Чтение Евангелия за ближних

Священное Писание есть Огнь Опаляющий. И любое его использование в каких-то иных целях, кроме восприятия глаголов Божьих - можно сравнить с использованием слитков золотых вместо свинцовых грузил при рыбной ловле.
Чтение Евангелия за ближних
Любое использование чего-либо для достижения конкретных целей, если Вы не понимаете сути происходящих процессов, и их далеко идущих последствий - есть ритуальная магия. Даже в контексте магических практик - это есть их низшая форма.

А теперь разберём часто встречающееся, в среде православных явление.

Когда-то св. преподобному Амвросию Оптинскому обращалась его духовная дочь, по поводу гадания на Библии. Несколько раз он предостерёг её. Но в виду такой её настойчивости объяснил, что очень редко, если есть большая насущность узнать волю Божию, по очень жизненно важному вопросу, можно попостившись до трёх дней, испросить, с великим смирением, указать волю Божию по данному вопросу. И ответ может быть получен от любого прохожего, из Священного Писания и т.д. - Господь Сам найдёт как указать Свою волю. На что духовная дочь ему ответила, что Священное Писание говорит, что нет маловажных вопросов в спасении души человеческой, и таковые вопросы возникают у неё каждый день...

Часто духовные отцы, по немощи обращающихся к ним, благословляют некие действия. Во-первых это всегда индивидуально. А во-вторых не всегда полезно, хотя ответственность, в таком случае, ложится на благословившего.

Приведу пример из общения одной верующей с одним украинским протоиереем УПЦ МП.


Вопрос:
Прошу разрешить моё смущение в таком вопросе: Великим постом одна прихожанка нашего храма попросила меня при келейном чтении Евангелия поминать её близких (дала список с именами). После прочтения каждой из глав Евангелия читать молитву: "Спаси, Господи, и помилуй раб твоих (имена) словесами Божественного Евангелия Твоего, чтомыми о спасении раб сих... " и т.д. по тексту (эта молитва встречается не во всех молитвословах).

Стараюсь читать Евангелие каждый день, хотя бы по одной главе; прочесть после этого молитву о ближних не составляет особого труда, продолжаю это делание и по окончании поста, молюсь и о своих близких, и о тех, за которых попросили... Смутило то, что эта прихожанка сказала, что Евангелие нужно будет прочесть пренепременно 40 раз... А один мой знакомый обо всем этом выразился более, чем категорично: "Безобразие! При чтении Евангелия нужно смыслу читаемого внимать, а не записки перебирать!" Но мне поминание имён совершенно не мешает внимать смыслу читаемого, а вот что именно 40 раз... магизмом каким-то отдаёт...

Хотелось бы услышать мнение священника. Заранее благодарю за ответ.

Ответ: Чтение Евангелия - это именно чтение Слова Божия, а не молитва.

Молитва эта: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имярек) словесами Божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении раба твоего (имярек),

хотя и приписывается святителю Димитрию Ростовскому в канонические сборники молитв не входит. Как по мне, то слова этой "молитвы" крайне странны и непонятны. По поводу же обязательного 40-разового прочтения Евангелия, это откровенная "школа ОБС" (одна бабка сказала).

Вопрос: Благодарю Вас, о.Александр, за исчерпывающий ответ. Но ведь существует же благочестивая традиция чтения Псалтыри и о здравствующих, и об усопших; душеполезность этого никто и не думает подвергать сомнению, во многих храмах и монастырях читается Неусыпаемая Псалтырь... Чем это в принципе отличается от чтения Евангелия?

Ответ: Псалтырь - книга песней (псалмов). Содержание псалмов разнообразно при одинаковой молитвенной форме большинства из них: есть псалмы покаянные, благодарственные, хвалебные, просительные.....

По сути, Псалтирь - это молитвы, а не изложение событий, притч и наставлений, как в Евангелии.

Именно поэтому в Следованной Псалтире между кафизмами есть молитвы, где вставляются имена, как за здравие, так и за упокой.

В Евангелии такие вставки ничем не предусмотрены.

Вопрос: Я прошу прощения, о.Александр, что снова возвращаюсь к своему вопросу, но не давал он мне покоя всё это время... Я для себя все свои недоумения разрешила. Поделюсь и со всеми читающими сие сообщение... Благодарю своего лучшего друга за помощь в данном вопросе.

Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной церкви.

ГЛАВА IV. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ:

"ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ

Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Евангелие за находящихся в тяжелых обстоятельствах.

«Чтение псалтири,— говорит известный подвижник Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений (преподобный - прим. моё), умерший 25 марта 1855 года,— укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет трение грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжении сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто.

Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле, грехи благотворившей тебе души: огнь, попаливший его — Слово Божие, тобой за нее чтомое».

Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Св. Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Св. Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мiрян, особенно на Пасхальной Седмице."

Знаете, и с 40-разовое прочтение Евангелия объяснила сама для себя... Ведь 40 раз -- это достаточно долго, можно сказать, что постоянно. Нужно читать и читать Евангелие, это только несомненная польза как для читающего, так и для тех, за кого читается...

Простите меня, грешную...
Спаси Господи!!!

Ответ: Чтение Евангелия всегда благодатно. Сколько бы раз Вы его не читали.

Это нужное, благое дело лично для того, кто Святое Писание читает.

По поводу же того, что Евангелие есть молитва и его надобно читать во здравие или за упокой кого-либо я смею не согласится с епископом Афанасием.

Это его частное мнение.
Не надо функцию Псалтири проецировать на всё Писание.

Вопрос: Добрый день, о.Александр!
Снова обращаюсь к Вам, по просьбе интересующихся данным вопросом людей. Очень просим Вас объяснить своё понимание традиции чтения Евангелия над усопшими священниками и архиереями. Как Вы об этом мыслите?

Согласны ли Вы с мыслью, что молитвой в самом прямом смысле можно назвать лишь те слова, что вставляются (при чтении Псалтири, например) на Славах, когда упоминается имя поминаемого?.. А всё остальное, что бы ни читалось, Евангелие ли, Псалтирь ли, каноны, акафисты -- есть лишь труд, наш труд, предпринимаемый нами ради близкого человека, ради спасения его души?.. Можно ведь и вовсе без слов обойтись, положив за ближнего 10, 20, 30 ... поклончиков земных. Как и во всей нашей жизни, труд -- наш, а спасение -- от Господа...

Р.S. Знаете, хотелось бы Вам ещё сказать, что я немного огорчилась и расстроилась по поводу Ваших слов о каноничности-неканоничности молитвенных сборников... Вот смотрю на свой: "Полный православный молитвослов для мирян" издательства Украинской православной церкви Полтавской епархии Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Он действительно полный, поскольку имеет в себе тексты Всенощного Бдения, Литургии, и некоторые труднодоступные для многих мирян молитвословия из Триоди постной, Триоди цветной; тропари, кондаки и величания на все праздники в порядке церковного года и т.д. Если уж в этот сборник включают неканоничные молитвы, то где же тогда истину обрести? Обидно...

Будем очень признательны, если и другие священники захотят высказать своё мнение по данному вопросу.

Спаси Господь!

Наверное всем читающим сиё стало понятно, что с 19-го века сознание человека мало чем изменилось. Форма происходящего другая, а смысл происходящего - тот самый... И женщина е успокоится, объяснт ли ей суть вопроса священник, святой старец или сам Ангел с Небес.

И ещё есть важное дополнение из писем преподобнаго Амвросия Оптинскаго, которое перескажу своими словами. Есть очень много ревностных христиан, которые составляют себе большие списки тех, за кого они каждый день молятся. Они должны понимать, что ежели имеют дерзновение испрашивать у Господа Бога и Спаса нашаго Iсуса Хрiста, в молитве своей, решение чьих-то вопросов или благости какой, то должны понимать, что претерпят за это и великие искушения. Ибо просто так никогда и ничего в этой жизни не бывает. И ежели Вы просите за кого-то, то и тяготы Вам придётся за него нести в полной мере, те которые этот человек сам не захотел понести, и сам не испрашивает милостей для себя в молитве. Как Господь Iсус Хрicтос принял крест за нас, так и Вы понесёте грехи тех, за кого возносите свои молитвы. Это не значит, что не надо молиться за ближних своих, но Вы должны осознавать, с полной серьёзностью то, что Вы делаете... Милосердие - это великий подвиг. Да будут и великие милости от Господа тем, кто несёт сей подвиг, но прежде надо его ещё суметь пережить.

Спаси Хрiстос!
×

По теме Чтение Евангелия за ближних

Чтение Корана

В богослужебном ритуале пению Корана уделяется очень большое внимание. Считается...
Религия

О позитивном характере евангелия царства

ПОЗИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР РЕЛИГИИ ИИСУСА В Филадельфии, где трудился Иаков, Иисус...
Религия

Евангелия Мира от ессеев

ПРЕДИСЛОВИЕ к книге четвертой Евангелия Мира от ессеев Книга четвертая - "Учения...
Религия

Евангелия мира

ВВЕДЕНИЕ Три пути ведут нас к Истине. Первый это путь сознания, второй - путь...
Религия

Чтение мантр

Многократное повторение определённой мантры или мантр называется Джапой. Оно...
Религия

Чтение мыслей? Пожалуйста!

Представьте, что вдруг вы научились читать мысли других и при каждой встрече со...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация