - обыкновенно на открытом воздухе. У нас же группа, в отличие от всех остальных, была единственным мобильным коллективом в мире - акустическая гитара, виолончель, флейта - и всё.
в: Что-то не припомню вас в подземных переходах...
о: Мы играли в Инженерном замке, по всяческим паркам, вокруг факультета прикладной математики - где угодно. Практически жили на улице - и так проводили большую часть своего времени.
в: И ни с каким милицейским произволом не столкнулись?
о: Тогда милиции и в голову не приходило, что нас нужно "винтить". Это все началось позже.
в: Вообще, ваше внутреннее состояние отличается, скажем, - летнее от зимнего?
о: Нет, они абсолютно одинаковые - все это один и тот же человек. Просто летом я одет так, а зимой одет по-другому.
в: Неужели зимой у вас не бывает депрессий?
о: Нет.
в: А я вот мучаюсь все время. Может, посоветуете что-нибудь?
о: У вас в сердце, как отмечали все священные писания, есть свой источник света, вечный, неистощимый, невероятно яркий, который ваши мысли мешают заметить. Вот если к нему возникает внимание и вам удается вычленить его из белого шума мыслей, то у вас все будет всегда в порядке.
в: Вопрос - как вычленить?
о: Все великие дают свои ответы. Можете - постом, можете - молитвой, можете - медитацией, а можете - прямым бескорыстным занятием своим делом - практик очень много, повторять не буду. Все могут их найти - даже у нас на сайте, там много религиозных книг.
в: Так вы сами уже ни с какими практиками не заморачиваетесь?
о: Почему? Я такой же, как вы, и не достиг абсолютно ничего.
в: Почему же окружающим кажется, что достигли?
о: Наверное, надо спрашивать у окружающих, откуда же я знаю.
в: То есть вы до сих пор работаете над собой - это как-то можно описать словами?
о: Об этом бессмысленно говорить. Когда человек начинает описывать словами свою практику, она у него перестает работать.
Конец этапа
в: А вот охота вам летом на студии сидеть?
о: Как говорил Бодлер, "работать значительно интереснее, чем развлекаться". "Аквариум" закончил сейчас фазу, которая длилась пять лет, - "бродяга" был ее последним этапом. Теперь у нас полностью свободные руки, и мы занимаемся музыкой совсем другой, иной полностью. Отличающейся от всего того, что делали последние годы.
в: Когда вы последний раз в отпуске были?
о: В лучшем случае у нас бывает полтора месяца отпуска - последние 16 лет постоянно играем концерты.
Собственно, у нас весь год отпуск - у нас нет обязанностей, все забывают, что для нас это не работа, а шанс заниматься тем, что мы любим. Мы просто оттягиваемся.
в: Такое ощущение, Борис Борисович, что вы всегда существуете где-то очень далеко от происходящего здесь...
о: Вы знаете, дело в том, что происходит здесь на самом деле. Это не то, что люди думают по этому поводу.
Они - как гномы у Клайва Льюиса в последней книжке "Хроники Нарнии", заперли себя в темном, мокром и грязном чулане, дубасят там друг друга и возятся в грязи, абсолютно не желая обращать внимания на то, что вокруг происходит прекрасная полноценная жизнь.
в: Вы сами концерты какие-нибудь посещаете? Вот если бы Rolling Stones не отменился, пошли бы на них?
о: Я не люблю стадионы. Наверное, встретился с ними в другой атмосфере, мы немножко знакомы... К тому же мало концертов, которые я хотел бы посетить, и вам ничего не скажут имена, например, Арчи Фишера или Робина Лэинга. Впрочем, мы очень рассчитываем привезти их в октябре на фестиваль британской музыки.
в: "Роллинги" - удивительные люди, в их-то возрасте - то с пальмы свалятся, то от алкоголизма в клинике лечатся. А я считаю, что это прекрасно, поэтому мы и относимся к ним хорошо. Как говорил Капица - извините за постоянные цитаты, - "человек молод до тех пор, пока он не стесняется делать глупости".
"Превед, кросафчики!"
в: Вот вы Бога поминаете, а сами-то часто с ним общаетесь? И что он вам говорит?
о: Ну, много чего говорит. Даже сейчас. Вот вы меня спрашиваете, а разве сами вы не представитель Бога?
в: Я, наверное, не сильно смахиваю на ангела...
о: А Бог через ангелов совсем другие послания посылает. Все, кого вы встречаете в жизни, - это Бог в той форме, в которой вы готовы его принять. Поэтому я рекомендую со всеми, с кем вы разговариваете, разговаривать как с Богом - это сильно упрощает задачу.
в: А что вы считаете своим главным приобретением в жизни?
о: У меня нет приобретений в жизни. Моя задача не приобретать, а отдавать. Это мы делаем, играя концерт или выпуская новый альбом.
в: Хорошо, а потерей?
о: Когда ты отдаешь, ты не можешь потерять. К тому же, у меня ничего нет. Когда вы считаете, что у вас что-то есть, вы от этого начинаете сильно зависеть, ну согласитесь. И вам нужно постоянно об этом заботиться - такие привязанности и мешают быть свободным.
в: Почему в названии концерта так исковеркано название альбома? "Беспечный русский брадягга" - что это?
о: Это чтобы люди могли отличить название концерта от названия альбома. И потом, что значит правильно? Ведь существует, так называемый, албанский язык...
в: Откуда слово "превед"?
о: Да, откуда слово "превед". В нем много чего есть...
в: Можно на албанском несколько напутственных слов на прощание?
о: Мои последние слова: "Превед, кросафчики!".
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ У "АКВАРИУМА"
Совершенно роскошная музыкальная палитра и такая же галерея образов - от законченных, но все еще философски бодрящихся алкоголиков ("Мама, я не могу больше пить", "Стаканы") до "ушедших в тонкий мир с головой" и "поцелуев в чакру".
В аранжировках использовано около 30 инструментов: гитары, скрипки, флейты и саксофон, куча экзотики - дудук, конги, куриюка, кабаса, маджера, чаймс. Музыканты записывали диск непривычно долго - более двух с половиной лет. На записи работали приглашенные зарубежные музыканты: два авангардиста - Генри Кайзер и Тим Ходжкинсон.
Долго и мучительно росший, в том числе и на музыке "Аквариума", я в какой-то момент к ней странным образом охладел. То есть на концерты ходил, но творчество группы как-то не "цепляло". А тут по какому-то внутреннему наитию, совершенно для меня непонятному, покупаю последний альбом "Беспечный Русский Бродяга", слушаю его и чувствую - как-то хорошо на сердце становится. Что происходит? Отчего такие странности?
Об этом был первый вопрос Борису Гребенщикову, который я задал в его питерской студии на Пушкинской, 10, в преддверии традиционного летнего концерта группы. Выдержав долгую паузу, Борис Борисович ответил:
"Ну, во-первых, если бы не было странностей, лавочку нужно было бы закрывать. Прежде всего потому, что удручающее однообразие происходящего вокруг достаточно для того, чтобы вообще перестать жить... Что происходит - могу сказать. У нас есть определенный план, и какой-то из его секторов вас зацепил - на это и было рассчитано. У нас были разные альбомы, все они были рассчитаны на разное восприятие... Одно прошло мимо, другое, а это встало точно".
ЛЕТНИЕ СВЯЗИ
вопрос: Отчего-то, Борис Борисович, в последнее время мало что из музыки может по-настоящему приятно взволновать…
ответ: Прямо скажем - вообще ничего.
в: Откуда у вас эта привычка - давать эти "летние концерты"?
о: Мы в Петербурге играем, как правило, два раза в год, и поскольку "Аквариум" для меня очень сильно связан с летом в этом городе - еще с 70-х годов, я считаю своим долгом сыграть здесь летний концерт.
в: А что с вами происходило в далеких летних 70-х?
о: Летом мы, как правило, редко куда выезжали, предпочитая мотаться по городу. Ходили с места на место и везде играли - обыкновенно на открытом воздухе. У нас же группа, в отличие от всех остальных, была единственным мобильным коллективом в мире - акустическая гитара, виолончель, флейта - и всё.
в: Что-то не припомню вас в подземных переходах...
о: Мы играли в Инженерном замке, по всяческим паркам, вокруг факультета прикладной математики - где угодно. Практически жили на улице - и так проводили большую часть своего времени.
в: И ни с каким милицейским произволом не столкнулись?
о: Тогда милиции и в голову не приходило, что нас нужно "винтить". Это все началось позже.
в: Вообще, ваше внутреннее состояние отличается, скажем, - летнее от зимнего?
о: Нет, они абсолютно одинаковые - все это один и тот же человек. Просто летом я одет так, а зимой одет по-другому.
в: Неужели зимой у вас не бывает депрессий?
о: Нет.
в: А я вот мучаюсь все время. Может, посоветуете что-нибудь?
о: У вас в сердце, как отмечали все священные писания, есть свой источник света, вечный, неистощимый, невероятно яркий, который ваши мысли мешают заметить. Вот если к нему возникает внимание и вам удается вычленить его из белого шума мыслей, то у вас все будет всегда в порядке.
в: Вопрос - как вычленить?
о: Все великие дают свои ответы. Можете - постом, можете - молитвой, можете - медитацией, а можете - прямым бескорыстным занятием своим делом - практик очень много, повторять не буду. Все могут их найти - даже у нас на сайте, там много религиозных книг.
в: Так вы сами уже ни с какими практиками не заморачиваетесь?
о: Почему? Я такой же, как вы, и не достиг абсолютно ничего.
в: Почему же окружающим кажется, что достигли?
о: Наверное, надо спрашивать у окружающих, откуда же я знаю.
в: То есть вы до сих пор работаете над собой - это как-то можно описать словами?
о: Об этом бессмысленно говорить. Когда человек начинает описывать словами свою практику, она у него перестает работать.
Конец этапа
в: А вот охота вам летом на студии сидеть?
о: Как говорил Бодлер, "работать значительно интереснее, чем развлекаться". "Аквариум" закончил сейчас фазу, которая длилась пять лет, - "бродяга" был ее последним этапом. Теперь у нас полностью свободные руки, и мы занимаемся музыкой совсем другой, иной полностью. Отличающейся от всего того, что делали последние годы.
в: Когда вы последний раз в отпуске были?
о: В лучшем случае у нас бывает полтора месяца отпуска - последние 16 лет постоянно играем концерты.
Собственно, у нас весь год отпуск - у нас нет обязанностей, все забывают, что для нас это не работа, а шанс заниматься тем, что мы любим. Мы просто оттягиваемся.
в: Такое ощущение, Борис Борисович, что вы всегда существуете где-то очень далеко от происходящего здесь...
о: Вы знаете, дело в том, что происходит здесь на самом деле. Это не то, что люди думают по этому поводу.
Они - как гномы у Клайва Льюиса в последней книжке "Хроники Нарнии", заперли себя в темном, мокром и грязном чулане, дубасят там друг друга и возятся в грязи, абсолютно не желая обращать внимания на то, что вокруг происходит прекрасная полноценная жизнь.
в: Вы сами концерты какие-нибудь посещаете? Вот если бы Rolling Stones не отменился, пошли бы на них?
о: Я не люблю стадионы. Наверное, встретился с ними в другой атмосфере, мы немножко знакомы... К тому же мало концертов, которые я хотел бы посетить, и вам ничего не скажут имена, например, Арчи Фишера или Робина Лэинга. Впрочем, мы очень рассчитываем привезти их в октябре на фестиваль британской музыки.
в: "Роллинги" - удивительные люди, в их-то возрасте - то с пальмы свалятся, то от алкоголизма в клинике лечатся. А я считаю, что это прекрасно, поэтому мы и относимся к ним хорошо. Как говорил Капица - извините за постоянные цитаты, - "человек молод до тех пор, пока он не стесняется делать глупости".
"Превед, кросафчики!"
в: Вот вы Бога поминаете, а сами-то часто с ним общаетесь? И что он вам говорит?
о: Ну, много чего говорит. Даже сейчас. Вот вы меня спрашиваете, а разве сами вы не представитель Бога?
в: Я, наверное, не сильно смахиваю на ангела...
о: А Бог через ангелов совсем другие послания посылает. Все, кого вы встречаете в жизни, - это Бог в той форме, в которой вы готовы его принять. Поэтому я рекомендую со всеми, с кем вы разговариваете, разговаривать как с Богом - это сильно упрощает задачу.
в: А что вы считаете своим главным приобретением в жизни?
о: У меня нет приобретений в жизни. Моя задача не приобретать, а отдавать. Это мы делаем, играя концерт или выпуская новый альбом.
в: Хорошо, а потерей?
о: Когда ты отдаешь, ты не можешь потерять. К тому же, у меня ничего нет. Когда вы считаете, что у вас что-то есть, вы от этого начинаете сильно зависеть, ну согласитесь. И вам нужно постоянно об этом заботиться - такие привязанности и мешают быть свободным.
в: Почему в названии концерта так исковеркано название альбома? "Беспечный русский брадягга" - что это?
о: Это чтобы люди могли отличить название концерта от названия альбома. И потом, что значит правильно? Ведь существует, так называемый, албанский язык...
в: Откуда слово "превед"?
о: Да, откуда слово "превед". В нем много чего есть...
в: Можно на албанском несколько напутственных слов на прощание?
о: Мои последние слова: "Превед, кросафчики!".
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ У "АКВАРИУМА"
Совершенно роскошная музыкальная палитра и такая же галерея образов - от законченных, но все еще философски бодрящихся алкоголиков ("Мама, я не могу больше пить", "Стаканы") до "ушедших в тонкий мир с головой" и "поцелуев в чакру".
В аранжировках использовано около 30 инструментов: гитары, скрипки, флейты и саксофон, куча экзотики - дудук, конги, куриюка, кабаса, маджера, чаймс. Музыканты записывали диск непривычно долго - более двух с половиной лет. На записи работали приглашенные зарубежные музыканты: два авангардиста - Генри Кайзер и Тим Ходжкинсон.
Обсуждения Аквариум - Беспечный Русский Бродяга