Мистерия Цам (Чам) ежегодно совершалась в буддийских монастырях Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим магом и учителем Падмасамбхавой (VIII в.).
Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разные календарные сроки - в одних зимой, в других - летом и быть разной по жанру. В одних случаях это была танцевальная пантомима, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая 4-5 действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (108 - сакральное число в буддизме), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 кг), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона тибетского буддизма и персонажи народной мифологии (в Тибете - тибетской, в Монголии и Бурятии - тибетской и монгольской). Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение; за несколько дней до праздника им полагалось побыть несколько часов в состоянии глубокой медитации. Случайных людей среди актеров быть не могло. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Когда что-то из них приходило в негодность, производили замену с тщательным соблюдением необходимых обрядов. У буддистов Монголии и России последние исполнения Цама зафиксированы в конце 20-х годов ХХ в. Идущие ныне в обеих странах процессы возрождения буддизма предусматривают и возрождение Цама, но это дело долгое и непростое.
Обсуждения Мистерия Цам