Христианский брак, в его высшем понимании

«Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя:
человек, в день сотворения их» (Бытие, 5:12).

Важнейшей составляющей, в построении истинной христианской жизни, является понятие о браке и семье. Библейский, т.е. христианский брак - есть Таинство освящения супружеской жизни, и есть не только образ всей Церкви, но и самой «малой Церковью».

Св. Иоанн Златоуст, в период наибольшего расцвета своего таланта, писал: «Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собою целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек. Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного какого-то человека». Эта теория включена и в официальные канонические сборники восточной церкви. Эклога 740г. определяет брак, как соединение двух лиц в одной плоти, в одном существе. По Эклоге (II, 12) гл. 49,8, изд.1816г.II, 123, брак установлен Богом «да в единыя яве в двойстве лицу едино плоти сочетание взаконит несочетанное» Знаменитое православное Модестиновское определение брака, рассматривающее его, как всестороннее и полное объединение супругов, но вовсе не упоминающее о рождении, подтверждает лишь то, что брак, это не просто институт узаконивающий соединение двух субъектов для законного рождения детей, но более таинственное и возвышенное свершение, ведущее к полному преображению человеческих личностей. Если же иногда мы имеем в православных памятниках указание на рождение детей, как цель брака, то, во-первых, цель эта не является здесь основной и главной, а во вторых, мы имеем здесь обычно позднее заимствование из писаний отцов западной церкви.

«Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие, 2:24). «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так-что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:3-6). К этим библейским цитатам Вальсамон в своем труде «О браке с двумя двоюродными сестрами» пишет: «В виду этих слов мы веруем и исповедуем, что супруги вследствие брака должны быть признаваемы почти одним единственным человеком, представляемым в двух субстанциях. Не дерзаю сказать, что супруги не одна плоть в двух лицах, чтобы не подвергнуться справедливому осуждению вместе с отвергающими писанные неписанные предания». Сама мысль о том, что супружество имеет своей целью не одно лишь порождение детей, видно из всей истории человечества, классических памятников светской литературы: «Любовь сама по себе, враждебна всему тому, что ведет к половому акту, более того – ощущает все это, как свое отрицание, пишет Вейнигер. Любовь и вожделение настолько различные, исключающие друг друга, даже противоположные состояния, что в те моменты, когда человек действительно любит, для него совершенно невозможна мысль о телесном единении с любимым существом». Книга Бытия повествует, что Иаков любит не плодовитую Лию, а бесплодную Рахиль. Во 2-й Книге Царств, с обычной библейской прямотой, излагается история трагической любви Амнона к красивой Фамари: «И полюбил ее Амнон, сын Давида, и скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари». Но, вот, у Амнона любовь побеждена похотью. Хитростью и насилием он добился падения Фамари и: потом возненавидел ее Амнон величайшей ненавистью, так что ненависть, которою он возненавидел ее, была сильнее любви, которую имел к ней… И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею» (2-я Книга Царств, 13:1-2,14-15). Астерий Амасийский пишет: «Когда хранится чистота, хранится мир и взаимное влечение, а когда душа объята незаконною и чувственною похотью, она теряет законную и справедливую любовь». Златоуст говорит: «от целомудрия рождается любовь», «любовь делает людей целомудренными», «распутство бывает ни от чего другого, как от недостатка любви». Блаженный Августин пишет: «Мы знаем, что многие наши братья по взаимному согласию воздерживаются от плотской похоти, но не от супружеской любви. Чем более подавляется первая, тем более усиливается вторая». Здесь блаженный Августин говорит о очень распространенном в древней церкви «духовном браке». Профессор А.П.Лебедев в книге «Духовенство древней вселенской церкви» (Москва, 1905г.) убедительно доказывает, что апостол Павел под своей «девой» подразумевает не дочь, а именно деву, состоящую в духовном сожительстве: «Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет,- не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, - тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1-е Коринф. 7:36-38). Пример «духовного брака» являет и о. Иоанн Кронштадский. В древнейшее время церковь относилась к нему благосклонно, но в более позднее время, когда церковь сделалась государственной и уровень нравственности упал, обычай этот часто стал служить ширмой разврата, почему духовный брак был запрещен к употреблению.

Об установлении брака Библия говорит четко. Как Христос (Мф. 19:5; Мр. 10:4), так и апостол Павел (Еф. 5:31), находят это установление в той главе, где говорится о творении человека, но где нет ни малейшего указания на размножение. Хотя брак по указанию Нового Завета, был установлен еще в Раю, «Адам познал Еву жену свою» (Быт. 4:1) только по изгнании из Рая. Мысль, что рождение детей есть независящее от человека продолжение творения Божия, что дети – дар Божий, а не просто следствие семейной жизни и совокупления, пронизывает всю Библию. Иаков говорит Рахили: «Разве я, а не Бог не дает тебе детей?» (Быт. 30:21). «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф; потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин». Вот еще несколько цитат и судеб из Книги Бытия: «И зачала опять, и родила сына, и сказала: ЯХВЕ услышал, что я не любима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя Симеон». «Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» «И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан». «И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: ЯХВЕ даст мне и другого сына». «И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их». (Бытие, 4:1,25-26; 29:33; 30:2,6,24; 48:9).

Климент Александрийский учит, что само по себе рождение есть «таинство творения», а потому виновником рождения является лишь Бог, тогда как родители являются лишь «служителями рождения». Эту же мысль высказывает Св. Мефодий еп. Патарский в «Пире десяти дев»: «Создатель еще доселе образует человека. Это совершенно ясно, так как Бог доселе, подобно художнику, образует мир, как и Господь научил, сказав: «Отец Мой доныне делает» (Иоанн, 5:17). Началом рождения людей служит ввержение семени в недра женской утробы, чтобы кость от костей и плоть от плоти, быв восприняты невидимою силою, снова были образованы в другого человека тем же Художником. Таким образом, нужно думать, исполняется изречение: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23)». Главной целью брака Библия указывает – жена творится для того, чтобы быть помощницею мужа. В чем же эта помощь? «И взял Адонаи ЯХВЕ человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Эти слова, как и все тексты Библии, могут быть поняты не только в прямом материалистичном виде, но и иносказательно: как возделывание внутреннего духовного сада; как работа по преображению естества человеческого, которую, как основное делание христианина, указал нам Сам Господь и Бог наш ЯХВЕ Исус Христос, на примере Своего Преображения. Это преображение и есть, по нашему мнению, основная цель семьи – «малой Церкви». Из всего сказанного становится ясна неполнота любви, поразившая этот мир. Выше приведенный пример с Амноном, сыном Давидовым, лишь яснее показывает, что похоть изгнала истинную любовь. Вместе с этим видно несовершенство Амнона в его духовном делании на пути к Преображению (что естественно, так как само сие действие было показано избранным чадам Божиим, значительно позже, Господом Исусом Христом). Видно раздвоение Амнона на существо душевное и телесное, нестыковка этих двух ипостасей человеческого существа. Когда тело считается чем-то бездуховным и плотским, даже грязным, как это представляют себе многие «духовные» деятели современности. Лишь осознание себя, как единого существа плотско-душевно-духовного, освященного дыханием жизни Духа Божия; как храма Божия, где нет неважных, недуховных составляющих, может пролить свет на истинный смысл Преображения. А то, что Преображение затрагивает саму суть нашего плотского естества, показано на примере женщин неплодных, исцелившихся и произведших потомство в преклонном возрасте. Это пример Сарры, жены Авраама, друга ЯХВЕ, Анны, матери Пресвятой Богородицы, которые зачали по слову ЯХВЕ и смогли выносить плод и родить, что говорит о коренной перестройке их детородных органов, их плоти. Есть пример преображения неплодной плоти, который указывает и на то, что рождение ребенка произошло не как следствие брака с целью деторождения, но как брака по любви, для совместной духовной и плотской жизни, жизни по Богу. Это пример родителей пророка Самуила: Елкана, сына Иерохама и Анны: «У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! Что ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней ЯХВЕ. Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына, и дала ему имя: Самуил; ибо, говорила она, от ЯХВЕ я испросила его» (1-я Книга Царств, 1:2; 1:8; 1:19-20). Из всех этих примеров можно еще раз уяснить, что брак дан человеку не для рождения детей только, но для духовного сожительства, преображения плоти, которая не есть нечто скверное. Само блаженство плотского совокупления есть предзнаменование райского блаженства для живущих в Господе. Но естественно, что в царстве антихриста, любовь чаще заменяется похотью, а блаженство познания друг друга мужчиной и женщиной, превращается в животную неконтролируемую страсть и преддверие адских мук. Но это, лишь нарушение естественного процесса, данного человеку Богом, и многие Св. Отцы Церкви были чрезмерно строги к взаимоотношениям мужчины и женщины, «выплескивая вместе с водой и младенца», как говорит народная мудрость. А ведь еще Иоанн Златоуст не один раз обращал внимание на то, что благословение плодородия дано Адаму еще до создания жены, и точно так же не раз прямо утверждает, что «не сила брака умножает наш род, но слова Господа, сказанные в начале: «раститеся и множитеся», и что рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю всяческих». Блаженный Августин также говорит об этом: « Рождение – дело природы, а не брака». Св. Кирилл Александрийский сказал: « Бог создал жену, имевшую сожительство с мужем, как существо однородное с ним, и просто пребывать с ним». Но это единение скорее метафизическое: «И будут одна плоть» (Быт. 2:24). Употребление слова «плоть» в Ветхом и Новом завете означает не просто тела, а одно существо одного человека. Блаженный Августин говорит: « Св. Писание часто называет плотью и самого человека, т.е. природу человека в переносном смысле от части к целому, каково, например, выражение: «от дел закона не оправдится всяка плоть» (Рим. 3:20). А апостол Павел в тех же словах заменяет слово «плоть» на «человек»: «не оправдится человек от дел Закона» (Гал. 2:16). Иоанн Златоуст говорит: «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно».

Что же есть брак, как не совместное стремление супругов к Преображению? В человеке есть две области. Центром одной является сердце, центром другой – чрево. Сердце – область сознания и свободы. Чрево – область бессознательной, инстинктивной и животной жизни, а потому оно свободно от моральной ответственности: «Он (Христос-ЯХВЕ) сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне, входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а во чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Мр. 7:18-23). Эти две области – суть человеческого существа. Но сердце выше чрева и любовь супружеская выше простого инстинкта продления рода, хотя и это потребно, как мы уже писали, так как домостроительство Божие еще не окончено и должны еще родиться праведники для грядущего сражения с антихристом.

Настало время подойти к вопросу о самом сокровенном, в учении о семье – «малой Церкви». Христианское учение о Пресвятой Троице, в прикровенном виде, мы находим еще в ветхозаветной общности: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию» (Быт. 1:26). «Сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2:18). Бог говорит о себе во множественном числе. Но это говорится так только там, где идет создание двоеполого человека, но не других тварей. И это естественно, ибо бессловесные твари имеют различие полов лишь физиологически, но человек, созданный по образу и подобию Божию (подобия мы достигаем лишь становлением в волю Господа и Бога нашего ЯХВЕ), есть образ таинственного существа Св. Троицы и таинственной природы Троичного Бога – Единого Бога Отца и Сына и Святаго Духа – воплощенного ЯХВЕ Исуса Христа, единого в двух лицах: Божеском и человеческом. «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его (здесь выражена неизреченная природа взаимоотношений Творца и Его творения, когда человек не ведает своего предназначения, но Бог знает дитя Свое еще до рождения его, и знает тех, кто достигнет подобия Его и наречет ЯХВЕ Отцем своим и сам станет Его сыном возлюбленным), мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Бытие, 5:12). Человек, по слову Божию – мужчина и женщина, как одно целое. И эта мысль более подробно будет отражена в нашей работе далее, когда речь пойдет о «семейной Церкви».

Истинные отношения мужа и жены столь таинственны и величественны, что апостол Павел сравнивает их с отношениями лиц Пресвятой Троицы: «Как Бог Отец есть глава Христа, так и муж – глава жене» (1-е Коринфянам, 1:3). «Как Христос есть сияние славы и образ бытия Отца (Евр. 1:3), так и жена слава мужа (1-е Коринфянам, 1:7). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хотя подчинена нам жена, но вместе с тем она свободна и равна нам по чести. Так и Сын, хотя и покоряется Отцу, но как Сын Божий, как Бог». А мы добавим, что Иоанн Златоуст, на протяжении жизни, часто менял свои мнения в вопросах догматики, не всегда был прав, а чаще – не прав. Поэтому дерзну вставить здесь свое исповедание веры: Исус Христос – не как Бог, но Бог, во всей полноте Своей – воплощенный ЯХВЕ Вседержитель. К этому своему дерзновенному исповеданию Господа Исуса Христа, в подтверждение, приведу отрывок из апокрифа «Деяния апостола Филиппа»:

«Веруем в Мессию, Господа Исуса Христа, что Он Аз есмь Аз, Господь Бог, ЯХВЕ Элохим,

Эл Шаддаи, Бог Всемогущий,
Эл Элион, Бог Всевышний,
Эл Олам, Бог Вечный,
Эл Хиббор, Бог Крепкий,
Адонаи ЯХВЕ, Владыка Господь,
ЯХВЕ Цеваоф, Господь Сил,
Сильный, Славный в святости Своей, сотворивший небо и землю словом Своим; создал Адама Он по образу Своему и подобию; и жертву Авеля принял и отверг жертву убийцы- Каина; и прибрал Еноха к Себе, не вкусившего смерти, и спас от потопа Ноя; говорил Он с другом Своим Авраамом; и опрокинутого города Лота спас; от ножа Исаака сберег; и открылся в Бет-Эле, Доме Божием, Он Иакову; и поведал тайны Свои Иосифу; Израиль из Египта вывел, говорил с Моисеем в кусте терновом, разомкнул Он море пред народом, ниспослал манну с неба и перепелов с моря принес; фараона и войско его в море Суф уничтожил, Чермном море; сохранил Исуса, сына Навина, в битвах; Гедеону тайну Свою открыл; укрепил в Израиле Дебору и Барака, говорил с Самуилом в покое храмовом, поверг Голиафа пред Давидом; дал Соломону мудрость; Илию на небо забрал; уберег Елисея от воинов; из рыбы Иону извлек; изо рва Даниила вызволил; пред Ананией и сомучениками его укротил Он огонь палящий; Сусанне пришел на помощь, неправедно обвиненной; Эммануил Он, Могущество Божие, и послушны нам во имя Его море и суша, ветры и ангелы. АМИНЬ».

Но вернемся к Иоанну Златоустому: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога». Святой Феофил пишет: «Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь» (Три книги к Автолику о вере Христ.II). «Может быть три прародительские главы всего человечества – это единосущные лица, были преобразовательным некоторым подобием Святой и Единосущной Троицы. Именно не имеющий земного виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального виновника всего Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происшедшая от него Ева означала исходящее лицо Св. Духа», - пишет Святой Анастасий Синаит, который в отличие от апостола Павла и Златоуста, стремится в сравнении брачной жизни с жизнью Св. Троицы, сохранить совпадение чисел. Одновременно с этим он видит подобие Св. Духа в Еве, тогда, как у апостола Павла и Златоуста Ева – прообраз Христа. Это многовековая игра богословской мысли, где так и не поставлена точка: где есть в Божестве подобие женского начала – Святый Дух или Господь Исус Христос и его ипостась, Святая София Премудрость Божия (Хакмот ЯХВЕ), что сочетает в себе, в своей огненной опаляющей духовной природе: Премудрость, Разум, Совесть, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий. В апокрифическом Евангелии от Ессеев Господь наш Исус Христос говорит: «Моя мать, Святой Дух, взяла меня за волос и перенесла на гору Фавор», что можно сравнить с Евангелием от Матфея (4:8) и от Луки (4:5): Все это объяснимо просто, так как на палео-иврите Руах (Дух) – женского рода, соответственно и Дух Божий (Руах ЯХВЕ).

При аналогии брачных взаимоотношений со Св. Троицей, вовсе не обязательна такая трактовка, так как в браке, кроме мужа и жены, всегда есть третье лице – Бог. Ибо Сам Бог изначально привел жену к мужу (и даже создал ее). «ЯХВЕ свидетель между тобою и женою юности твоея» (Малахия, 2:14). «Жена уготована есть мужу (Богом) от века» (Тов. 6:18). «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (1-е Коринфянам, 11:11). «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1-е Коринфянам, 7:39). Святой Игнатий тоже требует, чтобы брак был браком «о Господе». Климент Александрийский, приведя слова Христовы: «Где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди их», относит их к браку: «не называет ли Он троими мужа, жену и ребенка, так как Бог соединяет жену с мужем?» И здесь слышно учение о Церкви. Семья не есть подобие Церкви. По своему идеалу семья есть органическая часть Церкви, есть сама Церковь. Райская семья Адама и Евы – первая Церковь, ибо другой еще не было. Христианская Церковь есть ее продолжение, а в ней новый Адам – Христос: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1-е Кор. 15:22). Отсюда один из основных догматов православия, в словах Св. Климента звучит так: «Церковь создана прежде солнца и луны. Церковь живая есть тело Христово, ибо Писание говорит: создал Бог человека, мужа и жену. Муж есть Христос, жена – церковь». «Во всяком браке почитается Христос в муже и церковь в жене»,- пишет Св. Григорий Богослов. Не будет, думаю, ересью сюда же присовокупить и изложение веры Отцев Медиоланского собора, о Св. Троице: «Славим Отца, из котораго все, Сына, чрез котораго все, Духа Святаго, в котором все». Где нам видится в муже – подобие Отца, так как из мужа исходит семя; в жене – подобие Сына, так как чрез нее порождается дитя; и в самом ребенке – подобие Духа Святаго, в котором все, как все сочетается в самом дитя от родителей – и духовное и телесное; и все лучшие генетические составляющие. В этом, я думаю, есть величайшая тайна Церкви Христовой. Тем более, если брак этот является истинным браком любви, где супруги есть едина плоть. И если брак сей не для деторождения, а для совместного Преображения в Господе. Высшим проявлением и плодом такого брака становится – дитя, изначально уже преображенное, ибо родители Преображены в Господе ЯХВЕ Исусе Христе. Тогда дитя, как у Жены, облеченной в солнце, сразу же приобщено, уже здесь, на земле, таинств престола Божия. Это есть откровение Божие всем нам, исшедшее из уст Св. апостола Иоанна Богослова, сказанное о нашей гонимой, ныне, Церкви и о грядущем вожде, сокрушащем все основы современной совковщины и построящем царство народа ЯХВЕ на Русской Земле: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откровение Иоанна, 12:1,5).

+Димитрий

29.09.2002г. (н.с.)
г. Москва
×

По теме Христианский брак, в его высшем понимании

Раскройте себя в высшем измерении!

Наука каббала рассказывает о том, как я поднимаюсь в высшее измерение. Что...
Религия

О понимании смерти и смысле смерти в Индии

Что такое смерть, известно каждому из нас в той или иной степени. Но понимание...
Религия

О высшем Я, или что такое Атман

В учении адвайты Атманом называют высшее «Я». И это не какая-то мистическая...
Религия

О понимании истины. Что такое абсолютная истина?

Дорогие друзья, моя внутренняя сущность, как и ваша, постоянно выражает...
Религия

Брак

Христианская церковь стремится подчинить себе всю жизнь верующего человека...
Религия

Учение Пифагора. Адепт. Посвященная женщина. Любовь и брак

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ – ЭПИФАНИЯ Но целью учения не было погруженье человека в...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество