«Внешнее и внутреннее – это двойственность, само внешнее и есть внутреннее. Даже толика глубокого состояния неподвластна пониманию»
Коренная Тантра дзогчена раздела семде «Кунжед Гьялпо»
* * *
«По своей сути Дзогчен - это учение об изначальном состоянии бытия, которое представляет собой изначальную неотъемлемую природу каждого человека.
Коренная Тантра дзогчена раздела семде «Кунжед Гьялпо»
* * *
«По своей сути Дзогчен - это учение об изначальном состоянии бытия, которое представляет собой изначальную неотъемлемую природу каждого человека.
Войти в это состояние означает ощутить себя таким, каков ты есть, центром Вселенной, однако речь здесь идет не об обычном эгоцентризме. Обычное эгоцентрическое сознание и есть та самая клетка ограниченности и двойственного видения, которая не дает нам вкусить свою собственную истинную природу - пространство изначального состояния.
Понять это изначальное состояние означает постичь учение Дзогчен, а функция передачи учения Дзогчен состоит в том, чтобы донести это состояние от того, кто его реализовал, то есть сделал реальным то, что было прежде лишь скрытой возможностью, тем людям, которые еще остаются в плену состояния двойственности. Даже само название Дзогчен, что означает "Великое Совершенство", указывает на самосовершенство этого состояния, изначально чистого в своей основе, где нечего отвергать или принимать.
…традиция Дзогчена, …, пришла через тибетскую культуру, в которой нашла приют с самого начала документально зафиксированной истории Тибета, тем не менее, мы не можем утверждать, что Дзогчен это тибетское учение, так как само изначальное состояние не имеет национальности: оно вездесуще.
Дзогчен не считает себя вершиной какой-либо иерархии уровней и не является постепенным путем. Дзогчен это путь самоосвобождения, а не преображения, поэтому в нем визуализация не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любого другого уровня. Главная практика Дзогчена заключается в том, чтобы прямо войти в недвойственное созерцание и пребывать в нем, продолжая его углублять вплоть до обретения Полной Реализации.»
Намкай Норбу Ринпоче
* * *
Гараб Дорже выразил учение Дзогчен в виде «трех заветов»:
- Прямое «введение» или «ознакомление» (со знанием или «видением» своей собственной природы).
- Избавление от сомнений (по поводу наличия этого видения).
- Пребывание в этом состоянии.
* * *
Намкай Норбу Ринпоче пишет: «Чистое присутствие, эта коренная осознанность, когда мы и не отвергаем мысль и не следуем за ней, подразумевает тибетское слово ригпа, антоним слова маригпа, означающего коренное неведение двойственного ума. Если вы не можете обнаружить это чистое присутствие ригпа, то никогда не обнаружите Дзогчен: чтобы найти Дзогчен, следует отыскать обнаженное состояние ригпа.»
* * *
У современных нингмапинских мастеров братьев Палдэн Шераб Ринпоче и Цеванг Донгьял Ринпоче читаем: «Ригпа лежит в основе нашей способности мыслить. Саморождённое ригпа естественно присутствует, и эта внутренняя основа – всеобъединяющее чистое присутствие – предшествует возникновению любой двойственности….
Поскольку сущность ума изначально чиста, она никогда не была ничем ограничена. Мы уже свободны. Эта реальность и есть основа любого понятия. Эта глубинная природа заложена в великой пустоте, в махамудре и праджняпарамите, в мудрости запредельных пустоты и блаженства, чистых с самого начала…
Познакомиться с целостностью, увеличить и расширить её – это и есть дзогчен, изначальная чистота.»
* * *
ШЕСТЬ ВАДЖРНЫХ СТРОФ
Хотя видимый мир проявляется как многообразие,
это многообразие недвойственно,
И из всего множества отдельных вещей
ни одну нельзя вместить в ограниченное понятие.
Если освободишься от ограниченности любых попыток судить:
«это похоже на то или на сё»,
становится ясно, что все проявленные образы -
это грани того бесконечного, что не имеет образа,
и, неотделимые от него, они - самосовершенны.
Если видишь, что все изначально самосовершенно,
исцеляется болезнь - стремление чего-то достигать,
и, когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть,
присутствие недвойственного созерцания
непрерывно возникает само собой.
Эти "Шесть Ваджрных Строф", или, буквально, "Шесть Ваджрных Строк", поскольку тибетский оригинал состоит только из шести строк, в совершенстве передают всю суть учения Дзогчен.
Понять это изначальное состояние означает постичь учение Дзогчен, а функция передачи учения Дзогчен состоит в том, чтобы донести это состояние от того, кто его реализовал, то есть сделал реальным то, что было прежде лишь скрытой возможностью, тем людям, которые еще остаются в плену состояния двойственности. Даже само название Дзогчен, что означает "Великое Совершенство", указывает на самосовершенство этого состояния, изначально чистого в своей основе, где нечего отвергать или принимать.
…традиция Дзогчена, …, пришла через тибетскую культуру, в которой нашла приют с самого начала документально зафиксированной истории Тибета, тем не менее, мы не можем утверждать, что Дзогчен это тибетское учение, так как само изначальное состояние не имеет национальности: оно вездесуще.
Дзогчен не считает себя вершиной какой-либо иерархии уровней и не является постепенным путем. Дзогчен это путь самоосвобождения, а не преображения, поэтому в нем визуализация не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любого другого уровня. Главная практика Дзогчена заключается в том, чтобы прямо войти в недвойственное созерцание и пребывать в нем, продолжая его углублять вплоть до обретения Полной Реализации.»
Намкай Норбу Ринпоче
* * *
Гараб Дорже выразил учение Дзогчен в виде «трех заветов»:
- Прямое «введение» или «ознакомление» (со знанием или «видением» своей собственной природы).
- Избавление от сомнений (по поводу наличия этого видения).
- Пребывание в этом состоянии.
* * *
Намкай Норбу Ринпоче пишет: «Чистое присутствие, эта коренная осознанность, когда мы и не отвергаем мысль и не следуем за ней, подразумевает тибетское слово ригпа, антоним слова маригпа, означающего коренное неведение двойственного ума. Если вы не можете обнаружить это чистое присутствие ригпа, то никогда не обнаружите Дзогчен: чтобы найти Дзогчен, следует отыскать обнаженное состояние ригпа.»
* * *
У современных нингмапинских мастеров братьев Палдэн Шераб Ринпоче и Цеванг Донгьял Ринпоче читаем: «Ригпа лежит в основе нашей способности мыслить. Саморождённое ригпа естественно присутствует, и эта внутренняя основа – всеобъединяющее чистое присутствие – предшествует возникновению любой двойственности….
Поскольку сущность ума изначально чиста, она никогда не была ничем ограничена. Мы уже свободны. Эта реальность и есть основа любого понятия. Эта глубинная природа заложена в великой пустоте, в махамудре и праджняпарамите, в мудрости запредельных пустоты и блаженства, чистых с самого начала…
Познакомиться с целостностью, увеличить и расширить её – это и есть дзогчен, изначальная чистота.»
* * *
ШЕСТЬ ВАДЖРНЫХ СТРОФ
Хотя видимый мир проявляется как многообразие,
это многообразие недвойственно,
И из всего множества отдельных вещей
ни одну нельзя вместить в ограниченное понятие.
Если освободишься от ограниченности любых попыток судить:
«это похоже на то или на сё»,
становится ясно, что все проявленные образы -
это грани того бесконечного, что не имеет образа,
и, неотделимые от него, они - самосовершенны.
Если видишь, что все изначально самосовершенно,
исцеляется болезнь - стремление чего-то достигать,
и, когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть,
присутствие недвойственного созерцания
непрерывно возникает само собой.
Эти "Шесть Ваджрных Строф", или, буквально, "Шесть Ваджрных Строк", поскольку тибетский оригинал состоит только из шести строк, в совершенстве передают всю суть учения Дзогчен.
Обсуждения Цитаты мастеров Дзогчен