Закон семи, или закон октав
Гурджиев называл фундаментальный закон семи термином «Гептапарпаршинокх», или законом октав, сформулировав его следующим образом: движение сил следует линии, которая постоянно отклоняется от начального курса через особые интервалы, пока не замкнётся в контур, - иными словами, до тех пор, пока оба конца линии не соединятся в точке, откуда началось движение.
Гурджиев называл фундаментальный закон семи термином «Гептапарпаршинокх», или законом октав, сформулировав его следующим образом: движение сил следует линии, которая постоянно отклоняется от начального курса через особые интервалы, пока не замкнётся в контур, - иными словами, до тех пор, пока оба конца линии не соединятся в точке, откуда началось движение.
Геометрия этой линии, согласно Гурджиеву, определяется семью точками отклонения от предыдущего направления движения сил, а расстояние между ближайшими точками он назвал в «Рассказах Вельзевула» «стопиндерами» священного Гептапарапаршинокха. Закон семи действует абсолютно на всё рождающееся или уже существующее, и его действие всегда связано с наличием семи точек отклонения, или «центров гравитации», и «интервалов» между ними.
Этот закон объясняет, почему в природе нет прямых линий, а также почему мы не способны ни думать, ни что-нибудь делать, почему всё для нас – только мысль, почему с нами всё случается – и обычно случается образом, противоположным тому, чего мы хотим или ожидаем. Всё это – явные и непосредственные следствия «интервалов».
Разъясняя действие закона, Гурджиев широко пользовался аналогией с музыкальной гаммой, излагая одновременно и свою теорию объективной музыки. Семь тонов дают завершенную октаву, и восьмым тоном начинается новая, более высокая или же более низкая октава. Семь нот в октаве являются аналогами точек отклонения, а интервалы между нотами – аналогами интервалов разной длины в реально происходящих процессах, подверженных действию закона семи.
Геометрическая иллюстрация действия этого закона с введением дополнительных, необходимых для практики понятий была дана Гурджиевым и в символе эннеаграммы.
Этот закон объясняет, почему в природе нет прямых линий, а также почему мы не способны ни думать, ни что-нибудь делать, почему всё для нас – только мысль, почему с нами всё случается – и обычно случается образом, противоположным тому, чего мы хотим или ожидаем. Всё это – явные и непосредственные следствия «интервалов».
Разъясняя действие закона, Гурджиев широко пользовался аналогией с музыкальной гаммой, излагая одновременно и свою теорию объективной музыки. Семь тонов дают завершенную октаву, и восьмым тоном начинается новая, более высокая или же более низкая октава. Семь нот в октаве являются аналогами точек отклонения, а интервалы между нотами – аналогами интервалов разной длины в реально происходящих процессах, подверженных действию закона семи.
Геометрическая иллюстрация действия этого закона с введением дополнительных, необходимых для практики понятий была дана Гурджиевым и в символе эннеаграммы.
Обсуждения Закон семи октав