Праведный учитель

В некоторых документах кумранской общины упоминается “учитель праведности”, или “праведный учитель” (more hassedeq). Судя по этим упоминаниям, учитель играл большую роль в самом основании общины и пользовался большой посмертной славой.
Праведный учитель
Таинственная и столь значимая фигура “учителя праведности”, естественно, привлекла к себе пристальное внимание иcследователей. Особый, граничащий с сенсацией интерес к личности “учителя” обусловлен главным образом тем, что имеется ряд сходных черт между ним и образом евангельского Иисуса Христа. В уже опубликованных рукописях упоминание об учителе праведности встречается в четырех документах: Дамасском документе и комментариях на книги Хабаккука, Михея и Псалмы. Исследователи считают Гимны автобиографическим сочинением самого учителя.

Из опубликованных Аллегро фрагментов комментария на 37-й псалом мы узнаем, что учитель был жрецом (hkwhn mwrh h[sdq]). В сильно поврежденном фрагменте комментария на Михея из сохранившихся слов можно заключить, что учитель наставлял “избранников” в Законе Божьем, и что это приведет к их “спасению”: “... который... и всем жертвующим собой, чтобы присоединиться к избранникам Бога, исполняющим Закон в совете общины, которые будут спасены от дня [суда]...” (1Q Mich., отрывки 8-10, строки 6-9).

Более подробные и важные сведения имеются в Дамасском документе и комментарии на кн. Хабаккука. В Дамасском документе сообщается, что после того как осознавшие свою вину люди из “остатка Израиля” были замечены Богом, но еще 20 лет “бродили, как слепые, ощупью”, Бог присмотрелся к их деяниям, и, увидев, что они Его ищут “совершенным сердцем”, Он “послал им Учителя Праведности, чтобы вести их по пути его сердца” (I, 11). Несколько ниже говорится, что Бог “возвестил им через Своего Мессию Дух святости Своей, Который есть истина...” (II, 12). В одной из версий этого текста говорится, что члены общины “прислушиваются к голосу учителя праведности” (XX, 32). Из ряда отрывков мы узнаем, во-первых, о том, что Учитель был предан, о преследовании учителя, о выпавших на долю учителя мучениях (каких, не сказано), о насильственной смерти Учителя и о произошедшей после неё схизме, расколе, подробности которого неизвестны.

Дамасского документа вытекает, что в будущем ожидается приход именно уже умершего учителя. Вот этот текст: “А знатные из народа это те, которые пришли копать этот колодец (т. е. изучать законы Бога. — И. А.) скипетрами, относительно которых предписал законодатель, чтобы ими руководствоваться в течение всего периода нечестия и без которых они не достигнут прихода (букв. “пока не встанет”) Учителя Праведности в конце дней” (VI, 8-11).

Из этого текста вытекает, что члены “Нового Завета” ожидали предстоящего прихода своего умершего вождя и учителя, а из сопоставления с предшествующим текстом можно заключить, что “учитель” и “Мессия” в данном случае синонимы.

Обратимся теперь к сведениям об учителе, имеющимся в комментарии на кн. Хабаккука. В комментарии сообщается, во-первых, что учитель воспринял своё учение из уст самого Бога, поведавшего ему всей тайны слов пророков. Так, мы читаем: “Это относится к нечестивцам и изменникам с человеком лжи, потому что они не [поверили в то, что поведал] учитель праведности (узнавший это) из уст Бога” (II, 1-3). Двумя стихами ниже, в полном соответствии с комментарием на 37-й псалом, говорится, что Учитель был жрецом: “Таково же толкование слова относительно людей, изменяющих к концу дней; они жестокие нарушители Завета, которые не поверили относительно всего, что произойдет с последним поколением, когда услышали (это) из уст Жреца, которому Бог дал (или вложил) в сердце мудрость истолковать все слова его рабов-пророков, через посредство которых Бог поведал всё предстоящее его народу” (II, 5-10). Об этом же чудесном даре Учителя, которому сам Бог поведал тайны, сообщается и в другом месте: “Имеется в виду Учитель праведности, которому Бог поведал все тайны слов его рабов-пророков” (VII, 4-5). Если отступники во главе с “человеком лжи” не поверили в рассказы учителя, почерпнутые им “из уст Бога”, то нашлись и верные Учителю люди, не отступившие перед страданиями, которые им пришлось претерпеть, за что они и будут спасены Богом: “Это относится к выполняющим закон в доме Иуды, которых Бог спасет от дома правосудия за их страдания и веру в учителя праведности” (VIII, 1-3).

В комментарии на кн. Хабаккука мы читаем: “Имеется в виду нечестивый жрец, который преследовал учителя праведности, чтобы поглотить его в гневе своего пыла в доме его изгнания; во время праздника покоя в день всепрощения он (т. е. нечестивый жрец. — И. А.) появился среди них (т. е. среди сторонников учителя. — И. А.), чтобы поглотить их и чтобы добиться их падения” (XI, 4-8). Кстати, за это преступление против учителя нечестивый жрец был наказан Богом: “Это относится к нечестивому жрецу, которого из-за греха(?) против учителя праведности и людей его совета Бог предал в руки его врагов, чтобы подвергнуть его мучениям и горестям души за то, что он нечестивым образом поступил с избранникои Его (т. е. Бога; подчеркнуто мной. — И. А.)” (IX, 9-12; ср. IX, 1-2). Наконец, в том же документе сообщается еще одна интересная деталь: “Это относится к дому Авессалома и людям совета, которые оказались немыми во время мучения (наказания) — nadammu betokahat учителя праведности” (V, 10).[/sdq]

[sdq]

Учитель был жрецом, которого Бог избрал в качестве своего помазанника, т. е. Мессии, чтобы через него возвестить свою волю и учение. Для этого Бог поведал ему непосредственно из уст Своих все тайны слов пророков, т. е., по существу, наделил его тем же даром пророчества. Среди членов его общины начался раскол. Некоторые общинники не поверили в его “рассказы”. В то же время, у Учителя остались верные сторонники, продолжавшие верить в него, хотя им приходилось принимать на себя страдания. Насколько можно судить по поврежденному тексту 1 QMich., вера в Учителя связана с будущим спасением. Учитель и его сторонники подверглись преследованию со стороны некоего “нечестивого жреца”, причем и сам Учитель, судя по комментарию на кн. Хабаккука, подвергся каким-то мучениям. В Дамасском документе говорится о смерти учителя, без всяких подробностей, а в комментарии на кн. Хабаккука говорится о преследовании и о мучениях учителя. Нетрудно, конечно, предположить, что намерение “нечестивого жреца” поглотить учителя “в гневе своего пыла” было осуществлено, и мучения, которым подвергся учитель, закончились его смертью.

Далее, судя по Дамасскому документу, оставшиеся верными Учителю дожидались его пришествия “в конце дней”, т. е. по их представлениям, в весьма непродолжительном будущем. Однако в крайне интересном месте того же комментария сказано: “И в руки Его избранника (bhyrw) Бог отдаст суд над всеми народами” (V, 4). Открытым остается вопрос, ожидалось ли “персональное” возвращение учителя “в последние дни” или этот приход мыслился в связи с верованием кумранцев в телесное воскресение всех мертвых, на что можно найти указание в Гимнах (1 Q Hod. VI, 34 и XI, 13)57. Вера кумранцев в физическое, а не только духовное воскресение мертвых находится в соответствии с аналогичным верованием ессеев, описанных Флавием, и с апокрифической кн. Еноха. Это верование было распространено среди всех иудеев (за исключением саддукеев) и являлось составной частью представлений о “будущих временах”.

Александр Владимиров опираясь, с одной стороны, на общепризнанные кумрано-христианские совпадения, а с другой - на свидетельства о назарее-пророческих древнееврейских течениях, он ясно показал отличие идеологии Кумранской общины от иудаизма того времени. Сопоставляя доктрину Учителя Праведности и новозаветное учение Иисуса Христа, автор проделал немалую работу, подвергнув анализу громадное количество разнообразных источников и существенно расширив их круг, не побоявшись привлечь тексты, которые далеко не всегда принято приводить в исследованиях академического характера. Цитаты из восточных священных книг, эзотерических учений, трудов Блаватской и Рерихов, используемые прочими исследователями либо в целях тенденциозной критики, либо эмоциональной апологетики, приводятся Владимировым как исторические источники. Он рассматривает их под другим углом зрения, черпая в них сведения, обладающие важным познавательным содержанием. В результате Владимиров пришел к сенсационному решению: отождествить кумранского Учителя Праведности и Иисуса Христа, а евангельские события перенести на 100 лет назад. Это рискованно: можно навлечь на себя и гнев богословов, и обвинения кумранистов в претенциозности и подтасовке. Но в предисловии сказано, что цель автора - не разрушать традиционные представления о Христе, а расширить знания о земной Его судьбе. То, что сроки отличаются от общепринятых церковных канонов, не значит, что он хочет поколебать нравственный смысл Евангелия: "его значение непреходяще, любые уточнения покажутся незаметными", если соизмерить их с миром Христа.

Хрестоматийные события жизни Иисуса - тайна рождения, бегство в Египет, обстоятельства казни - в книге представляются в новом свете. Мириам, племянница одного из первосвященников Иерусалимского храма, была оклеветана, и муж покинул ее, оставив сына сиротой еще в материнской утробе. После рождения сын Мириам считался незаконным, именно поэтому ей пришлось бежать из Иудеи. По возвращении из Египта Иисусу было 30 лет, и он приобрел необыкновенную популярность как пророк и чудотворец, но ему вновь помешала старая клевета. Он должен был уйти - на этот раз на Восток, в Индию, в Гималаи. Когда ему было около 40 лет, он появился в Кумранской общине, в 42 года он принял крещение от Иоанна Крестителя. В 47 лет Учитель Праведности, Иисус Христос, покинул "душное пространство Кумранской общины". Дальнейшие его трехлетние хождения известны по Евангелиям (территория, на которую почти не ступает автор). Зато обстоятельства казни подаются иначе: утверждается, что Иисус был казнен не в Иерусалиме, а в расположенном неподалеку городе Лидда. Как полагает автор, этот город был центром иудаизма того времени. Христос не был распят на кресте, а привязан к дереву - по обычаю, заведенному в Иудее издревле, и это сделали его собственные соотечественники-недоброжелатели. Римские легионеры не могли участвовать в его казни, потому что она произошла до завоевания Иудеи...[/sdq]

[sdq]

Книга по сути -классическое историческое исследование, снабженное обширным научным аппаратом, приложениями, содержащими перевод некоторых кумранских текстов, указателем цитат ветхозаветных, новозаветных, апокрифических книг и кумранских свитков, именным и предметно-терминологическим указателем. В конце помещены несколько фотографий видов раскопок Кумрана и фрагментов свитков.

Что нам известно о датах жизни Учителя праведности? Только то, что он стал руководителем ессеев в 177/176 гг. до н.э. и умер (по И.Р. Тантлевскому был распят на кресте) в 142-134 гг. до н.э., - в какой-то из этих годов.

Можно предположить, что Учитель праведности стал руководителем ессеев никак не моложе 30 лет, а может быть и позднее, судя по прижизненному (для него) гороскопу Мессии 4Q Mess ar. Значит, он родился не позднее 207/206 гг. до н.э. и умер (распят) в возрасте 64-73 го-да, скорее всего в 134 г. до н.э., в возрасте 72-73 года.[/sdq]
×

По теме Праведный учитель

Праведный Иоанн Кронштадтский

Мой товарищ Илия Аббуррусс, впоследствии настоятель Антиохийского подворья...
Религия

Просветленный Учитель

Женщина не может быть Учителем - это невозможно. Достигнув, женщина становится...
Религия

Взаимоотношения учитель ученик

ВОПРОС: Здравствуйте! Скажите, как быть без учителя, если знаешь, что практика...
Религия

Жизнь как учитель

Очень важно понять: то, что нами движет, имеет свой смысл; судьба, жизнь, боги...
Религия

Учитель и ученик - Рабаш и Лайтман

1. Обучение и фактор времени Отчего «на земле весь род людской» в его...
Религия

Живой Учитель

ЖИВОЙ УЧИТЕЛЬ Фрагменты Каждое утро я смотрю в глаза Христа. И определяю по их...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?