Солнце Бог

Перейдем теперь к центральному культу скифской-славянской - арийской религии. Все перечисленные выше божественные сущности, обладающие различными свойствами, отражающими реальное многообразие мира, были все же второстепенными ипостасями единого верховного божества, символом которого служило бесконечное голубое Небо.
Солнце Бог
Его главная ипостась, "сын божий", Первопричина, творческая сила, создающая мир, обозначалась как "Солнце", неиссякаемый источник энергии.

Активное начало божественной сущности греческие философы называли ЛОГОСОМ, то есть СЛОВОМ, подчеркивая его энерго-информационную природу. В самом деле, основной функцией Логоса как носителя информации является борьба с энтропией, передача энергетического импульса, способствующего организации мира. Индо-буддийская традиция обозначала его терминами АТМАН - "дух" и ИШВАРА - "господин, господь", акцентируя тем самым волевой, активный характер развертки Логоса в мир.

Процесс передачи информации от единого первоначала до конкретной формы является естественным, эволюционным, циклическим; поэтому Логос получил в греческой традиции определение "Саморазвертывающегося". То же самое имели в виду китайские философы, называя его ДАО (то есть Путь). Конечным результатом деятельности Логоса является реальный мир, так что в пределе "Дао" равняется всему миру, находящемуся в процессе эволюции. Поэтому в индо-арийской религии Логос носит имя МИТРА (славянский корень МИР).

Собственно говоря, все остальные божественные сущности представлялись как ипостаси первоначала, результат циклической деятельности Логоса. При этом сам Логос, образуя новый круг сущностей, вновь воспроизводит себя как одну из них, то есть возникает на новом уровне эволюционной иерархии как "свертка", содержащая в потенции новый жизненный цикл, новый мир...

Таким образом, Логос, равный в пределе всему миру, содержит внутри себя свое подобие-"свертку", которое содержит еще одно подобие, и так вплоть до единого Первоначала.

Свойство "самоподобия" на разных уровнях эволюционирующей в пространстве и времени иерархии - важнейшее для понимания сущности Саморазвертывающегося Логоса.

Его можно определить формулой: MOBILIS IN MOBILE, то есть - "Подвижный в Подвижном".

Почитание Логоса-Ишвары, как символа божественной энергии, постоянно творящей мир, выразилось в арийской религии в столь характерном для нее солнечном культе. Утрата религией изначально присущих солярных черт есть выражение ее упадка, деградации. Как известно, Логос в образе Солнца почитался в Иране и Индии, поэтому индо-иранские варианты религии можно без ошибки назвать "правильными", сохранившими верность исходному. В Ведах Солнце считалось источником энергии мира и воплощением верховных божественных сущностей:

...Взошел яркий лик богов, глаз Митры, Ва-руны, Агни.

Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство.

Сурья - дыханье жизни движущегося и неподвижного мира... (Ригведа, I, 115).

Формулировка идеи Логоса-Солнца-Митры как "Сына Неба" (Варуны) содержится в "Ведах".152 Это же представление сохранилось и в славяно-русской религии. Ипатьевский список Повести Временных Лет, формулируя сущность славянской религии, прямо называет первую ипостась Верховного единого начала ДАЖЬБОГОМ, или ЦАРЕМ-СОЛНЦЕМ ("Сын его (Сварога) именем Солнце, его же наричют Дажьбог... Солнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог..."153). Имя славянского Логоса образовано от санскритского корня "даг", означающего "горение".154

В числе 6 (7) наиболее почитаемых божеств в Киеве при варяжской династии первыми тремя были поставлены изображения Перуна, Стрибога и Дажьбога (верховное "первоначало", Сварог, как абстрактная сущность зримых изображений, конечно, иметь не мог). Два из них, как мы уже знаем, это "Юпитер и Марс", 'Тор и Один", или "Рудра и Шива". Третий же есть никто иной, как Логос, или Солнце-царь, творческая ипостась самого Первоначала; Дажьбог по отношению к Сварогу есть то же, что Митра по отношению к Варуне.

Те же самые божественные сущности почитались в варяго-русских храмах острова Рюген: Поренут (Перун), Поревит (Боревит), Свентовит и Ругевит. Первая пара соответствует Рудре (Роду, Перуну) + Шиве (Вею, Борею). Белый Бог Свентовит, окруженный на "Русском острове" особым почетом, есть Вишну, Хранитель, и наконец, РУГЕВИТ, то есть РУССКИЙ БОГ, чье изображение имело 7 ликов, - это Дажьбог (Митра).

Семерка, окруженная в арийской нумерологии особым почитанием, считалась числом Логоса; в Ведах Солнце-Сурья, "глаз" Митры и Варуны, представляется разъезжающим на 7-ми огненных кобылицах (I, 50).

Солнечный культ славянского Дажьбога уходит корнями в скифское прошлое. Многие источники подтверждают, что в скифской религии "Солнце-царь" занимал важнейшее место, имея значение единого бога, бога вообще. Геродот описал религию среднеазиатских скифов-массагетов как в чистом виде солярную: "ИЗ БОГОВ ЖЕ ПОЧИТАЮТ ТОЛЬКО СОЛНЦЕ, КОЕМУ ЖЕРТВУЮТ КОНЕЙ".155 (Жертва Солнцу коней, связь образа коня с образом Солнца хорошо известна не только у скифов, но и у средневековых славян, и у индоариев.)

Разумеется, не следует из этого сообщения заключать, что массагеты не знали других ипостасей верховного божества (на самом деле в Средней Азии по источникам и археологическим находкам известны те же культы, что и в Причерноморье).

Просто у "азиатских" скифов почитание Верховного Единого Первоначала в его главной испостаси Логоса-Солнца было столь развито, что для постороннего наблюдателя заслоняло все остальное.

Следует подчеркнуть, что Логос арийской религии не был тождествен Солнцу ни как космическому объекту, ни даже как символу; для этого служила его специальная ипостась, так сказать, "бог Солнца" в чистом виде (Сурья). Сам же Логос представлялся "энергоинформационным полем", проникающим всю материю. Недаром же в Ведах сказано: "Арьяман, Митра, Варуна, находящийся повсюду вокруг..." (I, 79).

На Руси в средние века "солнечной" ипостасью Логоса служил ХОРС; исследователи сходятся на том, что его образ и само имя восходят к скифским временам. Солнце-Хоре мыслился одновременно как воплощение Дажьбога (самого Логоса) и Ярило (весеннего героя, символа "Солнца в подъеме").

В Ведах Хорсу соответствует Сурья-Вивасват, отождествляемый и с Митрой, и с Индрой. Однако уже в ведический период образ "Логоса" начал терять свою сложную символику и многогранность; на первый план вышел Индра, присвоив себе функции Митры, а также и Рудры; он стал и "громовиком", и "небесным царем", и "весенним героем" одновременно. С Индрой стало соотноситься и зодиакальное созвездие Водолея, изначально приписанное самому небесному Отцу (Варуне), солнечному Сыну (Митре) и его человеческому воплощению - Арьяману.

В дальнейшем развитие индийского браманизма (направленное, как и везде, в сторону деградации) привело к тому, что Красный бог - Рудра - полностью слился с Шивой, Митра (Логос) превратился в бледную философскую абстракцию, и даже культ Индры отошел на задний план, так что религия утратила свое активное, творческое начало. Однако во многих других религиях не сохранилось даже бледной тени изначальной системы...

Вообще "стержневой" культ Логоса подвергается деградации в первую очередь, что связано с неизбежным процессом накопления энтропии в рамках отдельно взятой цивилизации.

Собственно, арийская религия предусматривает это, поскольку учение о Логосе предусматривает его периодическое воплощение - аватару, дающую человечеству новую жизнь.

***

Важнейшая особенность солярного культа Логоса, составляющего самую суть арийской религии, - представление творческой божественной силы в виде двух образов, наделенных "мужскими" и "женскими" чертами соответственно.

Эти два образа мыслились не в виде брачной или вообще семейной пары, как это характерно для представлений низших ипостасей божественной сущности, но как проявление единого начала в мужском и женском облике: Саморазвертывающийся Логос - Мировой Разум, Солнце-царь и Мировая Душа, "Солнцева сестра" (или жена).

О почитании в Скифии высшего женского начала наравне с верховным богом свидетельствуют источники. По Геродоту, царь скифов говорит персидскому царю Дарию следующие гордые слова:

ВЛАСТИТЕЛЯМИ ЖЕ Я СВОИМИ ПРИЗНАЮ ОДНОГО ЗЕВЕСА, МОЕГО ПРАРОДИТЕЛЯ, И ГЕСТИЮ, ЦАРИЦУ СКИФСКУЮ.156

Женское божество, поставленное здесь наравне с самим верховным "богом неба", есть скифская Дева, почитание которой известно по многим источникам.

Ясно, что скифская "царица" не имеет ничего общего с "чисто женским" культом плодородия, земли. Недаром для сопоставления с ней греческий историк выбрал девственную греческую богиню, связанную с культом огня. Однако второстепенная греческая богиня "Гестия" (аналог: римская Веста) никак не могла занимать в пантеоне высшее место, быть "царицей". Что за странность?... На самом деле культ скифской Девы по своему значению подобен греческому культу АФИНЫ ПАРФЕНОС (то есть Девственницы), в честь которой была назван главный город Греции и возведен в нем лучший храм - Парфенон. Греки вполне могли бы назвать Афину своей "царицей"...

Скифская Дева, в отличие от своей греческой "сестры", имела ярко выраженные огненно-солнечные черты; ее имя (по Геродоту: Табити) имеет санскритский корень, обозначающий "горение"... Геродоту пришлось привести в качестве параллели второстепенную богиню Гестию только потому, что она была связана с огненным культом, тогда как Афина в античное время уже утратила огненно-солнечные черты, которые были ей изначально присущи. Сохранившиеся изображения Афины в плаще, усыпанном свастиками, явно указывают на ее солнечную природу.157

Женская ипостась Логоса (Богиня Солнца) представлялась в образе вооруженной Девы-"амазонки" - как в Греции, так и в Скифии. Изображения Афины Паллады в полном боевом вооружении всем хорошо известны... Менее известно, что подобные изображения найдены и на территории Скифии, причем характер их - совершенно местный, не заимствованный извне.

Так, в столице Парфии Нисе (Средняя Азия) найдены статуэтки из глины, изображающие аналога греческой Афины "в тяжелом парфянском шлеме". Стиль их изображения не похож не греческий, они изготовлялись явно местными, негреческими мастерами!158 Разумеется, культ парфянской "Афины" не был принесен из Греции; скорее наоборот... Разве положение греческих женщин могло внушить образ интеллектуальной воительницы, в котором греки видели свое верховное божество?...

Образ "женского Логоса", богини Разума присущ почти всем вариантам арийской религии. Ментальные, "логические" свойства греческой Афины очевидны; сама она считается дочерью Метис, то есть Разума. Само имя "Афина" (АТЕНА) имеет очень глубокий смысл: оно образовано от того же корня, что и слово "атеизм", и символизирует "отрицательное" свойство Логоса, в нижнем пределе совпадающем со всем миром, а в верхнем - исчезающем в бесконечно малом, превращающимся в нематериальное начало, НИЧТО, НИРВАНУ.

Богиню Разума почитали и римляне, именуя ее МИНЕВРОЙ (от слова mens, мысль); кельты называли ее БРИГИТТОЙ. Интересно, что кельтское имя читается по-славянски: Бригитта есть то же, что "Берегиня" (от слова "оберегать"); функции спасения и сохранения признаются основными для Женского Логоса. В Индии "богиня Разума" называется САРАСВАТИ; она считается "супругой" (или, скорее, женской ипостасью) самого единого Первоначала, Брамы.

Концепция "Логоса" в его мужском (активном) и женском (пассивном) проявлении в индо-буддийской философии занимает важнейшее место, но в ведический период эти образы имели более насыщенную солнечную символику, чем впоследствии. В Ведах женский Логос представлен в образе МАТАРИСВАН, Жар-Птицы, принесшей людям небесный огонь, частицу Солнца (Ригведа, I, 128; I, 60); такой же образ сохранился в русской мифологии.159 Миф о Жар-Птице в символической форме представляет связь души человека с энерго-информационным полем Матарисван - Мировой души.

Хорошо известно, что славяне почитали женскую ипостась Логоса-Дажьбога, царя-Солнца, как небесную деву, "солнцеву сестру". У западных славян-вендов женская ипостась Дажьбога - носила имя ПОДАГА;160 само имя ее значит "пожигающая", и образовано оно (как и имя "скифской Девы" Табити, имеющее точно такой же смысл) от санскритского корня. В свою очередь, имя ведийской "Матарисван" отчетливо читается по-славянски как МАТЬ АРИЯ (ИРИЯ) СВА (сущая). По-видимому, это и было "настоящее", изначальное имя Девы, тогда как имена, включавшие корень со смыслом "горение", были чисто функциональными.

Очевидно, что загадочная "МАТЕРЬ СВА", "СВА ЯСУНЬ", постоянно упоминаемая во "Влесовой книге", в точности соответствует ведийской Матарисван,161 тем более, что и та, и другая, представлялись в образе фантастической небесной птицы. Этот образ сохранился и в русских сказках ("радужная" птица СИРИН), и в греческих мифах (ИРИДА - богиня радуги).

Имя солнечной богини с корнем "ире"-"ари" отразилось и в древнерусском названии небесного рая - ИРИЯ, и в имени древней хеттской Богини Солнца АРИННИ. Культ "солнечной девы" докатился до берегов Тихого океана, потому что наиболее почитаемое божество японской религии - синтоизма - это богиня Солнца АМАТЭ-РАСУ (то есть та же Матарисван...).

***

В ядро первоначальной арийской религии входит представление о прямом происхождении человека от Логоса и о периодическом воплощении Логоса в человеческом облике (богоявлении). Выражение в Ведах "Цари Варуна, Митра и Ариаман" следует понимать как формулу бога: 1) единое начало, первосущее, бог-отец, "Небо" (Варуна, 'Творец"); 2) активная творческая сила мира, "Солнце", Логос (Митра, "мир"); 3) ее воплощение в человеке и человечестве (Ариаман, "арийский человек").

В греческом мифе непосредственным творцом первого человека является Прометей; ему помогает Афина (дочь Метис), придавая каждому вновь созданному человеку бабочку-душу. По славянским представлениям, люди являются прямыми потомками Дажьбога (Солнца-царя), Согласно Ведам, первые люди были детьми Солнца - Сурьи, Вивасвата.

Как понятно, Прометей в греческом мифе и есть Логос; само его имя аналогично имени Афины-Метис, и означает "промысл" (божественный). Этот миф, очевидно, передает одно из важнейших представлений арийской религии: происхождение от Логоса и самого человека, и человеческой цивилизации (образ огня, принесенного Прометеем с неба; в индоарийской традиции огонь приносит женский Логос - Матарисван).

Логос-Прометей не только создает род человеческий; он также поддерживает его и выступает как спаситель человечества во время тотальных катастроф, время от времени обрушивающихся на Землю: новый Род образуют прямые потомки воплощенного Логоса. Представление о "всемирных потопах", пралайях - периодической очистке мира от накопившейся энтропии - свойственно практически всем религиозным традициям и очевидно, восходит еще к "прарелигии" времен первичного единства человечества. Согласно греческому варианту мифа о Всемирном Потопе, "допотопное" человечество полностью погибло, а новое пошло от Девкалиона, сына Прометея.

Подобным же образом Логос противодействует нарастанию энтропии в социальной сфере. Если "порча" человечества еще не стала необратимой и затронула только социальную иерархию, божественный Логос воплощается в материальный мир, чтобы победить силы зла, основать новое государство и дать начало новой царской династии, новому Роду.

Рождение Человека в древней арийской традиции представлялось результатом воплощения и соединения двух божественных, солнечных, энерго-информационных начал, Мужского и Женского. Воспоминание о "женском Логосе" как Великой Матери, прародительнице богов и людей, сохранили почти все народы арийского происхождения и многие другие, связанные с ними; причем, что удивительно, почти все мифы называют одно и то же имя богини.

В индийской традиции матерью солнечных богов-асуров (первоначально, в эпоху Вед, божественную иерархию составляли именно они) названа Дану; кельтская традиция также называет свой пантеон "племенами богини Дану". Даже китайцы знали богиню Данай Фужень, покровительницу матерей, помогающую при родах...

В славянской мифологии Дана - жена Солнца, божество, олицетворяющее и солнечную энергию, и воду - как женское начало; она же называлась и Русалкой (от имени Руса, Ра - древнейшего названия Солнца). Имя великой богини становится понятно, если вспомнить, что корень "дан", "дон" в индо-иранских языках связан со стихией воды.

В греческом мифе великая богиня представлена в образе Данаи, родившей сына Персея от солнечного света.162 Сын солнечного света побеждает многоголового змеиного монстра, Медузу Горгону (символ мировой энтропии) и основывает на земле новую царскую династию. Покровительницей Персея выступает сама Афина; именно она помогает победить Медузу. Очевидно, что Даная - мать Персея, прародительница - есть просто земное воплощение, ипостась Афины, изначально - Солнечной Девы. Таким образом, не существует никакого противоречия между образом Солнечной Девы как божественной, нематериальной сущности и образом ее земной ипостаси, Великой Матери Даны.

Образ солнечной богини-матери иногда пытаются сопоставить с образом христанской Богородицы, но это явная ошибка: Дева Мария (в индуизме Майя) - это стихия земли (видимая, "иллюзорная" материя), мать майтрейи (Логоса), тогда как солнечная Дана - его жена, основательница земного Рода (в индуизме: Радда, жена Кришны, или Сита, жена Рамы). В христианской традиции этот образ вообще отсутствует; сохранился только его идеальный архетип, соответствующий Афине (Сарасвати) - св. София.

Классический вариант мифа о солнечном герое представлен в религии древнего Египта. Воплощенный майтрейя, сын Солнца Осирис вступает в брак с Исидой, своей женской ипостасью (имя Осирис образовано от древнего индоевропейского корня "сер-сир" со смыслом "горение", а имя Исида - от санскритского корня "ис" - "властвовать", и означает просто "Госпожа").163 Осирис-майтрейя приносит себя в жертву, а рожденный от Исиды его сын Гор (слав. Хоре) побеждает силы мрака и становится основателем династии фараонов.

Египетский миф об Осирисе, Исиде и Горе имеет полную аналогию в славяно-русской религии. Славянский солнечный герой, сын Майтрейи, Воплощенного Логоса и Великой Матери Даны - это ДАНКО (современная обработка мифа известна всем...). На Руси сохранилась и символика, изначально связанная с образом Данко, Хорса (Гора) - Сына Солнца: это знак Сокола, родовая эмблема династии Рюриковичей.164 В Египте Гор, родоначальник фараонов, изображался также в виде Сокола (если учесть, что первые династии фараонов происходили из Великой Скифии, не приходится удивляться близости египетской религии славяно-санскритской традиции)...

Наиболее полно из всех религий, сохранившихся до наших дней как в "живых" культах, так и в письменных источниках, миф о воплощении Логоса (явлении Аватара) представлен в индуизме. Согласно индийской традиции, Логос проявляется в двух ипостасях: Кришны и Рамы.

Кришна в точности соответствует египетскому Осирису и греческому Дионису. Это - божественный герой, являющийся в мир, когда Закон (Дхарма) забыт и нарушен, когда силы зла беснуются без удержу, когда энтропия возросла до критического значения и грозит гибелью системы. Кришна спасает мир, принося себя в жертву. Победа принадлежит не ему самому, а его потомкам, продолжающим и завершающим начатое им дело.

Рама также есть воплощение Логоса, но является при более благоприятных условиях; он побеждает Дракона и одерживает "окончательную" победу над силами зла, вводя мир в период стабильного и счастливого существования (его греческий аналог - солнечный герой Персей).

Таким образом, Кришна и Рама есть Аватары в разных фазах временного цикла: первый является в критический момент минимума волны жизненного цикла (возрастания-убывания энтропии), второй - в ее максимуме, на гребне волны. Поэтому Кришна представляется как "черный" бог (черное - цвет женской энергии, максимальной во "впадине" волны), Рама - как "белый" (белое - цвет мужского начала165), хотя вместе с тем обе ипостаси есть воплощения Логоса как мировой мужской энергии Ян (Ви-радж).

В поздней индуистской традиции Кришна и Рама представляются аватарами Мирового Духа, Вишну-Нараяна; в ведический период обе ипостаси считались проявлениями одной и той же божественной идеальной сущности, Арьямана, исходящего от Варуны через Митру (Логос мира). И Кришна, и Рама, независимо от времени и обстоятельств богоявления, есть одна сущность: Арьяман, арийский человек.

Славяно-санскритский миф о солнечном герое - Кришне, Данко - периодическом воплощении Логоса, приносящим себя в жертву, побеждающем силы мрака и освобождающем мир от накопившейся энтропии, миф, отраженный также в египетской традиции, сохранил верность изначальному первоисточнику. Греческая же легенда о Прометее отражает представление о Логосе в сильно вырожденной, деградировавшей форме. Творческий акт, согласно этой легенде, произошел только один раз и не повторится более никогда; Прометей прикован к скале, и мир отдан во власть "тривиальных" богов, бодро ведущих его к окончательной гибели... Такое представление могло возникнуть только в умах цивилизации, уже вступившей на безнадежный путь разложения. Только новое проявление Логоса способно спасти ее.

Новое воплощение Логоса возможно только при одном условии: при сохранении его образа в человеческих умах и сердцах. Сохранение информации - единственно возможный путь противодействия постоянно возрастающей энтропии. Собственно говоря, БОГ И ЕСТЬ ИНФОРМАЦИЯ, что отражено даже в его названии: Логос, Слово. (Классическая формула: "В начале было Слово, и это Слово было у Бога, и это Слово и было Бог"...) Именно поэтому негативные, теневые силы прежде всего стараются замутить, исказить, утопить во многих грязных потоках чистую, правильную информацию, которая на самом деле одна, Истина и вместе с тем Справедливость, то есть, говоря по-русски, ПРАВДА.

Воплощение божественного начала в человека представляет собой главную мистическую тайну арийской религии. Образ Логоса и есть "образ человеческий", идеальный человек, каким он должен и может быть. Недаром Логос-Митра в ведической традиции имеет воплощение, имя которого - АРИАМАН, арийский человек; ему соответствует женская ипостасть МАТЬ АРИЯ СВА (Матарисван). Основные свойства богочеловека-Ариамана ясны даже из его имени: это безграничные творческие способности, мужество, благородство, долг и честь. Свойства позитивные и всем известные, поддержание которых, однако, требует неимоверной затраты энергии; существование их в этом мире, заполненном самовозрастающей энтропией, можно объяснить только сверхъестественным источником...

Ариаман (богочеловек) есть не что иное, как информационный центр мира (Митры), его подобие-"свертка". Воплощение Логоса, периодическое возвращение образа Ариамана происходит в результате естественного эволюционного движения, Пути (Дао), в целой иерархии волн времени, в начале каждого нового цикла. Завершение циклического обращения "колеса времени" сопровождается всякий раз "пралайей", уничтожением старого мира и рождением нового, творцом которого и выступает Ло-гос-Ариаман, передающий импульс божественной энергии и восстанавливающий "сброшенную" информацию на новом уровне.
×

По теме Солнце Бог

Суфизм. Солнце

Божественный Дух известен мистикам всех времен как Солнце, и поэтому во всех...
Религия

Немного о Солнце

Солнечная радиация - это первичная энергия для эфирных полей всего живого на...
Религия

Солнце, которое светит всегда

Михаэль ЛайтманВ науке каббала речь идет только о желании. О свете особо нечего...
Религия

Солнце

Светило, зародившее нашу Землю, и теперешнее наше Солнце - одно, потому...
Религия

Внутреннее Солнце - обзор духовного пути

Этап I Профан осознаёт духовный путь и приходит к своему первому Учителю...
Религия

Сердце - духовное солнце человека

Теоретические представления о взаимоотношениях между головой и сердцем...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Восемь мистических трансформационных мантр
Советы по уходу за волосами в зависимости от фаз луны